Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2017 г. N Ф07-2983/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А56-31167/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Дейкун А.А.
при участии:
от заявителя: Егоров С.Н. по доверенности от 18.03.2016
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26905/2016) ООО "Линк Девелопмент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2016 по делу N А56-31167/2016 (судья Рыданов С.В.), принятое
по заявлению ООО "Линк Девелопмент"
к Федеральному казенному учреждению "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург федерального дорожного агентства"
о признании незаконным действия по отказу в согласовании размещения антенной опоры
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" (ОГРН 1089847375034, адрес: 197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, д. 25, корп. А, пом. 1Н; далее - ООО "Линк Девелопмент", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург федерального дорожного агентства" (ОГРН 1027810321758, адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 9, лит. А; далее - Учреждение, ФКУ ДСТО "Санкт-Петербург") о признании незаконным действия по отказу в согласовании размещения антенной опоры в придорожной полосе КАД (92 км., внешняя сторона), выраженного в письме N 12/666 от 29.02.2016, обязании согласовать размещение в границе придорожной полосе КАД (92 км., внешняя сторона), строительство антенной опоры высотой 48 м., в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решением от 30.08.2016 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Линк Девелопмент" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, линии связи относятся к числу инженерных коммуникаций, размещение которых разрешено в придорожной полосе автомобильной дороги. В связи с изложенным, ООО "Линк Девелопмент" полагает, что отказ в согласовании размещения антенной опоры в придорожной полосе КАД (92 км., внешняя сторона), выраженный в письме N 12/666 от 29.02.2016, является незаконным.
Рассмотрение дела апелляционным судом откладывалось для предоставления сторонами дополнительных доказательств в обоснование своих позиций по делу.
Дополнительные доказательства, представленные ООО "Линк Девелопмент", приобщены к материалам дела апелляционным судом на основании части 2 статьи 268 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда 22.12.2016 представитель ООО "Линк Девелопмент" поддержал доводы апелляционной жалобы. Учреждение, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие Учреждения в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 19 февраля 2016 года в адрес ФКУ ДСТО "Санкт-Петербург" поступило письмо N 202 от ООО "Линк Девелопмент" о согласовании месторасположения антенной опоры высотой 48 м, находящейся по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Всеволожское лесничество, Всеволожское сельское участковое лесничество, квартал 46, выдел 3, в границе придорожной полосы автомобильной дороги (далее антенная опора)
Письмом от 29.02.2016 N 12/666 Учреждение отказало в согласовании антенной опоры на основании Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), согласно которому в границах придорожной полосы КАД устанавливается особый режим использования земельных участков, предусматривающий возможность размещения ограниченного перечня объектов.
Данный отказ обжалован обществом в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что антенная опора общества является линейно-кабельным сооружением, относится к объекту капитального строительства, и не является инженерной коммуникацией. В связи с изложенным, отказ Учреждения признан судом первой инстанции законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона N 257-ФЗ прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переустройстве, переносе, эксплуатации (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
Согласно пункту 8 статьи 26 Закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" кольцевая автомобильная дрога вокруг г.Санкт-Петербурга (А-118, КАД) является дорогой федерального значения.
Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения в соответствии с пунктом 9 статьи 26 Закона N 257-ФЗ установлен Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 N 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения" (далее - Приказ N 4).
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 4 в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития, который предусматривает, что в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением: объектов, предназначенных для обслуживания таких автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания; объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей; инженерных коммуникаций.
В рассматриваемом случае отказ Учреждения в согласовании размещения антенной опоры, выраженный в письме от 29.02.2016 N 12/666, мотивирован тем, что размещение антенной опоры в границах придорожной полосы КАД, которое запрошено обществом, не предусмотрено действующим законодательством.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что антенная опора по смыслу Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ, Закон о связи) не относится к инженерным коммуникациям, то есть не входит в перечень объектов, размещение которых разрешено Правилами N 4 в пределах придорожных границ автомобильных дорог федерального значения.
Согласно пункту 27 статьи 2 Закона о связи сооружения связи - это объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона о связи линейно-кабельные сооружения связи представляют собой объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.
Согласно кадастровому паспорту спорного сооружения, приобщенному к материалам дела апелляционным судом на основании пункта 2 статьи 268 АПК РФ, оно является опорой линейного объекта с назначением - сооружение связи.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона о связи сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (пункт 2 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 N 68).
В подпункте 2 пункта 3 Положения указано, что к линейно-кабельным сооружениям связи относятся объекты недвижимости, созданные или приспособленные для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанные и не образующие единое целое с другими сооружениями связи. Согласно абз.2 пункта 4 Положения линейно-кабельное сооружение связи, имеющие признаки, указанные в подпункте 2 пункта 3 настоящего Положения, рассматривается как отдельный объект недвижимости.
