г. Ессентуки |
|
01 марта 2016 г. |
Дело N А63-12456/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МясоОптТорг" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.12.2015 по делу N А63-12456/2015 (судья Алиева А.К.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МясоОптТорг" (г. Ессентуки, ОГРН 1032600463500, ИНН 2626031753)
к Комитету Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (г. Ставрополь)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
в судебном заседании участвует представитель общества с ограниченной ответственностью "МясоОптТорг" - Загуменная Т.А. по доверенности от 11.01.2016,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МясоОптТорг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Комитету Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (далее - заинтересованное лицо, комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 06/115-2015 от 08.10.2015 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 15.13 КоАП и прекращении производства по делу.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.12.2015 в удовлетворении требования заявителя отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав вменяемого правонарушения. Основании для прекращения производства по делу не имеется.
Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом не полно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, кроме того оспариваемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу комитет просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
От комитета поступило заявление о рассмотрение дела без представителей.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, общество имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции С N 012486, регистрационный номер 020 33813, сроком действия с 24.03.2015 по 24.03.2016.
29.09.2015 в ходе плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции обществом, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Фридриха Энгельса, д. 57, на основании распоряжения от 31.07.2015 N 251, сотрудниками комитета выявлено искажение информации в представленной декларации "Об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции" за 2 квартал 2015 года, а именно: согласно представленной в комитет декларации, объем алкогольной продукции, поступившей в общество составил: по товарно-транспортной накладной от 22.05.2015 N ВФ 008252 - 21.6 дал, однако согласно фактически представленной в ходе проведения проверки товарно-транспортной накладной от 22.05.2015 N ВФ 008252, поставщик - общество с ограниченной ответственностью "Легенда алко", объем алкогольной продукции составил 16.2 дал. Расхождение составило 5.4 дал.
Вместе с тем, при проведении проверки обществом представлена товарно-транспортная накладная от 22.05.2015 N ВФ 008254 (поставщик - общество с ограниченной ответственностью "Легенда алко"), в которой количество декалитров составило 5.4 дал, однако фактически в декларации указанная накладная отсутствовала.
В соответствии с фактически предъявленной при проведении проверки товарно-транспортной накладной от 02.04.2015 N 3479, поставщик - общество с ограниченной ответственностью "ДСК", поставлена алкогольная продукция в количестве 0.45 дал, однако, в декларации указанная накладная отсутствовала.
В декларации указана товарно-транспортная накладная от 02.04.2015 N 3476, поставщик - общество с ограниченной ответственностью "ДСК", фактически указанная товарно-транспортная накладная не предоставлена при проведении проверки.
Декларация с искаженной информацией об объеме розничной продажи алкогольной продукции была представлена в комитет 20.07.2015 года.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 254 от 29.09.2015.
29.09.2015, усмотрев в деянии общества, допустившего искажение информации в декларации об объеме оборота (розничной продажи) алкогольной продукции за 2 квартал 2015 года признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, ведущим специалистом лицензионного отдела комитета Светличным Р.В. составлен протокол N 135 об административном правонарушении.
По существу рассматриваемого протокола от 29.09.2015 N 135 о совершении административного правонарушения директор общества - Михайлюк Светлана Альбертовна в письменном объяснении сообщила, что обнаруженные при проверке несовпадения (допущены технические ошибки в виде неверно отраженных номеров в ТТН при занесении сведений в декларацию), не имели системного характера в деятельности общества и не были совершены умышленно. Общество имеет очень большую клиентскую базу поставщиков, объем накладных за 2 квартал 2015 года составил более одной тысячи. Общество регулярно проводило сверку с поставщиками алкогольной и спиртосодержащей продукции, в случае обнаружения неточностей подавало корректирующие декларации, корректирующая декларация за 2 квартал 2015 года обществом не подавалась, поскольку срок, для ее представления на момент проверки еще не истек.
08.10.2015 заместителем председателя комитета вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным общество, обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ), искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Частью 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ определено, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок представления деклараций и формы деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (в редакции Постановления Правительства от 15.11.2013 N1024, вступившего в законную силу с 01.01.2014 г.) утверждены Правила представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей (далее - Правила N 815).
