Требование: о взыскании долга, о взыскании штрафа
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А07-3757/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Бояршиновой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Станкостроение" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10 августа 2016 г. по делу N А07-3757/2015 (судья Хафизова С.Я.).
Закрытое акционерное общество "Водоснабжающая компания" (далее - истец, ЗАО "ВСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Станкостроение" (далее - ответчик, ООО НПО "Станкостроение") о взыскании штрафа за нарушение норм качества сточных вод в сумме 469 970 руб. 97 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие "Башавтотранс" (далее - третье лицо, ГУП "Башавтотранс").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.08.2016 (резолютивная часть объявлена 03.08.2016) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО НПО "Станкостроение" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель апелляционной жалобы отмечает, что слив сточных вод до контрольного колодца N 1 осуществляется как ответчиком, так и третьим лицом, однако исковые требования предъявлены только к ООО НПО "Станкостроение". Ответчик является станкостроительным предприятием, обработку алюминиевых деталей не ведет, соответственно, по мнению ООО "НПО "Станкостроение", нарушения норм качества сточных вод по загрязнению алюминием у ответчика быть не может.
Ответчик считает, что нормативы истца по ПДК по алюминию, меди и нитратам завышены и не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 "О введении в действие Санитарных правил".
Также ООО НПО "Станкостроение" отмечает, что отсутствие меди и алюминия в сточных водах подтверждается протоколом от 21.03.2014 N 62.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ЗАО "ВСК" просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.10.2012 между ЗАО "ВСК" (водоканал) и ООО НПО "Станкостроение" (абонент) заключен договор N 781-52 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, согласно которому ЗАО "ВСК" осуществляет отпуск из централизованной системы водоснабжения города питьевой воды на нужды ООО НПО "Станкостроение" и его субабонентов и прием в централизованную систему канализации города сточных вод от населения, абонента и его субабонентов на условиях, определенных настоящим договором.
Согласно пункту 5.1 договора, сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему коммунальной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций нормы (нормы ДК), утвержденные нормативными документами Администрации г. Стерлитамака "О нормативах качественного состава сточных вод промышленных предприятий, отводимых через систему канализации города".
В соответствии с пунктом 5.3 договора, водоканалу предоставлено право в любое время отбирать контрольные пробы сточных вод абонента и проводить их анализ в своей аккредитованной лаборатории.
Пунктами 5.4, 5.5, 5.6 договора определены порядок отбора контрольных проб сточных вод абонента и ответственность за нарушение порядка отбора. При обнаружении в контрольной (арбитражной) пробе сточных вод абонента, включая сточные воды субабонентов, загрязняющих веществ в концентрациях превышающих установленные абоненту нормы ДК (либо веществ, запрещенных к сбросу в горканализацию, абонент уплачивает водоканалу плату в размере, определяемом в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 08.11.1995 N 399 "Порядок взимания платы за прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации" (далее - Постановление N399) (пункт 5.6 договора).
Постановлением Администрации городского округа г. Стерлитамак от 22.02.2013 г. N 345 "Об утверждении лимитов водопотребления и водоотведения промышленными предприятиями; нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации городского округа город Стерлитамак на 2013 год" установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, в том числе для ООО "НПО "Станкостроение" (Приложение N 3 к постановлению от 22.02.2013 N 345).
Согласно пункту 5.3 Приложения 2 к Постановлению N 399, действовавшему в период спорных правоотношений, за сброс сточных вод сверх установленных ВУП, а при их отсутствии - сверх утвержденных нормативов допустимых концентраций, взимается штраф, размер которого определяется по формуле: Ш = Кi х Т х V, где Т - тариф водоотведения в пределах лимита за каждый кубометр сточных вод, сброшенных в канализацию населенного пункта со дня предыдущего контроля до момента обнаружения нарушения, руб./куб. м; V - объем сточных вод, сброшенных в канализацию населенного пункта со дня предыдущего контроля до момента ликвидации нарушения, куб. м; Ki - коэффициент, рассчитывается по формуле: Фi - Дi / Дi, где Фi - фактическая концентрация i-го ингредиента в сточных водах абонента; Дi - временно допустимая концентрация или допустимая концентрация i-го ингредиента в сточных водах абонента.