В силу пункта 5 Положения N 68 к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности: кабельная канализация; наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов; кабельные переходы через водные преграды; закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).
В соответствии с представленной обществом в материалы дела проектной документацией размещение антенной опоры необходимо обществу для проведения работ по оборудованию базовой станции цифровой сотовой системы связи.
В соответствии с письмом Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области от 02.02.2015 N 01-78/15-0-1 вышки сотовой связи согласно статье 2 Закона о связи относятся к сооружениям связи, составляющим единую вещь - базовую станцию сотовой связи, представляющую собой комплекс объединенных единым технологическим процессом объектов линейно-кабельных и иных сооружений связи.
В свою очередь базовая станция сотовой радиотелефонной связи относится к сооружениям связи, составляющим единую вещь - базовую станцию сотовой связи, состоящую из совокупности смонтированных между собой средств, объектов, кабельных и иных сооружений связи.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что будучи отдельным объектом недвижимости и не являясь линейным объектом по смыслу градостроительного законодательства, антенная опора, тем не менее, является частью линии связи, функционально (через направленный радиосигнал) связанной с другими сооружениями связи, и, как следствие, линейно-кабельным сооружением связи, поскольку предназначена для размещения кабелей связи, соединяющих антенное оборудование, расположенное на её вершине, и аппаратное оборудование, расположенное на уровне земли. Довод ООО "Линк Девелопмент" об отнесении антенного сооружения к категории линейно-кабельных сооружений связи (ЛКСС) поддерживается также мнением Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, выраженным в письме N П12-1-14000 от 04.08.2015.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу об ошибочности вывода суда первой инстанции и Учреждения о том, что антенная опора, о согласовании установки которой в границах придорожной полосы КАД обратилось общество 19.02.2016, не относится к инженерным коммуникациям и ее установка на указанной территории будет противоречить положениям Закона N 257-ФЗ.
Согласно пункту 19 Приказа N 4 Размещение инженерных коммуникаций в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения допускается при наличии согласия, выдаваемого в письменной форме владельцем автомобильной дороги, и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ и Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ.
При этом:
размещение в пределах придорожных полос линий связи и высоковольтных линий электропередачи напряжением от 6 до 110 кВт возможно только при соблюдении следующих условий:
размещение коммуникаций не требует их переустройства в случае реконструкции автомобильной дороги федерального значения либо их переустройство будет осуществлено за счет средств владельцев таких объектов;
расстояние от границы полосы отвода автомобильной дороги федерального значения до оснований опор воздушных линий связи и линий электропередачи должно составлять не менее 50 метров (подпункт А).
Указанное ограничение Обществом соблюдено, поскольку расстояние от границы полосы отвода автомобильной дороги федерального значения до основания опоры составляет 61 метр, что подтверждается материалами дела и не оспаривается Учреждением.
Разрешение на строительство в данном случае не требуется в соответствии с подпунктом 5 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Областного закона Ленинградской области от 18.05.2012 N 38-оз "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области" не требуется получение разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством) для осуществления строительства линий и сооружений связи.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что у Учреждения отсутствовали основания для отказа в согласовании размещения антенной опоры в придорожной полосе КАД (92 км., внешняя сторона), выраженного в письме N 12/666 от 29.02.2016. В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для признания недействительным обжалуемого отказа Учреждения N 12/666 от 29.02.2016, как несоответствующего нормам действующего законодательства и нарушающего права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Учреждение надлежит обязать согласовать размещение в границе придорожной полосы КАД (92 км., внешняя сторона) строительство антенной опоры высотой 48 м. в течение месяца со дня вступления постановления в законную силу.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Учреждения в пользу общества подлежит взысканию государственная пошлина по первой инстанции в сумме 3 000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб. - в общей сумме 4 500 руб.
Излишне уплаченная обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб. подлежит возвращению подателю жалобы из федерального бюджета по основаниям статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 августа 2016 года по делу N А56-31167/2016 отменить.
Удовлетворить иск общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", признать незаконным отказ Федерального казенного учреждения "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства" в согласовании размещения антенной опоры в придорожной полосе КАД (92 км., внешняя сторона), выраженный в письме N 12/666 от 29.02.2016, обязать согласовать размещение в границе придорожной полосы КАД (92 км., внешняя сторона) строительство антенной опоры высотой 48 м. в течение месяца со дня вступления постановления в законную силу.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" 4 500 руб. государственной пошлины по первой инстанции и по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31167/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2017 г. N Ф07-2983/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЛИНК ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ТРАНСПОРТНОГО ОБХОДА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"