город Ростов-на-Дону |
|
15 сентября 2016 г. |
дело N А32-10280/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пашковой Ольги Витальевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.06.2016 по делу N А32-10280/2016, принятое судьёй Николаевым А.В.
по заявлению отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Абинскому району Краснодарского края
к администрации муниципального образования Абинский район Краснодарского края
о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции,
при участии третьих лиц: индивидуального предпринимателя Пашковой Ольги Витальевны, Отдел ГИБДД ОМВД по Абинскому району Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Абинскому району Краснодарского края (дислокация г. Абинск) (далее - МВОД по Абинскому району) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Абинский район (далее - Администрация) о признании недействительным разрешения от 05.04.2012 N 11 на установку рекламной конструкции.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены индивидуальный предприниматель Пашкова Ольга Витальевна, Отдел ГИБДД ОМВД по Абинскому району Краснодарского края.
Решением суда от 14.06.2016 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным разрешение от 05.04.2012 N 11, выданное Администрацией муниципального образования Абинский район на установку рекламной продукции, расположенной вдоль федеральной автомобильной дороги Краснодар - Новороссийск км 79+664 слева, по адресу: Краснодарский край, п. Ахтырский, ул. Советская, напротив дома 38.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пашковская О.В. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что третье лицо не было заранее ознакомлено с уточненными требованиями ОМВД и представленными доказательствами; Пашковская О.В. не присутствовала при осуществлении замеров рекламной конструкции; замеры не соответствуют фактическим расстояниям, установленным Пашковской О.В.; ГОСТ Р 52044-2003 подлежит добровольному исполнению; ГОСТ Р 52289-2004 не применяется к размещению рекламных конструкций.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ОГИБДД ОМВД по Абинскому району в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 09.01.2016 отделом ГИБДД ОМВД России по Абинскому району в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог проведена проверка соблюдения требований законодательства при размещении рекламных конструкций вдоль автомобильных дорог и улиц Абинского района.
Проверкой установлено, что на участке федеральной автомобильной дороги Краснодар - Новороссийск км 79+664 слева, п. Ахтырский, ул. Советская напротив дома 38, установлена рекламная конструкция (рекламный щит размером 3x6 м.), на которой имеется объект рекламирования - магазин "Эльдорадо", с нарушением установленных требований ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".
Согласно полученной информации Отдела градостроительства Администрации муниципального образования Абинский район разрешение на установку рекламной конструкции N 11 от 05.04.2012 выдано индивидуальному предпринимателю Пашковой Ольге Витальевне.
В соответствии с Актом выявленных недостатков в размещении рекламного средства от 19.01.2016 N 26 конструкция наружной рекламы установлена с нарушением следующих требований технических регламентов, а именно:
- рекламная конструкция установлена на участке автомобильной дороги Краснодар-Новороссийск км 791664 слева, (п. Ахтырский, ул. Советская напротив дома 38), в населенном пункте, с расстоянием видимости менее 150 метров, в то время как п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 не допускается размещение средств наружной рекламы на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 150 метров в населенных пунктах;
- рекламная конструкция установлена непосредственно на пересечении автомобильных дорог в одном уровне, в то время как п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 не допускается размещение средств наружной рекламы па пересечениях автомобильных дорог, а также на расстоянии менее 50 метров от них в населенных пунктах;
- расстояние от средства наружной рекламы до пешеходного перехода (пересечения автомобильных дорог или улиц в одном уровне) 5,7 м., в то время как п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 не допускается размещение средств наружной рекламы в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 50 метров в населенных пунктах.
- рекламная конструкция установлена на расстоянии 0 метров от дорожных знаков (в одной плоскости и в одном сечении с дорожными знаками), в то время как п. 6.6. ГОСТ Р 52044-2003 установлено расстояние не менее 60 метров.
В связи с выявленными нарушениями при установке рекламной конструкции, создающими угрозу безопасности дорожного движения, ОМВД по Абинскому району обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.
Частью 4 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В соответствии с частью 20 статьи 19 Закона о рекламе разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
Пунктом 11 подпунктов "а" и "т" Указа Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 04.04.2014) "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ) на Государственную инспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования по выявлению противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения и принятие мер по их устранению. Согласно п. 12 пп. "щ" Госавтоинспекция при выполнении возложенных на нее обязанностей имеет право обращаться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.
В апелляционной жалобе предприниматель указывает на добровольность применения требований ГОСТ Р 52044-2003.
Указанные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) определено, что техническим регламентом является документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические регламенты, определяющие правила установки рекламных конструкций с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, до настоящего времени не приняты.
На основании пункта 1.1 статьи 46 Закона о техническом регулировании до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных частью 1 статьи 6 данного Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. На основании пункта 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 N 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании.
Поскольку ГОСТ Р 52044-2003 принят 22.04.2003, то есть до 01.07.2003, а соответствующий технический регламент до настоящего времени не разработан и не утвержден, то исполнение требований указанного ГОСТа в рассматриваемом случае является обязательным в силу направленности его норм на обеспечение безопасности дорожного движения, то есть имеющего целью охрану жизни и здоровья граждан (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2016 N 308-АД15-16161 по делу А53-5912/2015).
Разделом 6 ГОСТа Р 52044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы.
Согласно пункту 4.2 ГОСТа Р 52044-2003 (в редакции, действовавшей на момент установки рекламной конструкции) наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства.
В силу пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах.
