Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 марта 2017 г. N Ф08-11/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А61-3893/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Егорченко И.Н., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Аланияэлектросеть" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.05.2016 по делу N А61-3893/2015 (судья Дзугкоева Э.Ю.)
по иску Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания (ОГРН 1021500576426) к акционерному обществу "Аланияэлектросеть" (ОГРН 1141513004093, ИНН 1513050015) о взыскании 27 595 000 рублей,
при участии представителей:
от акционерного общества "Аланияэлектросеть" представитель Бекузаров З.Х по доверенности N 01/466 от 10.12.2015;
от Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания представители Дзахоев М.С. по доверенности N 98 от 04.02.2016 и Губаева Д.Т. по доверенности N 579 от 26.04.2016,
УСТАНОВИЛ:
Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к АО "Аланияэлектросеть" (далее - общество, ответчик) о взыскании в доход бюджета Республики Северная Осетия-Алания части прибыли государственного унитарного предприятия "Аланияэлектросеть" за 2013 год в сумме 27 595,0 тыс. руб.
Требования заявлены истцом со ссылкой на статью 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" и мотивированы неисполнением ответчиком являющегося правопреемником государственного унитарного предприятия "Аланияэлектросети" обязанности по уплате собственнику предприятия части прибыли после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.05.2016 по делу N А61-3893/2015 исковые требования удовлетворены. Взыскано с Акционерного общества "Аланияэлектросеть" в доход бюджета Республики Северная Осетия - Алания 27 595 000 рублей задолженности. Взыскано с Акционерного общества "Аланияэлектросеть" в доход бюджета РФ 160 975 рублей госпошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 23.05.2016 по делу N А61-3893/2015, АО "Аланияэлектросеть" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что выводы суда не соответствуют данным о полученной прибыли за 2013 год, что привело к принятию незаконного решения.
Определением от 08.08.2016 апелляционная жалоба принята к производству суда, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 03.10.2016.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители Министерства с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.05.2016 по делу N А61-3893/2015 в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственное унитарное предприятие "Аланияэлектросеть" было создано на основании Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22.07.2011 N 201, за которым на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, являющееся собственностью Республики Северная Осетия-Алания, учредителем предприятия является Республика Северная Осетия-Алания в лице Министерства топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, права собственника в отношении имущества предприятия осуществляет Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (т. 1, л.д. 41-51, 57-58, 59-225).
Государственное унитарное предприятие "Аланияэлектросеть" было преобразовано путем реорганизации в акционерное общества "Аланияэлектросеть" и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1141513004093 от 20.02.2015 с указанием о том, что является правопреемником Государственного унитарного предприятия "Аланияэлектросеть" (том 1, л.д. 24-28).
По данным финансовой деятельности и бухгалтерских отчетов о прибылях и убытках ГУП "Аланияэлектросеть" в 2013 году предприятием получена чистая прибыль в сумме 55 190 000 рублей (том 1, л.д. 7-12).
В связи с невнесением ГУП "Аланияэлектросеть" в республиканский бюджет установленной части указанной прибыли и образовавшейся задолженностью направлял претензии об уплате в республиканский бюджет прибыли в размере 50 % от общей суммы, которые были оставлены без исполнения, что явилось основанием для обращения в суд с иском к правопреемнику предприятия акционерному обществу "Аланияэлектросеть".
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 данного Кодекса.
В силу статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к числу доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. При этом статьей 57 Кодекса предусмотрено, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 - 46 Кодекса.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 26.06.2009 N 188 "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества" установлено, что государственные республиканские унитарные предприятия ежегодно до 15 мая перечисляют в республиканский бюджет Республики Северная Осетия - Алания суммы в размере 50 процентов прибыли, получаемой от использования имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения (том 1, л.д. 13-14).
Контроль за исполнением указанного постановления возложен на Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия-Алания.
Суд первой инстанции на основании указанных выше норм действующего законодательства пришел к правильному выводу о том, что предъявление уполномоченным органом исковых требований к ответчику, являющего правопреемником государственного унитарного предприятия, не выполнившему обязанности по перечислению в доход собственника имущества части полученной им прибыли за 2013 год, являются обоснованными и законными.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается сведениями, отраженными в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год, чистая прибыль предприятия за 2013 год составила 55 190 000 руб. (том 1, л.д. 7-12).
Следовательно, предприятие обязано было перечислить до 15.05.2014 в бюджет республики 50 % от полученной в 2013 году прибыли, что в сумме составляет 27 595 000 руб.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу о том, что поскольку предприятие свои обязательства по перечислению в республиканский бюджет части прибыли за 2013 год, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, не исполнило надлежащим образом, денежные средства до 15 мая 2014 года в республиканский бюджет не перечислило, следовательно, в соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества вправе претендовать на часть прибыли, которую предприятие получило непосредственно от переданного в использование имущества, закрепленного за предприятием, то есть от хозяйственной деятельности с использованием государственного имущества, а поэтому исковые требования подлежат удовлетворению в заявленной сумме в размере 27 595 000 руб.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии у предприятия прибыли в 2013 году в сумме 55 190 000 руб., представив суду исправленный бухгалтерский баланс за 2013 год с отметкой налогового органа о его принятии, где чистая прибыль предприятия составляет 26 811 000 руб., а поэтому сумма отчислений собственнику предприятия должна быть уменьшена в соответствии с корректировочным балансом, как необоснованные, суд первой инстанции правомерно указал следующее.
Так, истцом произведен расчет прибыли, подлежащей перечислению в бюджет в размере 27 595 000 руб., составляющих 50 % чистой прибыли ответчика за 2013 год, на основании данных бухгалтерской отчетности предприятия за 2013 год.
При этом суду не представлены сведения (основания) о корректировке бухгалтерской отчетности за 2013 года, произведенного ответчиком в апреле 2016 года, то есть по истечении 2-х лет после составления бухгалтерский баланс за 2013 год и предоставления в налоговый орган.
Как правильно указал суд первой инстанции в данном случае, направление 25.04.2016 бухгалтерской отчетности за 2013 год в ИФНС России по г. Владикавказу, не является основанием для уменьшения отчислений собственнику имущества.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчиком не представлены доказательства того, что Министерством расчет произведен с нарушением требований действующего законодательства, доказательств, опровергающих требования истца, в материалы дела также не представлено.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что ответчик стал возражать против получения прибыли в 2013 году в сумме 55 190 000 руб. только после предъявления к нему иска о взыскании части прибыли в республиканский бюджет и предпринимать действия по уменьшению размера прибыли путем корректировки расчетов.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции полностью согласен.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску судом первой инстанции в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отнесены на ответчика и взысканы в доход федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследованы все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Других доказательств в обоснование возражений против исковых требований и доводов апелляционной жалобы ответчиком суду апелляционной инстанции в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено, в связи с чем доводы апелляционной жалобы отклоняются за необоснованностью.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания Дагестан от 23.05.2016 по делу N А61-3893/2015 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.05.2016 по делу N А61-3893/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3893/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 марта 2017 г. N Ф08-11/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-А
Ответчик: АО "Аланияэлектросеть", АО АЛАНИЯЭЛЕКТРОСЕТЬ