г. Краснодар |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А32-13230/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мазуровой Н.С., судей Волкова Я.Е. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510) - Димидовой А.А. (доверенность от 19.12.2016), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Сурмы Н.А. (доверенность от 19.12.2016, выданная в порядке передоверия на основании доверенности от 30.06.2015), в отсутствие представителей заявителя - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ОГРН 1102308008330), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-13230/2016, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган), в котором просило:
- признать незаконным отказ управления Росреестра, выраженный в письме от 21.01.2016 N 23/001/051/2015-2504 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Медведовская, ул. Шоссейная, ЗА (далее - земельный участок),
- обязать управление Росреестра осуществить регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, ОАО "РЖД"; т. 1, л. д. 1).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 (судья Сумин Д.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ в государственной регистрации права соответствует действующему законодательству и не нарушает права заявителя, поскольку обусловлен непредставлением правоустанавливающего документа на регистрируемый объект недвижимости. В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - постановление N 404, Перечень N 404) для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок необходимо предоставить заявление, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок. В тексте своего заявления территориальное управление указывает, что на земельном участке с кадастровым номером 23:31:1002035:68 расположен объект недвижимого имущества - подъездной путь N 6. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68 отсутствуют. Заявителю после приостановления (22.12.2015) государственной регистрации прав необходимо было представить документы, подтверждающие возникновение права собственности Российской Федерации на спорный участок, чего им не сделано. В представленных изначально для государственной регистрации документах какие-либо сведения о федеральном уровне собственности земельного участка отсутствовали, не имелось в них и доказательств того, что на участке находятся объекты федерального значения. Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2016 по делу N А32-31966/2015.
Апелляционным постановлением от 03.11.2016 решение от 29.06.2016 отменено, отказ управления Росреестра в государственной регистрации права федеральной собственности от 21.01.2016 N 23/001/051/2015-2504 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:31:1002035:68 признан незаконным, на регистрирующий орган возложена обязанность произвести регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Судебный акт мотивирован тем, что согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью. В абзаце третьем пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ, Закон об имуществе железнодорожного транспорта) предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. К объектам, ограниченным в обороте, пунктом 1 статьи 8 Закона N 29-ФЗ и утвержденным в соответствии с пунктом 4 статьи 8 данного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 57 Перечнем объектов имущества ОАО "РЖД", внесенных в его уставный капитал и не подлежащих передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог (далее - Перечень N 57), отнесены магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте, в том числе железнодорожные пути (земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения) на перегонах и железнодорожных станциях, предназначенные для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, выполнению сортировочной и маневровой работы. Оспариваемый отказ вынесен в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:31:1002035:68, поставленного на кадастровый учет 13.05.2015 с видом разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания подъездного пути N 6", на котором расположен подъездной путь N 6, принадлежащий на праве собственности ОАО "РЖД" (свидетельство о государственной регистрации права от 25.03.2004 23-АБ N 435832), используемый в производственной деятельности и управлении технологическими процессами железнодорожной станции Медведовская. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68 является федеральной собственностью. В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о государственной регистрации прав) в регистрирующий орган были представлены все документы, необходимые для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте. Оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный участок у управления Росреестра не имелось.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит апелляционное постановление от 03.11.2016 отменить, оставить в силе решение от 29.06.2016. По мнению подателя жалобы, свидетельство о государственной регистрации права от 25.03.2004 серии 23-АБ N 435832, подтверждающее принадлежность ОАО "РЖД" на праве собственности подъездного пути N 6, не было представлено в управление Росреестра на государственную регистрацию, а представлено только в суд в качестве материала по настоящему делу. В базе ЕГРП по адресу земельного участка (Тимашевский район, ст. Медведовская, ул. Шоссейная, 3А) отсутствуют какие-либо сведения о зарегистрированном праве собственности ОАО "РЖД" на подъездной путь N 6. Следовательно, на момент проведения государственной регистрации какие-либо сведения о федеральном уровне собственности земельного участка у государственного регистратора отсутствовали, а в представленных на регистрацию документах, не имелось и доказательств того, что на участке находятся объекты федерального значения. Кроме того, заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68, которые предусмотрены пунктом 2 Перечня N 404. 18 ноября 2016 года в отношении спорного земельного участка зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией, документом - основанием для регистрации послужила выписка из реестра федерального имущества. Соответственно, на данный момент, правоотношения, возникшие в связи с регистрацией права собственности на оспариваемый земельный участок, прекратили свое существование, предполагаемое заявителем нарушение его прав и законных интересов отсутствует.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не поступили.
В судебном заседании представитель управления Росреестра на удовлетворении кассационной жалобы настаивал, представитель ОАО "РЖД" просил жалобу отклонить.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в открытом судебном заседании представителей управления Росреестра и ОАО "РЖД", Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Как видно из материалов дела и установлено судами, территориальное управление (в лице действующего на основании доверенности представителя) 09.12.2015 обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68, приложив к нему доверенность, кадастровый паспорт земельного участка от 19.05.2015 и постановление администрации муниципального образования Тимашевский район (далее - администрация) от 19.12.2014 N 1909.
