Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2017 г. N Ф08-10162/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным отказа в регистрации, о признании незаконным отказа в регистрации права в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
город Ростов-на-Дону |
|
03 ноября 2016 г. |
дело N А32-13230/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 по делу N А32-13230/2016, принятое судьей Суминым Д.П.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
(ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510)
при участии третьего лица открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о признании незаконным отказа, обязании осуществить регистрацию
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 21.01.2016 N 23/001/051/2015-2504 в регистрации права федеральной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Медведковская, ул. Шоссейная, 3А, об обязании произвести регистрацию.
Заявленные требования мотивированы тем, что на данном земельном участке расположен ограниченный в обороте объект - подъездной путь N 6, являющийся собственностью ОАО "РЖД".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2015 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что ТУ ФАУГИ в КК не был представлен регистратору правоустанавливающий документ на объект недвижимости - земельный участок.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, обязать регистратора произвести регистрацию права федеральной собственности на земельный участок.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что в представленных для регистрации документах сведения о федеральном уровне собственности земельного участка отсутствовали, а также не имелось доказательств того, что на участке имеется объект федерального значения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество "РЖД" указывает следующее. На земельном участке расположен ограниченный в обороте объект - подъездной путь N 6, являющийся собственностью ОАО "РЖД". Земельный участок, сформированный и предназначенный для обслуживания подъездного пути, является федеральной собственностью в силу закона. В дополнительном правовом обосновании указывает, что верхнее строение подъездного пути N 6 является магистральной железнодорожной линией, участвует в производственной деятельности управлении технологическими процессами железнодорожной станции Медведовская.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю письменно заявило ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие своего представителя, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как указывает заявитель, в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае поступило письмо Филиала ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога, о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Медведовская, ул. Шоссейная, 3А.
На вышеуказанном земельном участке расположен объект недвижимого имущества - подъездной путь N 6, являющийся собственностью ОАО "РЖД" и отнесен к объектам, ограниченным в обороте, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 57 "Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Территориальное управление обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Решением от 21.01.2016 N 23/001/051/2015-2504 Управление Росреестра по КК отказало в государственной регистрации в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о том, что объект капитального строительства, расположенный по адресу: ст. Медведовская, ул. Шоссейная, 3А, принадлежит Российской Федерации на праве собственности. Правоустанавливающие документы на земельный участок не представлены. Отсутствуют доказательства принадлежности Российской Федерации на праве собственности объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке.
В отзывах на заявление управление также указывает, что нормативное отнесение земельного участка к федеральной собственности в силу статьи 3 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" само по себе не означает, что у собственника возникает право собственности на данный земельный участок и не исключает предоставление правоустанавливающего документа в регистрирующий орган (л.д. 70), а также, что спорный земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Медведовская, ул. Шоссейная, 3А, отнесен к категории земель населенных пунктов (л.д. 95).
Указанные обстоятельства послужили заявителю основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела апелляционная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 Закона N 122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 23:31:1002035:68 он отнесен к категории: земли населенных пунктов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.
В третьем абзаце пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона, также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации (четвертый абзац пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" к объектам, ограниченным в обороте относятся, в том числе: магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 57 "Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги" утвержден Перечень объектов имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги", внесенных в его уставный капитал и не подлежащих передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог. Согласно п. 1 Перечня, в ограниченном обороте находятся магистральные железнодорожные линии, в том числе: железнодорожные пути (земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения) на перегонах и железнодорожных станциях, предназначенные для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, выполнению сортировочной и маневровой работы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оспариваемый отказ вынесен в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:31:1002035:68, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Медведовская, ул. Шоссейная, 3А.
Указанный участок был поставлен на кадастровый учет 13.05.2015, относится к категории "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для эксплуатации и обслуживания подъездного пути N 6".
На земельном участке с кадастровым номером 23:31:1002035:68 расположен подъездной путь N 6, принадлежащий на праве собственности ОАО "РЖД", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.03.2004 серия 23-АБ N 435832, и используется в производственной деятельности и управлении технологическими процессами железнодорожной станции Медведовская.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68 в силу пункта 1 статьи 8 Закона N 29-ФЗ ограничен в обороте, является федеральной собственностью.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд полагает правомерными доводы заявителя о том, что вышеуказанный земельный участок относится к землям, занятым путями сообщения и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью, поскольку на этом участке расположен объект недвижимости, который принадлежит единому хозяйствующему субъекту в соответствии с положениями статьи 4 Закона 29-ФЗ, и используется им для эксплуатации объектов магистральных железнодорожных линий.
В связи с тем, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации прав, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 по делу N А32-13230/2016 отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации права федеральной собственности от 21.01.2016 N 23/001/051/2015-2504 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:31:1002035:68, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Медведовская, ул. Шоссейная, 3А.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером 23:31:1002035:68, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Медведовская, ул. Шоссейная, 3А.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13230/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2017 г. N Ф08-10162/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению гос. имуществом по Кр.кр, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ Росимущества в Краснодарском крае
Ответчик: Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" филиал "Северо-Кавказская Железная дорога" Краснодарское отделение, ОАО "Российские железные дороги в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога", ОАО "Российские железные дороги", ОАО Северо-Кавказская железная дорога- филиал "Российские железные дороги", Управление Росреестра по Краснодарскому краю