В силу пункта 15 Правил N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Из пункта 16 данных Правил следует, что декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
В силу требования пункта 20 Правил при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
Во время проведения проверки деятельности организации (индивидуального предпринимателя) уполномоченными органами организация (индивидуальный предприниматель) не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период.
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и Классификатор видов продукции утверждены приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок).
Формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка 05.08.2013 года N 198, вступившим в законную силу 01.11.2013 года.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Общество не оспаривает факт искажения информации в декларации за 2 квартал 2015 года, и указывает на отсутствие умысла на совершение правонарушения и подачу обществом корректирующей декларации 29.09.2015; считает, что нарушение произошло в результате технической ошибки в указании номеров товарно-транспортных накладных.
При этом, как следует из материалов дела, корректирующая декларация сдана обществом во время проверки (квитанция N 92443 от 29.09.2015 о приеме декларации), после выявления правонарушения.
Вина общества в данном случае выразилась в непринятии всех необходимых своевременных мер для представления декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции за 2 квартал 2015 года без искажения информации.
Обществом не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о принятии им всех возможных и зависящих от него мер в целях исполнения своей публично-правовой обязанности.
Представление корректирующей декларации после выявления нарушений не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
Кроме того, у общества в период с момента сдачи декларации за 2 квартал 2015 года (с 21.07.2015) до начала проверки 01.09.2015 имелось достаточно времени для самостоятельного обнаружения и исправлении искаженной информации, содержащейся в декларации, однако общством не были предприняты меры по исправлению искажений.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным и для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта искажения информации при декларировании объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Суд первой инстанции правильно отклонил довод общества об отсутствии умысла в предоставлении декларации с искаженными данными, так как статья 15.13 КоАП РФ не содержит указанную формулировку и такой квалифицирующий признак как умышленность или заведомость отсутствуют (признак заведомости содержался в предыдущей редакции закона и был исключен законодателем с учетом характера охраняемых государством общественных отношений).
Законодатель, используя данную правовую конструкцию нормы, при которой ответственность наступает вне зависимости от наступления вредных последствий, учитывал особый характер правонарушений в сфере осуществления контролируемых государством видов деятельности, как деятельности, имеющей повышенный уровень опасности для общественных отношений.
Именно декларирование алкогольной продукции позволяет выявлять недостоверные сведения о движении алкогольной продукции и бороться с ее нелегальным оборотом, а также вести достоверный учет движения алкогольной продукции на всей территории Российской Федерации и проводить мероприятия по контролю, как за розничной продажей, так и в целом за оборотом алкогольной продукции.
Непосредственным объектом правонарушения является установленный порядок подачи декларации.
Объективная сторона правонарушения, совершенного обществом, выражается во включении в декларацию об объеме розничной продажи алкогольной продукции за 2 квартал 2015 года искаженных данных.
Нарушение обществом вышеприведенных норм, наличие в его действиях состава вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Суд первой инстанции также правомерно отклонил довод общества о малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пунктах 18, 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин.
Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащее продукции.
Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
Поскольку в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении общества не имеется.
При этом следует иметь в виду, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет (статья 2.2. КоАП РФ).
Следовательно, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное право нарушение ставится в зависимость от формы вины (субъективная сторона состава административного правонарушения), в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
У общества имелась возможность для соблюдения действующего законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Состав вменяемого обществу правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ является формальным, и для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта искажения данных деклараций, представленных обществом, вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
Правонарушение, совершенное обществом, несет в себе существенную угрозу для охраняемых общественных отношений.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Правоотношения связанные с производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции являются особо регулируемыми со стороны государства, в целях осуществления безопасности и охраны здоровья населения.
Довод апелляционной жалобы об истечении срока привлечения к административной ответственности подлежит отклонению, поскольку исходя из положений ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а не два месяца, как полагает апеллянт.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба управления подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 228, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.12.2015 по делу N А63-12456/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Судья |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12456/2015
Истец: ООО "МЯСООПТТОРГ"
Ответчик: Комитет СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию