Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
14 сентября 2016 г. |
дело N А32-5300/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от ООО "Сахрай": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу: Кабачек М.И., удостоверение N 235, по доверенности от 30.12.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сахрай" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2016 по делу N А32-5300/2016, принятое судьей Меньшиковой О.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сахрай" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу об отмене постановления по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сахрай" (далее - заявитель, общество, ООО "Сахрай") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, управление) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 27.01.2015 г. N 07-10/311 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ. Совершенное обществом правонарушение нельзя признать малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, полагает, что судом не в полном объеме исследованы доказательства по делу, обществом самостоятельно была подана корректирующая декларация за 1 квартал 2015 в целях устранения допущенных нарушений.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "Сахрай", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "Сахрай", извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "Сахрай" при осуществлении деятельности по производству и обороту сидра и пуаре допущено искажение информации при декларировании объёмов производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 1 квартал 2015 года, выразившееся в нарушении порядка заполнения декларации об объеме делопроизводства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об использовании производственных мощностей, а именно: в декларации по форме Приложения N 3 к Порядку заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденному Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 г. N 231.
По признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.11.2015 г. N 07-10/311.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Поповой И.К., в присутствии представителя общества по доверенности, вынесено постановление от 27.01.2016 года N 07-10/311 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ, назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрено, что искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ порядок и форма представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления деклараций организациями осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. N 815 "О предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Порядок).
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "Об утверждении порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" от 23.08.2012 г. N 231 (далее - Приказ от 23.08.2012 г. N 231) утвержден порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, согласно которому должны заполняться декларации.
В соответствии с Приказом от 23.08.2012 г. N 231 в декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, в графе 9 "организациям розничной торговли" - объем продукции, отгруженный (поставленный, переданный) организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную продажу продукции, в соответствии с сопроводительными документами;
в графе 10 "организациям оптовой торговли" - объем продукции, отгруженный организациям оптовой торговли в соответствии с сопроводительными документами;
в графе 11 "другим организациям" - объем продукции, отгруженный другим организациям в соответствии с сопроводительными документами;
в графе 12 "на экспорт" - объем продукции, отгруженный на экспорт, в соответствии с сопроводительными документами;
в графе 13 "всего" - общий объем отгруженной организацией продукции. Показатели графы 13 равны сумме показателей граф 9 - 12.
Однако, в нарушение указанных требований, в декларации по форме Приложения N 3 к Правилам за 1 квартал 2015 года, показатель графы 13 (1244,85 дал) не равен сумме граф 9 - 12 (180,0 дал).
В соответствии с пунктом 20 Порядка, при обнаружении организацией, индивидуальным предпринимателем, сельскохозяйственным товаропроизводителем, гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в представленной ранее декларации, организация, индивидуальный предприниматель, сельскохозяйственный товаропроизводитель, гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, представляют корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении корректирующие декларации, устраняющие нарушения, не представлены.
Как следует из объяснения общества (исх.от 29.09.2015 г. N 11/19), декларация заполнялась в программе "Декларант Алко" версия 4.30.17; графу 13 "Отгружено потребителям всего" вручную заполнить невозможно, эта строка автоматически складывается из суммы строк 9-12, т.е. после внесения данным по отгрузкам розничным, оптовым и прочим организациям. На бумажном носителе все данные отражены и показатели графы 13 (1244,85 дал) равны сумме граф 9-12 (24,75+1220,10 дал); файл протестирован и выгружен, при загрузке ошибок также не обнаружено.
06.10.2015 г. Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка направлен запрос (исх. от 05.10.2015 г. N у3-13553/07-13) о подтверждении факта наличии (отсутствия) ошибок, возникших при загрузке файлов деклараций общества.
Согласно ответа Росалкогольрегулирования (исх. N 20786/12-03 от 02.11.2015) с целью реализации возможности подготовки деклараций небольшими организациями, не имеющими собственных учетных систем, Росалкогольрегулированием было разработано бесплатное программное обеспечение - "Декларант-Алко", которое в том числе предоставляет возможность сформировать и распечатать печатную форму заполненной декларации. Однако, Росалкогольрегулирование не регламентирует программные продукции для подготовки декларации и примет файл, сформированный в любом программном обеспечении в соответствии с Форматом.
Несмотря на использование любых программных продуктов, проверка достоверности предоставляемых показателей является прямой обязанностью организации - декларанта.