ЗАО "ВСК" произведены отборы контрольных проб сточных вод, отводимых абонентом в системы городской канализации (контрольный колодец N 1, ул. Элеваторная, 37), в том числе:
- в присутствии представителя ответчика Федорова В.В., о чем составлены акты от 14.03.2013, от 17.05.2013, от 29.07.2013, от 15.08.2013, от 13.09.2013, от 17.10.2013, от 14.11.2013, от 22.11.2013, от 06.12.2013, от 16.12.2013, от 29.05.2014, от 14.08.2014;
- в присутствии представителя ответчика Ванина Г.А., о чем составлены акты от 12.11.2014, от 01.12.2014.
Указанные акты подписаны сторонами без замечаний и возражений (т.1, л.д.13-52). Полномочия представителей ответчика, участвовавших при отборе контрольных проб сточных вод, подтверждены доверенностями (т.2, л.д.126-131).
По результатам анализов контрольных проб, отобранных истцом зафиксировано превышение ответчиком норм допустимых концентраций (ДК) в сточных водах, что подтверждается протоколами анализа проб:
- N 114 по акту отбора проб от 14.03.2013 - фактическая концентрация алюминия - 0,59 мг/дм3;
- N 218 по акту отбора проб от 17.05.2013 - фактическая концентрация алюминия - 0,37 мг/дм3, меди - 0,0056 мг/дм3;
- N 364 по акту отбора проб от 29.07.2013 - фактическая концентрация алюминия - 0,34 мг/дм3;
- N 393 по акту отбора проб от 15.08.2013 - фактическая концентрация алюминия - 0,23 мг/дм3;
- N 451 по акту отбора проб от 13.09.2013 - фактическая концентрация алюминия - 0,23 мг/дм3;
- N 510 по акту отбора проб от 17.10.2013 - фактическая концентрация меди - 0,0073 мг/дм3;
- N 568 по акту отбора проб от 14.11.2013 - фактическая концентрация алюминия - 0,21 мг/дм3; меди - 0,0098 мг/дм3;
- N 584 по акту отбора проб от 22.11.2013 - фактическая концентрация алюминия - 0,5 мг/дм3, меди - 0,0065 мг/дм3;
- N 611 по акту отбора проб от 06.12.2013 - фактическая концентрация меди - 0,01102 мг/дм3;
- N 629 по акту отбора проб от 16.12.2013 - фактическая концентрация нефтепродуктов - 1,43 мг/дм3; меди - 0,0102 мг/дм3;
- N 228 по акту отбора проб от 29.05.2014 - фактическая концентрация нитритов - 0,1 мг/дм3; алюминия - 0,33 мг/дм3;
- N 338 по акту отбора проб от 14.08.2014 - фактическая концентрация алюминия - 0,25 мг/дм3; меди - 0,0059 мг/дм3;
- N 475 по акту отбора проб от 12.11.2014 - фактическая концентрация нитритов - 0,16 мг/дм3; марганца - 0,05 мг/дм3;
- N 506 по акту отбора проб от 01.12.2014 - фактическая концентрация нитритов - 0,11 мг/дм3; меди - 0,0062 мг/дм3.
При этом, согласно постановлению Администрации городского округа г. Стерлитамак от 22.02.2013 N 345, допустимые концентрации загрязняющих веществ следующие:
- алюминий - 0,2 мг/дм3,
- медь - 0,005 мг/дм3,
- нефтепродукты - 1,0 мг/дм3,
- нитриты -0,08 мг/дм3,
- марганец - 0,025 мг/дм3.
Истцом в соответствии с пунктом 5.3 Постановления N 399 произведен расчет платы за прием сточных вод с концентрациями загрязняющих веществ сверх норм ДК по формуле: Ш=Ki*Т*V (руб.).
Согласно представленному истцом расчету сумма штрафа составляет 469 970 руб. 97 коп. (т.2, л.д.2-7).
Ввиду отсутствия со стороны ответчика добровольной оплаты штрафа за сбросы сточных вод с загрязняющими веществами сверх утвержденных норм ДК в 2013-2014 г.г., истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167), которые регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. В соответствии с пунктом 5 указанных Правил, они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно положениям названных Правил абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод и несет ответственность за несоблюдение указанных требований (пункты 64, 93 Правил N 167).
Обязанности по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлению организации водопроводно-канализационного хозяйства сведений о результатах такого контроля, пунктом 88 Правил N 167 возложены на абонента.