В качестве основания для регистрации права заявитель указал статью 17 Земельного кодекса и статью 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ, Вводный закон; т. 1, л. д. 83, 85 - 86).
Уведомлением от 22.12.2015 государственная регистрация приостанавливалась на срок до 22.01.2016, со ссылкой на непредставление документов, необходимых для проведения государственной регистрации права, на отсутствие в ЕГРП информации о том, что объект капитального строительства, расположенный по адресу: ст. Медведовская, ул. Шоссейная, 3А, принадлежит Российской Федерации на праве собственности (т. 1, л. д. 89 - 90).
Сообщением от 21.01.2016 N 23/001/051/2015-2504 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68 отказано, в связи с неустранением причин, препятствующих проведению такой регистрации (т. 1, л. д. 10 - 11).
Полагая, что отказ управления Росреестра, изложенный в сообщении от 21.01.2016 N 23/001/051/2015-2504, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права Российской Федерации, территориальное управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Разрешая возникший спор, судебные инстанции правомерно исходили из того, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса). Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (возникновения, прекращения) прямо закреплена в пункте 5 статьи 2 и пункте 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ (здесь и далее Закон N 122-ФЗ в редакции, применимой к спорным правоотношениям).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (статья 18 Закона о государственной регистрации прав).
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), и установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с данным Законом.
Основания для отказа в государственной регистрации прав закреплены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, суд первой инстанции посчитал, что в представленных для государственной регистрации права документах какие-либо сведения о федеральном уровне собственности земельного участка отсутствовали, доказательств наличия на нем объектов федерального значения не имелось.
Суд апелляционной инстанции, напротив, констатировал, что оспариваемый отказ вынесен в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:31:1002035:68, являющегося в силу закона федеральной собственностью, и в регистрирующий орган были представлены все документы, необходимые для проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот участок.
В кассационной жалобе доводы, основанные на материалах дела, и опровергающие вышеназванный вывод суда апелляционной инстанции, отсутствуют.
Приведенные в жалобе аргументы о том, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68, которые предусмотрены пунктом 2 Перечня N 404, несостоятельны, поскольку предусмотренное в данном пункте основание для регистрации права собственности Российской Федерации в отношении спорного участка места не имело.
Ссылка заявителя на непредставление в управление Росреестра на государственную регистрацию свидетельства о государственной регистрации права от 25.03.2004 серии 23-АБ N 435832, подтверждающего принадлежность ОАО "РЖД" на праве собственности подъездного пути N 6, также не принимается. Управление Росреестра является органом, осуществляющим ведение ЕГРП, выдавшим данное свидетельство собственнику. В силу статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ, пункта 3 Перечня N 404, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, право на которое было зарегистрировано в ЕГРП, не требуется предоставление не только правоподтверждающих (уже выданных ранее регистрирующим органом), но и правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества.
Доводы заявителя об отсутствии в базе ЕГРП по адресу земельного участка (Тимашевский район, ст. Медведовская, ул. Шоссейная, 3А) каких-либо сведений о зарегистрированном праве собственности ОАО "РЖД" на подъездной путь N 6, и отсутствии у государственного регистратора, в связи с этим, на момент проведения государственной регистрации каких-либо сведений о федеральном уровне собственности спорного земельного участка, отклоняются.
Из представленных на государственную регистрацию кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 23:31:1002035:68 и постановления администрации от 19.12.2014 N 1909 прямо следует, что спорный участок сформирован именно для целей эксплуатации и обслуживания принадлежащего на праве собственности ОАО "РЖД" верхнего строения подъездного пути N 6, адрес которого уточнен как: Тимашевский район, ст. Медведовская, ул. Шоссейная, 3А.
Осуществленная 18.11.2016 государственная регистрация права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68, правомерность оспариваемого отказа от 21.01.2016 и незаконность обжалуемого постановления от 03.11.2016 не подтверждает.
При таких обстоятельствах оснований для отмены апелляционного постановления от 03.11.2016 по доводам жалобы не имеется. Правильность выводов суда апелляционной инстанции подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку, установил имеющие значение для дела обстоятельства, верно применил нормы материального права. В силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция полномочиями по переоценке доказательств не наделена.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление Росреестра от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобождено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 по делу N А32-13230/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя на непредставление в управление Росреестра на государственную регистрацию свидетельства о государственной регистрации права от 25.03.2004 серии 23-АБ N 435832, подтверждающего принадлежность ОАО "РЖД" на праве собственности подъездного пути N 6, также не принимается. Управление Росреестра является органом, осуществляющим ведение ЕГРП, выдавшим данное свидетельство собственнику. В силу статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ, пункта 3 Перечня N 404, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, право на которое было зарегистрировано в ЕГРП, не требуется предоставление не только правоподтверждающих (уже выданных ранее регистрирующим органом), но и правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества.
...
Осуществленная 18.11.2016 государственная регистрация права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:31:1002035:68, правомерность оспариваемого отказа от 21.01.2016 и незаконность обжалуемого постановления от 03.11.2016 не подтверждает."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2017 г. N Ф08-10162/16 по делу N А32-13230/2016