Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2017 г. N Ф07-3346/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 декабря 2016 г. |
Дело N А21-4512/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Желтянникова В.И.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.
при участии:
от заявителя: до перерыва: Локтинов А.Ю. (на основании выписки из ЕГРЮЛ от 18.12.2016), Мироненко А.А. (доверенность от 01.06.2015), после перерыва: не явился, извещен
от заинтересованного лица: до перерыва: Мясников А.В. (доверенность от 14.04.2016), после перерыва: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30122/2016) Администрация ГО "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2016 по делу N А21-4512/2015 (судья Гурьева И.Л.), принятое
по заявлению Товарищество собственников недвижимости "ДНТ "Стимул -Резерв"
заинтересованное лицо: Администрация ГО "Город Калининград"
3-е лицо: Комитет архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"
о признании незаконным отказа,
установил:
Товарищество собственников недвижимости "ДНТ "Стимул-резерв" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация), выразившихся в отказе в предоставлении товариществу земельного участка площадью 110 000 кв. м с кадастровым номером 39:15:120505:543 из земель населенных пунктов с разрешенным использованием садоводство, обязании Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества путем принятия решения о предоставлении указанного земельного участка для введения садоводства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград".
Решением от 01.10.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.02.2016, заявление удовлетворено
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Товарищество поддержало заявленные требования, уточнив в порядке ст. 49 АПК РФ пункт 2 просительной части заявления, просило обязать Администрацию принять решение о предоставлении земельного участка на праве аренды.
Решением от 26.09.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что на спорный земельный участок расположен в территориальной зоне делового, коммерческого и общественного назначения (О-1) и не предназначен для ведения садоводства. По мнению подателя жалобы, предоставление земельного участка под организацию садоводческого товарищества только по правилам ст. 34 ЗК РФ, на которую ссылается суд, без учета положений Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) неправомерно.
В судебном заседании представитель Товарищества возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Товарищество обратилось в Администрацию с заявлением от 30.09.2014 о предоставлении земельного участка для садоводства и дачного строительства.
Письмом от 28.11.2014 Администрация сообщила заявителю о возможности размещения Товарищества в границах территории площадью около 10 га, расположенной в районе Люблинского шоссе западнее садоводческого товарищества "Кедр", приложив схему расположения предлагаемого земельного участка.
11.02.2015 Администрацией утверждена схема расположения земельного участка площадью 110000 кв.м. на кадастровой карте территории по адресу: г. Калининград, Люблинское шоссе, кадастровый квартал 39:15120505.
На основании данной схемы Товариществом обеспечено за свой счет выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, которому присвоен кадастровый номер 39:15:120505:543.
Товарищество обратилось в Администрацию с заявлением от 26.02.2015 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 39:15:120505:543 для ведения садоводства.
Письмом от 23.03.2015 Администрация сообщила Товариществу, что вопрос о предоставлении земельного участка может быть разрешен после изменения границ территориальной зоны О-1 и отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:120505:543 к зоне Ж-5. Также Администрация указала, что предоставление Товариществу земельного участка возможно только в рамках пункта 4 статьи 13 Закона N 66-ФЗ, согласно которому орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Такие земельные участки предоставляются только согласно списку льготной и общей очереди граждан.
Полагая, что данным письмом Администрацией незаконно отказано в предоставлении земельного участка, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения Товарищества, апелляционный суд пришел к выводу, что заявление удовлетворено судом первой инстанции неправомерно, обжалуемое решение подлежит отмене, исходя из следующего.
На основании пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 данного Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент обращения Товарищества с заявлением), порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Таким образом, поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для размещения дачного массива с целью ведения коллективного садоводства, нормы Земельного кодекса подлежат применению во взаимосвязи с положениями Закона N 66-ФЗ.
Согласно статье 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Вместе с тем, Товарищество создано не в том порядке, который определен статьей 14 Закона N 66-ФЗ.
Списочный состав членов Товарищества на момент обращения не был представлен в Администрацию, список членов не утверждался органом местного самоуправления, расчет потребности в земельных участках с учетом количества нуждающихся граждан, земель для размещения имущества общего пользования исходя из установленных норм предоставления земель на момент обращения не производился.
При этом, согласно Положению "О порядке предоставления земельных участков для ведения садоводства на территории городского округа "Город Калининград", утвержденного Решением городского Совета депутатов Калининграда от 22.10.2014 N 318, орган местного самоуправления предоставляет земельные участки для ведения садоводства только согласно списку льготной и общей очереди граждан.
В настоящее время в соответствии с регламентом Администрации о предоставлении муниципальной услуги по приему документов и постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства в общей очереди учтено 6866 граждан, из них 1302 обладают правом на первоочередное предоставление земельных участков для ведения садоводства.
Вместе с тем, не все участники Товарищества являются льготниками, имеющими право на первоочередное предоставление земельных участков, таким образом, предоставление Товариществу земельного участка не позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка.
Указанные обстоятельства Товариществом надлежащими доказательствами не опровергнуты.
Кроме того, по смыслу пункта 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для размещения дачного партнерства производится из фонда перераспределения земель.
Из пункта 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона N 137-ФЗ со дня введения в действие Земельного кодекса в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Кодекса в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Вместе с тем, доказательства включения испрашиваемого Товариществом земельного участка в фонд перераспределения земель в материалы дела не представлены.
Законные основания для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка для дачного строительства исключительно в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, без учета положений Федерального закона N 66-ФЗ, отсутствуют.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2015 N 309-ЭС14-5958, от 16.04.2015 N 309-ЭС14-6056.
Поскольку заявление Товарищества было подано без соблюдения требований Федерального закона N 66-ФЗ, обжалуемое решение подлежит отмене, в удовлетворении заявления Товарищества следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2016 по делу N А21-4512/2015 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4512/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2016 г. N Ф07-2485/16 настоящее постановление отменено
Истец: Товарищество собственников недвижимости "ДНТ "Стимул -Резерв"
Ответчик: Администрация ГО "Город Калининград"
Третье лицо: Комитет архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3346/17
28.12.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30122/16
26.09.2016 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-4512/15
27.05.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2485/16
24.02.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29780/15
01.10.2015 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-4512/15