Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2017 г. N Ф05-21496/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Правоотношение: по договору аренды в отношении недвижимого имущества
г. Москва |
|
11 октября 2016 г. |
Дело N А41-7427/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Наследие" - Лямцева Ю.А. (представителя по доверенности от 20.01.2016),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Погонялиной А.Н. (представителя по доверенности от 16.12.2015),
от администрации городского округа Подольск Московской области - Синицыной Е.Б. (представителя по доверенности от 31.12.2015)
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Наследие" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании отказа в государственной регистрации договора аренды, третье лицо: администрация городского округа Подольск Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Наследие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконным отказ от 17.11.2015 N 027/002/2015-5839 в государственной регистрации договора аренды от 28.05.2015 N 145юД/15 земельного участка площадью 754 кв.м. с кадастровым номером 50:27:0020616:1412, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов торгового назначения и сферы услуг, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, сельское поселение Лаговское, д.Сергеевка;
- обязать зарегистрировать данный договор аренды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.04.2016 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, управление обжаловало его в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Определением от 23.08.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию городского округа Подольск Московской области (далее - администрация).
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы заявления, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель управления в судебном заседании против доводов заявления возражал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы заявления общества, просил заявленные обществом требования удовлетворить.
В ходе судебного разбирательства апелляционным судом установлено следующее.
Постановлением Главы Подольского муниципального района Московской области от 22.05.2015 N 678 в аренду обществу для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта сроком на 10 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020616:1412 площадью 175 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов торгового назначения и сферы услуг, с местоположением: Московская область, Подольский район, сельское поселение Лаговское, д. Сергеевка.
На основании этого постановления между Управлением земельно-имущественных отношений и экологии администрации и обществом заключен договор аренды от 28.05.2015 N 145юД/15 земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020616:1412 (далее - договор аренды).
Общество обратилось в управление с заявлением от 03.07.2015 о государственной регистрации данного договора аренды.
По итогам рассмотрения указанного заявления управлением принято решение об отказе в государственной регистрации договора аренды, выраженное в сообщении от 17.11.2015 N 027/002/2015-5839. Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что при заключении договор аренды не была соблюдена процедура предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020616:1412 для строительства, так как утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта произведено после постановки земельного участка на кадастровый учет.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявление обществу подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020616:1412 для строительства подлежат регулированию нормами Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015 (далее - Земельный кодекс).
Последовательность действий уполномоченного органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласование места размещения детально регламентирована нормами пункта 5 статьи 30, статей 31, 32 Земельного кодекса, которыми предусмотрено, что по заявлению заинтересованного лица орган местного самоуправления:
обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса);
информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса);
оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса);
принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса);
в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса).
Выполнение в отношении участка кадастровых работ и постановка его на кадастровый учет осуществляются на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта за счет лиц, заинтересованных в предоставлении участка для строительства (пункт 5 статьи 30, пункт 1 статьи 32 Земельного кодекса).
Пунктами 8 и 9 статьи 31 Земельного кодекса установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020616:1412 в силу закона о разграничении государственной собственности находится в собственности муниципального образования "Подольский муниципальный район".
По заявлению общества и на основании постановления Главы Подольского муниципального района Московской области от 24.12.2013 N 1468, в соответствии с которым с обществом заключено инвестиционное соглашение от 31.03.2014 N 62 по реализации инвестиционного проекта по размещению объектов торговой деятельности и сферы услуг, администрацией подготовлен акт выбора земельного участка от 12.02.2015 N 26.
В газете "Земля Подольская" от 19.02.2015 N 6 (781) опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду для строительства земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020616:1412.
Постановлением Главы администрации от 24.02.2015 N 141 утвержден акт выбора земельного участка от 12.02.2015 N 26 и предварительно согласовано место размещения объекта строительства торгового назначения и сферы услуг на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0020616:1412.
Постановлением Главы Подольского муниципального района Московской области от 22.05.2015 N 678 в аренду обществу для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта сроком на 10 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020616:1412 площадью 175 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов торгового назначения и сферы услуг, с местоположением: Московская область, Подольский район, сельское поселение Лаговское, д. Сергеевка.
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Ссылка управления в оспариваемом отказе в государственной регистрации договора аренды на то, что при его заключении не соблюдена процедура предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020616:1412 для строительства (утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта произведено после постановки земельного участка на кадастровый учет) не указано Законом о регистрации в качестве основания для отказа в государственной регистрации договора.
Сходный вывод также усматривается из постановления Арбитражного суда Московского округа от 27.05.2016 по делу N А41-37277/15.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно представленным в материалы дела распискам от 03.07.2015, обращаясь за регистрацией договора аренды от 28.05.2015 N 145юД/15, общество представило в управление копию постановления Главы Подольского муниципального района Московской области от 22.05.2015 N 678 о предоставлении в аренду обществу для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020616:1412 площадью 175 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов торгового назначения и сферы услуг, с местоположением: Московская область, Подольский район, сельское поселение Лаговское, д. Сергеевка.
Доказательств оспаривания постановлений Главы администрации от 24.02.2015 N 141, от 22.05.2015 N 678 либо признания данных ненормативных правовых актов недействительными в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах у управления не имелось оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Действительно, как отмечает управление, согласно части 1 статьи 13 Закона о регистрации при государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки.
Между тем это положение Закона не давало управлению оснований вмешиваться в отношения, возникающие между субъектами экономической деятельности, перепроверять на стадии государственной регистрации договора законность постановлений и действий администрации, явившихся основанием для заключения такого договора, не отмененных в ведомственном порядке и не признанных незаконными в судебном порядке.
Подобная правовая позиция изложена в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 по делу N А41-2209/15, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.10.2015 по тому же делу.
Управлению были представлены все необходимые документы для государственной регистрации договора аренды.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств, апелляционный суд приходит к выводу о том, что отказ управления от 17.11.2015 N 027/002/2015-5839 в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 28.05.2015 N 145юД/15 не соответствует требованиям закона, в связи с чем требование общества о признании его незаконным подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соответствовать нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует фактическим обстоятельствам дела на момент рассмотрения дела.
Целью обращения общества в арбитражный суд по настоящему делу являлось получение судебного решения о понуждении управления в порядке главы 24 АПК РФ в принципе зарегистрировать договор аренды земельного участка.
При этом апелляционным судом установлено, что договор аренды, действительно, подлежал государственной регистрации.
Между тем, как указал представитель общества и признал представитель управления в судебном заседании апелляционного суда 04.10.2016, договор аренды земельного участка уже был зарегистрирован.
Тем самым, на эту дату судебного заседания апелляционного суда, завершившегося вынесением постановления, нарушенное право общества восстановлено.
При таких обстоятельствах требование общества обязать управление зарегистрировать договор аренды земельного участка не подлежит удовлетворению апелляционным судом: нельзя обязать лицо совершить действия, которые оно уже выполнило.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.04.2016 по делу N А41-7427/16 отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 17.11.2015 N 027/008/2015-5839 в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 28.05.2015 N 145юД/15 площадью 754 кв.м. с кадастровым номером 50:27:0020616:1412.
В удовлетворении требования об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать такой договор отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Наследие" 3 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7427/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2017 г. N Ф05-21496/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Наследие"
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Подольск, Управление Росреестра по Московской области