Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А40-125531/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.Б. Цымбаренко, Э.В. Якутова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В. Триносом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.10.2016 по делу N А40-125531/16, принятое судьей С.В. Романенковой (77-1161),
по заявлению ОАО "Центрсток" (ОГРН 1027700526171)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Эльмурзаев Ш.Э. по доверенности от 01.12.2016, Некрасов Л.Ю. по доверенности от 01.12.2016;
от заинтересованного лица: Алексеев М.В. по доверенности от 31.12.2015;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Центрсток" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление Росреестра по Москве) от 17.05.2016 N 77/012/003/2016-537, 576, 573, 572, 571 об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 2, стр. 3, стр. 5, стр. 8, стр. 9, стр. 22.
Также заявитель просил обязать Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем государственной регистрации права собственности ОАО "Центрсток" на следующие помещения:
- нежилое помещение общей площадью 137,9 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 2;
- нежилое помещение общей площадью 94,3 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 3;
- нежилое помещение общей площадью 173,2 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 5;
- нежилое помещение общей площадью 302,4 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 8;
- нежилое помещение общей площадью 979,2 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 9;
- нежилое помещение общей площадью 15,4 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 22.
Решением от 03.10.2016 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что из плана приватизации не усматривается, что спорные объекты вошли в состав приватизируемого имущества, фактическая площадь строений превышает площадь, указанную в приложении к свидетельству о праве собственности.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель не согласился с доводами заинтересованного лица, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Управления Росреестра по Москве в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою правовую позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ОАО "Центрсток" в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Центрсток" создано в результате изменения организационно-правовой формы акционерного общества открытого типа "Центрсток", созданного 21.07.1994 на основании Указа Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду".
Акционерное общество открытого типа "Центрсток" создано в ходе приватизации арендного предприятия "Республиканская контора по сбыту масложировой продукции и пищевого сырья" на основании Плана приватизации, утвержденного Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 30.06.1994 N 1798-р.
02.03.2016 ОАО "Центрсток" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество:
- нежилое помещение общей площадью 137,9 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 2;
- нежилое помещение общей площадью 94,3 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 3;
- нежилое помещение общей площадью 173,2 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 5;
- нежилое помещение общей площадью 302,4 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 8;
- нежилое помещение общей площадью 979,2 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 9;
- нежилое помещение общей площадью 15,4 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 22.
К заявлению приложены учредительные документы заявителя, нотариальная копия плана приватизации, свидетельство о государственной регистрации права от 23.10.1997 N 1004895.
Решением Управления Росреестра по Москве от 18.03.2016 в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация приостановлена сроком до 18.04.2016.
Решением от 17.05.2016 N 77/012/003/2016-537, 576, 573, 572, 571 Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество по адресу: г. Москвы, ул. Газгольдерная, д. 10А, стр. 2, 3, 5, 8, 9, 22, на основании п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основаниями для отказа в государственной регистрации права собственности на объекты послужили: в качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию представлены План приватизации арендного предприятия "Республиканская контора по сбыту масложировой продукции и пищевого сырья" от 1994 года, а также свидетельство на право собственности в отношении имущественного комплекса (здание или помещения площадью 17932,9 кв.м.) от 23.10.1997 N 1004895, выданное Фоном имущества города Москвы. Между тем, из указанных документов невозможно установить какие именно объекты недвижимого имущества (здания или помещения), какой площадью и в каком составе передавались в собственность ОАО "Центрсток" по заявленным адресам. Таким образом, сделать определенный вывод о том, что рассматриваемый объект недвижимого имущества в установленном порядке вошел в состав приватизированного имущества арендного предприятия "Республиканская контора по сбыту масложировой продукции и пищевого сырья" не представляется возможным.
Полагая решение от 17.05.2016 незаконным, ОАО "Центрсток" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд обоснованно посчитал соблюденным.
Полномочия ответчика по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457).
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 2. ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывается, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 утверждены Временные положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, Указом Президента Российской Федерации от 29.12.1991 N 341 утверждены Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, Типовой план приватизации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547.
Согласно названным нормативным правовым актам при приватизации учитывалось приватизированное имущество в соответствии с данными инвентаризации, отраженными на балансе у государственного или муниципального предприятия.
В соответствии п. 6 ст. 14 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" план приватизации предприятия определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества, рекомендуемую форму платежа (расчетов).
Нормами ст. 16 Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" установлено, что подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов.
В силу п. 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации (Приложение N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66) оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации. В соответствии с представленными предприятием материалами по результатам инвентаризации и оценки имущества комиссия по приватизации в установленные сроки определяет начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества и подписывает акты оценки имущества предприятия.
В соответствии с п. 5.1 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации сведения об имуществе приватизируемого предприятия отражаются в актах оценки, а также в передаточных бухгалтерских балансах и документах, отражающих результаты инвентаризации. Нахождение имущества на балансе подтверждается книгами учета основных средств.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, основываясь на имеющихся в деле доказательствах, включая дело правоустанавливающих документов, правомерно установил следующее.
В качестве основания для проведения государственной регистрации права собственности заявителем представлен План приватизации арендного предприятия "Республиканская контора по сбыту масложировой продукции и пищевого сырья" от 1994 года с приложениями, в том числе, Акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 (Приложение 1) и Свидетельство на право собственности от 23.10.1997 N 1004895 в отношении имущественного комплекса (здание или помещения площадью 17932,9 кв.м., согласно приложению).
На момент приватизации спорного недвижимого имущества подлежало применению законодательство 1992-1993 годов. Приватизация произведена на основе плана приватизации и приложений к нему.
План приватизации и акты оценки стоимости имущества, представленные заявителем для проведения государственной регистрации, содержат балансовую стоимость зданий и сооружений, фактический физический износ и остаточную стоимость объектов.
Типовой план приватизации и акт оценки стоимости зданий и сооружений не содержали в себе требований об указании размеров площадей, этажности и номеров строений приватизированных зданий и предусматривали возможность идентификации объектов имущества, вошедших в план приватизации, по следующим характеристикам: инвентарный номер объекта, наименование и местонахождение объекта, год ввода в эксплуатацию, первоначальная (балансовая) стоимость, фактический физический износ, остаточная стоимость.
Как указано в п. 8 Плана приватизации, объектов, не подлежащих приватизации нет.
В приложении к Свидетельству на право собственности от 23.10.1997 N 1004895, выданному Фондом имущества города Москвы, в отношении объекта собственности - имущественный комплекс (здание или помещения площадью 17932,9 кв.м.), указан перечень приватизированных объектов ОАО "Центрсток", в том числе объекты по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 10а, стр. 1-5, 7-19, 22, 23, N паспорта БТИ 04-3040/5, площадь 15502,80 кв.м. (Т 1, л.д. 23-24). Приведенный перечень объектов включает спорные объекты, но не ограничивается ими.
План приватизации арендного предприятия "Республиканская контора по сбыту масложировой продукции и пищевого сырья" от 1994 года с приложением, в том числе, акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 и Свидетельство на право собственности в отношении имущественного комплекса (здание или помещения площадью 17932,9 кв.м.) от 23.10.1997 N 1004895 не признаны недействительными в установленном порядке.
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что спорные объекты включены в состав приватизируемого имущества заявителя.
Поддерживая выводы суда, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на разъяснения п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 - в силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Учитывая приведенные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд отклоняет доводы заинтересованного лица в отношении Свидетельства на право собственности от 23.10.1997 N 1004895 как не имеющие правового значения.
При этом названное свидетельство является доказательством по делу, в частности, при определении перечня строений перешедших заявителю.
Суд первой инстанции обоснованно сослался на имеющее преюдициальное значение в порядке ч. 2 ст. 69 АПК РФ для рассмотрения настоящего спора обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по делу N А40-86358/15.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали законные основания для отказа в регистрации права собственности ОАО "Центрсток" на спорные объекты недвижимости.
Несоответствующий закону отказ заинтересованного лица нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Что касается доводов апелляционной жалобы о произведенной заявителем перепланировке, то они были рассмотрены судом первой инстанции, мотивированно отклонены, поскольку из справки БТИ от 08.04.2016 N ИС-5065/16 (Т 2, л.д. 87) не усматривается, когда именно была произведена перепланировка.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.10.2016 по делу N А40-125531/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-125531/2016
Истец: ОАО Центрсток
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59767/16