Росалкогольрегулирование в своей деятельности оперирует данными деклараций, представленных декларантом. Искажения сведений в декларациях на стороне Росалкогольрегулирования или в момент передачи по каналам связи невозможны в связи с тем, что файлы деклараций, поступающие от организаций подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью организации и технически не могут быть скорректированы без ее повреждения.
Согласно дополнительным объяснениям Общества (исх. N 02/01 от 26.01.2016), Общество обратилось в независимую стороннюю организацию, занимающуюся разработкой программного обеспечения и консультирование в этой области ООО "Персональные системы". На запрос ООО "Персональные системы" ответило, что, по их мнению, тестирование файлов показало недоработки программы "Декларант-Алко".
Программное обеспечение "Декларант-Алко" является одной из альтернатив, которая может использоваться при заполнении деклараций. При этом Росалкогольрегулирование не регламентирует программный продукт для заполнения деклараций и примет файл декларации, сформированный в любом программном обеспечении в соответствии с Форматом представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 "О формате представления в форме электронного документа производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Таким образом, программа "Декларант Алко версия 4.30.17" не является единственным программным обеспечением для отправки вышеуказанной декларации в связи с чем, хотелось бы обратить внимание суда на то обстоятельство, что если даже предположить, что искажения в декларации произошли в результате проблем в программном обеспечении, с помощью которого осуществлялась подача декларации, то данные проблемы возникли непосредственно на сервере предприятия. Следовательно, общество не предприняло все зависящие от него способы недопущения указанного правонарушения, своевременно не проверило свое программное обеспечение.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод заявителя о том, что допущенное искажение в декларации не образует состава вменяемого Обществу правонарушения, так как отсутствует заведомость, правомерно отклонен судом, как противоречащий нормам действующего законодательства, поскольку сам факт искажения при декларировании объемов оборота алкогольной продукции образует правонарушение, предусмотренное статьей 15.13 КоАП РФ.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств представлено не было.
В отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Кроме того доводы об отсутствии умысла на представление искаженных данных в декларации являются неприемлемыми, т.к. согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, кроме того, формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) в виде умысла либо неосторожности применимы только в случае привлечения к ответственности физического лица, следовательно, данное обстоятельство в силу положений законодательства и возможности общества для соблюдения установленных правил и норм не является основанием освобождения Общества от ответственности и соответственно наказания.
Общество располагало возможностью для соблюдения установленного законодательством порядка декларирования объемов оборота алкогольной продукции, однако не предприняло надлежащих мер к обеспечению установленного законодательством порядка учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; в материалы дела не представлены доказательства представления корректирующих деклараций, содержащих сведения (дополнения).
При этом необходимо учитывать, что ООО "Сахрай" является профессиональным участником рынка алкогольной продукции, а потому должно осознавать важность своевременного предоставления достоверных сведений и возможную ответственность за несвоевременное предоставление декларируемых данных или их искажение.
Состав указанного административного правонарушения является формальным, следовательно, административная ответственность наступает независимо от наступивших последствий.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается, в
частности: протоколом об административном правонарушении N 07-10/311 от 20.11.2015 г., декларацией об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 кв. 2015 г., скриншотом рабочего стола государственной информационной системы "база данных деклараций", постановлением по делу об административном правонарушении от 27.01.2016 г. N 07-10/311.
Судом установлено, что административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности признания совершенного обществом правонарушения малозначительным у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционной коллегий отклоняется ссылка общества на то, что им самостоятельно была подана корректирующая декларация за 1 квартал 2015 в целях устранения допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 20 Порядка, при обнаружении организацией, индивидуальным предпринимателем, сельскохозяйственным товаропроизводителем, гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в представленной ранее декларации, организация, индивидуальный предприниматель, сельскохозяйственный товаропроизводитель, гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, представляют корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания отчетного года с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
ООО "Сахрай" корректирующая декларация, устраняющая нарушения, послужившие поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, была представлена только 02.02.2016, то есть в нарушение сроков установленных п.20 Постановления Правительства N 815 от 09.08.2013 и после вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, общество имело право представить корректирующую декларацию, однако, сделало это после выявления события правонарушения административным органом.
Следовательно, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение от 23.06.2016, оснований для отмены которого судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2016 по делу N А32-5300/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5300/2016
Истец: ООО "САХРАЙ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
Третье лицо: МУФС по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу