Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 марта 2017 г. N Ф05-1871/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А41-18304/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: до перерыва секретарем - Гамолиной Ю.А., после перерыва - секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании (после перерыва):
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Новая усадьба" - Стефанова А.Ю. (представителя по доверенности от 19.08.2016),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Фирсова А.В. (представителя по доверенности от 16.12.2015),
от администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20.10.2016 по делу N А41-18304/16, принятое судьей Новиковой Е.М.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Новая усадьба" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконными решения управления от 11.01.2016 N 50/011/010/2015-3300, 50/011/010/2015-3296, 50/011/010/2015-3298, 50/011/010/2015-3299, 50/011/010/2015-3303, 50/011/010/2015-3306, 50/011/010/2015-3311, 50/011/010/2015-3319, 50/011/010/2015-3315 об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимости:
трасса водопровода до жилого дома ул. Рублевское предместье д. З. корп. 1, назначение: водоснабжение, инв. N 092:030-17860, лит.В, протяженность 16,76 м, адрес (местонахождение): Московская область, Красногорский район, дер. Глухово, ул. Рублевское предместье, д. З. корп. 1, условный номер: 50-50-11/080/2012-169;
трасса водопровода до жилого дома ул. Рублевское предместье д. 8. корп. 1,2,3, назначение: водоснабжение, инв. N 092:030-17406, лит.В,В1,В2, протяженность 347 м, адрес (местонахождение): Московская область, Красногорский район, дер. Глухово, ул. Рублевское предместье, условный номер: 50-50-11/120/2010-412;
сооружение: трасса ливневой канализации от жилых домов ул. Рублевское предместье д. 6. корп. 2,3, назначение нежилое, инв. N 092:030-16531, лит.Кл, протяженность 217,3 п. м, адрес (местонахождение): Московская область, Красногорский район, дер. Глухово, ул. Рублевское предместье, условный номер: 50-50-11/047/2009-281;
сооружение: трасса ливневой канализации от жилого дома ул. Рублевское предместье д. 8. корп. 1, назначение канализация, инв. N 092:030-17406, лит.К, протяженность 92 м, адрес (местонахождение): Московская область, Красногорский район, дер. Глухово, ул. Рублевское предместье, условный номер: 50-50-11/120/2010-408;
трасса ливневой канализации от жилого дома ул. Рублевское предместье д. 8. корп. 2, назначение канализация, инв. N 092:030-17406, лит.1К,1К1, протяженность 343 м, адрес (местонахождение): Московская область, Красногорский район, дер. Глухово, ул. Рублевское предместье, условный номер: 50-50-11/120/2010-406;
трасса ливневой канализации от жилого дома ул. Рублевское предместье д. 8. корп. 3, назначение канализация, инв. N 092:030-17406, лит.2К,2К1, протяженность 166 м, адрес (местонахождение): Московская область, Красногорский район, дер. Глухово, ул. Рублевское предместье, условный номер: 50-50-11/120/2010-413;
трасса напорной ливневой канализации от закрытой подземной автостоянки ул. Рублевское предместье д. 10. корп. А, назначение канализация, инв. N 092:030-17860, лит.Кн, протяженность 43,25 м, адрес (местонахождение): Московская область, Красногорский район, дер. Глухово, ул. Рублевское предместье, д. 10, корп. А, условный номер: 50-50-11/080/2012-376.
трасса наружного освещения к жилым домам ул. Рублевское предместье д. 10. корп. 1,2, д. 12 корп. 1,2, назначение нежилое, протяженность 375 м, адрес (местонахождение): Московская область, Красногорский район, дер. Глухово, ул. Рублевское предместье, д. 10. корп. 1,2, д. 12 корп. 1,2, условный номер: 50-50-11/084/2012-010.
трасса наружного освещения к жилым домам ул. Рублевское предместье д. 16. корп. 3, назначение нежилое, инв. N 092:030-17860, лит. Л, протяженность 96,29 м, адрес (местонахождение): Московская область, Красногорский район, дер. Глухово, ул. Рублевское предместье, д. 16. корп. З, условный номер: 50-50-11/090/2012-053.
- обязать управление устранить допущенные нарушения и осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности общества на указанные объекты недвижимого имущества.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.10.2016 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является собственником указанных объектов недвижимости.
Общество 26.11.2015 обратилось в управление с заявлениями о внесении в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении собственности на указанные объекты недвижимости.
Основанием для обращения общества в управление явилось решение органа управления, оформленное в виде протокола заседания совета директоров общества от 23.11.2015 об отказе от права собственности на указанные объекты недвижимости в связи с невозможностью их использования в непосредственной деятельности общества по строительству объектов ЖК "Рублевское предместье".
Сообщениями от 11.01.2016 N 50/011/010/2015-3300, 50/011/010/2015-3296, 50/011/010/2015-3298, 50/011/010/2015-3299, 50/011/010/2015-3303, 50/011/010/2015-3306, 50/011/010/2015-3311, 50/011/010/2015-3319, 50/011/010/2015-3315 управление отказало в государственной регистрации прекращения права собственности общества на указанные объекты недвижимости. В обоснование отказа управление сослалось на отсутствие документов, необходимых в соответствии Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) для государственной регистрации прав.
Не согласившись с данными отказами от 11.01.2016, общество 06.04.2016 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Перечень документов для государственной регистрации содержится в статьях 11, 13, 16, 17 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется регистрирующим органом. При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
В государственной регистрации прав может быть отказано по основаниям, приведенным в статье 20 Закона о регистрации.
В силу части 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Статьей 236 Гражданского кодекса предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Из материалов дела усматривается, что в качестве документа, подтверждающего отказ от права собственности, в регистрирующий орган были представлен протокол заседания совета директоров общества от 10.12.2015, которым оформлено решение об отказе от права собственности в отношении вышеназванных объектов.
В управление также было представлено уведомление об отказе от права собственности на объекты недвижимости, направленное обществом в адрес администрации.
В соответствии с пунктами 4, 6, 7 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 (ред. от 16.06.2015) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее - заявление):
- органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
- исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости.
К заявлению прилагаются:
а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе:
- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;
в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным лицом, обладающим правом подачи заявления в регистрирующий орган о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Принимая во внимание, что в управление не было представлено соответствующее заявление органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества, от права собственности на которое отказался заявитель, отказы управления в государственной регистрации прекращения права собственности признаются судом апелляционным судом соответствующими положениям Закона о регистрации.
Учитывая изложенное, принимая во внимание требование к единообразию практики применения судами законодательства (постановления Арбитражного суда Московского округа от 23.12.2016 по делу N А41-19499/16, от 22.12.2016 по делу N А41-14604/16 со сходными обстоятельствами и с участием тех же лиц - общества и управление), и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.10.2016 по делу N А41-18304/16 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18304/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 марта 2017 г. N Ф05-1871/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Новая усадьба"
Ответчик: Управление Федеральной слубы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области