В соответствии с пунктом 6.6 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 100 м при площади рекламной конструкции более 18 кв.м.
Из акта выявленных недостатков в размещении рекламного средства от 19.01.2016 N 26 следует, что в нарушение указанных норм спорная рекламная конструкция находится в границах наземного пешеходного перехода; в населенном пункте, с расстоянием видимости менее 150 метров; рекламная конструкция установлена непосредственно на пересечении автомобильных дорог в одном уровне; рекламная конструкция установлена на расстоянии 0 метров от дорожных знаков.
Доказательств того, что произведенные инспектором измерения являются неправильными, в материалы дела не представлено.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 февраля 2016 г. N 84-ст утверждены Изменения к национальному стандарту - изменение N 3 ГОСТ Р 52044-2003 Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения.
С учетом внесенных изменений пункт 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 изложен в следующей редакции:
Средства наружной рекламы не должны быть размещены в границах коридора безопасности, а также:
- на одной опоре с дорожными знаками и светофорами;
- на железнодорожных переездах, в туннелях и под путепроводами; над въездами в туннели и выездами из туннелей;
- над проезжей частью;
- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
- на подпорных стенах, деревьях, скалах, не являющихся частью дорожной инфраструктуры, и других природных объектах".
Пункты 6.2, 6.3, 6.6, 6.7, таблицы 1 и 1а исключены.
Пункт 6.4 изложен в новой редакции:
Допускается размещение рекламных конструкций на конструктивно выделенных бортовым камнем или защитными ограждениями разделительных полосах, в том числе на газонах, разделяющих транспортные потоки, и центральных частях перекрестков с круговым движением, за пределами границ коридора безопасности, определяемых в соответствии с требованиями к территориальному размещению рекламных конструкций, установленными приложением Г.
Согласно п. 3.17 ГОСТ Р 52044-2003 коридор безопасности это земельные участки (независимо от категории земель), включающие в себя территорию, прилегающую к проезжим частям дорог в населенных пунктах, на которых в целях обеспечения безопасности дорожного движения запрещается устанавливать рекламные конструкции.
Примечание - Граница коридора безопасности определяется в соответствии с правилами, установленными в приложении "Г" названного стандарта.
В связи с внесенными в ГОСТ Р 52044-2003, ОГИБДД ОМВД по Абинскому району были проведены повторные измерения параметров размещения рекламной конструкции, в целях определения ее соответствия обязательным требованиям стандарта.
Суду первой инстанции ОМВД по Абинскому району представлено уточненное заявление с приложением акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 16.05.2016 (л.д. 69-73). К акту приложены схемы и фототаблица.
Из представленного акта от 16.05.2016 следует, что в нарушение требований ГОСТ Р 52044-2003 рекламная конструкция расположена в пределах коридора безопасности.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что представленная ОМВД схема с приложенным к ней расчетом выполнены в соответствии с положениями приложения "Г" ГОСТ Р 52044-2003.
Представленными актом, схемой, расчетом и фототаблицей подтверждено, что рекламная конструкция расположена в границах коридора безопасности автомобильной дороги, то есть с нарушением обязательных требований ГОСТ Р 52044-2003, обеспечивающих безопасность участников дорожного движения.
Таким образом, рекламная конструкция размещается с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003 и нарушает права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.
ОМВД по Абинскому району является надлежащим заявителем по делу на основании Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ и пункта 2 части 20 статьи 19 Закона о рекламе.
При таких обстоятельствах, заявление ОМВД по Абинскому району о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции подлежит удовлетворению.
Доводы предпринимателя о том, что осуществленные инспектором замеры не соответствуют фактическим расстояниям, установленным Пашковской О., и выполнены с нарушением, не подтверждены надлежащими доказательствами с учетом требований ст. 68 АПК РФ.
Законом не предусмотрена обязательность участия собственников рекламных конструкций при осуществлении инспекторами ОГИБДД соответствующих измерений в рамках федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
Ссылки в решении суда на ГОСТ Р 52289-2004 свидетельствуют о допущенной судом первой инстанции опечатке.
В апелляционной жалобе также указано, что третье лицо не было заранее ознакомлено с уточненными требованиями ОМВД и представленными дополнительными доказательствами, в том числе актом от 16.05.2016.
Судом апелляционной инстанции установлено, что представленное уточнение требований фактически являлось дополнительным обоснованием, поскольку заявителем не был изменен предмет заявления (признание недействительным разрешения на установку рекламной конструкции) и его основание (несоответствие рекламной конструкции ГОСТ Р 52044-2003).
Доводы предпринимателя о несогласии с представленным актом от 16.05.2016 и приложенными к нему схемой и расчетом, заявлены в апелляционной жалобе и отклонены судом как неподтвержденные надлежащими доказательствами.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления ОМВД по Абинскому району Краснодарского края.
Таким образом, решение суда от 14.06.2016 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 июня 2016 года по делу А32-10280/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10280/2016
Истец: Отдел МВД России по Абинскому району, ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АБИНСКОМУ РАЙОНУ (ДИСЛОКАЦИЯ Г.АБИНСК)
Ответчик: Администрация муниципального образования Абинский район, ИП Пашкова Ольга Витальевна, отдел ГИБДД ОМВД России по Абинскому району
Третье лицо: ИП Пашкова Ольга Витальевна, Отдел ГИБДД ОМВД России по Абинскому району, Отдел Государственной Инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Абинскому району, Пашкова О В, Администрация МО Абинский район