Пунктами 63, 64, 65 Правил N 167 установлен запрет на сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации.
В соответствии с пунктами 66, 67 названных Правил абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). При этом, согласно пункту 68 Правил N 167 при отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно пункту 10 статьи 7 которого в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
С августа 2013 г. вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), в связи с чем в Правила N 167 внесены изменения. С 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72-94 Правил N 167. При этом остальные пункты Правил N 167 являются действующими.
Согласно пункту 4 Правил N 644 раздел VII Правил N 644 вступил в силу с 01.01.2014.
Названный раздел предусматривает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Приложением N 3 к Правилам N 644 определены максимальные допустимые значения показателя и (или) концентрации в натуральной пробе сточных вод.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В пункте 3 Правил N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и Постановление Правительства N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Расчет платы за прием сточных вод с концентрациями загрязняющих веществ сверх норм ДК произведен истцом в соответствии с пунктом 5.3 Постановления N 399.
Расчет судом проверен и признан верным. Ответчиком расчет суммы штрафа не оспорен, контррасчет не представлен.
Доказательств внесения платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации ООО НПО "Станкостроение" также не представлено.
Доводы апелляционной жалобы судом проверены и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 29 Правил контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525, при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. Согласно пункту 5.4 договора при отборе представителем водоканала контрольной пробы абонент имеет право одновременно в присутствии представителя водоканала отобрать арбитражную пробу и направить ее для анализа в независимую лабораторию, аккредитованную в установленном порядке для выполнения арбитражных анализов по контролируемым водоканалом загрязнениям.
Между тем, указанным правом ответчик не воспользовался.
Отбор и проведение анализов контрольных проб сточных вод ответчика со стороны истца производился лабораторией МУП "Межрайкоммунводоканал" городского округа г. Стерлитамак на основании договора об оказании услуг от 01.01.2013 N 75/01/2013. Лаборатория МУП "Межрайкоммунводоканал" имеет аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.512410 от 12.08.2014 (т.1, л.д. 86-87). Пунктом 67 Постановления N 167 предусмотрено, что анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Таким образом, у суда не имеется оснований не доверять результатам анализов контрольных проб сточных вод.
Довод ООО НПО "Станкостроение" о том, что слив сточных вод до контрольного колодца N 1 осуществляется как ответчиком, так и третьим лицом, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку на схеме подключения водопровода и канализации к городским сетям с указанием границ эксплуатационной ответственности ООО НПО "Станкостроение" отмечен контрольный колодец, из которого происходил отбор сточных вод его как абонента. При этом, согласно условиям договора, истец отбирает пробу сточных вод абонента, включая сточные воды субабонентов из контрольного колодца, который указан на схеме.
Из содержания пункта 5.6 договора следует, что ответчик несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему канализации не только им самим, но и за своих субабонетов, к числу которых относится ГУП "Башавтотранс". Кроме того, в актах отбора проб сточных вод именно ответчик указан в качестве абонента, что ООО НПО "Станкостроение" не оспаривается.
Истцом осуществляется контроль нормативов и требований к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в городскую систему водоотведения, а не за производственной деятельностью, материальными и сырьевыми ресурсами, используемыми в производственной деятельности ответчика. Поэтому наличие алюминия в сточных водах определяется по факту его нахождения в пробе сточных вод, отобранных у ответчика.
Довод ООО НПО "Станкостроение" об отсутствии меди и алюминия в сточных водах, что подтверждается протоколом от 21.03.2014 N 62, судом апелляционной инстанции отклоняется как не имеющий отношения к предмету спора, поскольку штраф за нарушение норм качества сточных вод в марте 2014 г. истцу не начислен. Материалами дела подтверждается, что в 2014 г. нарушения норм качества сточных вод были допущены абонентом в мае, августе, ноябре и декабре.
Таким образом, учитывая, что доказательств отсутствия превышения допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах, в нарушение статьи 65 АПК РФ, ООО НПО "Станкостроение" не представлено, суд обоснованно удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчика штраф за нарушение норм качества сточных вод в сумме 469 970 руб. 97 коп.
С учетом изложенного, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10 августа 2016 г. по делу N А07-3757/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Станкостроение" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3757/2015
Истец: ЗАО "ВОДОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "СТАНКОСТРОЕНИЕ"
Третье лицо: ГУП "Башавтотранс"