Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2017 г. N Ф08-10312/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании неосновательного обогащения по договору энергоснабжения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
29 сентября 2016 г. |
Дело N А20-3091/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Самариной К.К., при участии: от Федерального казенного государственного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Кабардино-Балкарской Республике": Гладких Ю.А. - представителя по доверенности от 21.09.2016, Ильина А.А. - представитель по доверенности от 21.09.2016; от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа": Кардовой М.Л. - представитель по доверенности от 03.03.2016; в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Кабардино-Балкарского публичного акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.06.2016 по делу N А20-3091/2015 по иску Федерального казенного государственного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Кабардино-Балкарской Республике" (ИНН 0721055165 ОГРН 1072635026331, г. Нальчик) к Кабардино-Балкарскому публичному акционерному обществу энергетики и электрификации (ИНН 0711008455 ОГРН 1020700746901, г. Нальчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа", о взыскании 6 195 733 рублей 18 копеек,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное государственное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Кабардино-Балкарской Республики" обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Кабардино-Балкарскому публичному акционерному обществу энергетики и электрификации (переименовано с ОАО "Каббалкэнерго", далее - общество) о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 604 786 рублей 35 копеек вызванного неправильным применением тарифа при расчетах за поставленную электрическую энергию с 01 сентября 2012 по 31 декабря 2014 года (с учетом уточнений).
Решением от 23.06.2016 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован необоснованным расчетом за услуги по передаче электрической энергии.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на применение правильного тарифа в предъявляемых к оплате расчетов исходя из согласованного уровня напряжения, подаваемого истцу, который изменен сторонами также по согласованию с 01.01.2015.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба на обжалуемый судебный акт не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между обществом (гарантирующий поставщик, правопреемник ПАО "Каббалкэнерго") и истцом (покупатель) заключены следующие государственные контракты: N 49 от 01 января 2012 (л.д.1 т.2; л.д.56 т.4); N Е-6/29 от 14 февраля 2013 (л.д.93 т.2; л.д.68 т.4); N Е-6/122 от 31 декабря 2013 (л.д.1 т.3; л.д.81 т.4); N Е-6/43 от 13 октября 2014 (л.д.174 т.3; л.д.94 т.4); N Е-6/72 от 10 декабря 2014.
Предметом указанных контрактов является обязательство гарантирующего поставщика осуществлять в точках поставки продажу электрической энергии и мощности на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечить через привлеченных третьих лиц оказание покупателю услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией услуг, Покупатель обязуется оплачивать гарантирующему поставщику приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, в порядке, сроки и размерах, установленных настоящим договором (п. 1., 2.3.1. разделы 3, 7 договора).
Условиями контрактов установлено, что учет электрической энергии и мощности производится по приборам учета, согласованным сторонами в приложении N 3 к договору.
Указанными контрактами также определено, что оплата по договору производится по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленном в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов. В случае, если в ходе исполнения настоящего договора вступил в силу нормативный акт, изменяющий порядок определения цены по договору, или уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установлении новой цены (тарифа), стороны, с момента введения его в действие пи осуществлении расчетов по настоящему договору, обязаны применять новый порядок определения цен и (или) новую цену (тариф) без дополнительного согласования.
Указанные государственные контракты заключены по спорным расчетным точкам, которые оплачивались по тарифу НН вместо СН-2 (7 точек), а именно:
1. Отделение (погз) в н.п. Терскол (точка присоединения неподвижные губки разъединителя ВЛ-10 кВ на опоре N 5/1, источник питания Ф-257 ПС "Терскол"), точкой присоединения является напряжение 10 кВ, что соответствует уровню напряжения СН2 (л.д.71-78 т.5).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861 между ОАО "МРСК Северного Кавказа", ФГКУ "Управление (Дирекция) по обустройству государственной границы Российской Федерации Федеральной службы безопасности РФ" и Пограничным управлением ФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике заключен договор об осуществлении технологического присоединения N106/12 от 28.12.2012 года (л.д.88 т.5), приложением к которому являются технические условия для присоединения к электрическим сетям N 106/12 от 28.12.2012 года, в которых указан класс напряжения электрической сети 10 кВ (л.д.99 т.5).
Границей балансовой принадлежности является неподвижные губки разъединителя ВЛ-10кВ на опоре 5/1 Ф-257, что подтверждается актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон, составленным в 2014 году (первая строка перечня точек присоединения л.д. 120 т.1 и последняя схема л.д. 122 т.1).
Исходя из дифференциации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленной в пункте 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), указанная точка поставки Отделение (погз) в н.п. Терскол фактически подключена к электрической сети на среднем втором напряжении: (СН II) 20 - 1 кВ.
Сумма переплаты по указанной точке согласно расчету истца -отделение (погз) в н.п. Терскол (точка присоединения неподвижные губки разъединителя ВЛ-10 кВ на опоре N 5/1, источник питания Ф-257 ПС "Терскол"), за период с сентября 2012 года по декабрь 2014 год включительно составляет 406 381,85 руб. в том числе: сентябрь - декабрь 2012 года - 67 240,40 руб.; 2013 год - 160 273,13 руб.; 2014 год - 178 868,32 руб.
2. Отделение (погз) в н.п. Эльбрус (точка присоединения неподвижные губки разъединителя на опоре 6 кВ, источник питания Ф-68 ПС "Нейтрино"), точкой присоединения является напряжение 6 кВ, что соответствует уровню напряжения СН 2 (л.д.127 т.5).
Границей балансовой принадлежности является неподвижные губки разъединителя ВЛ-бкВ Р-3 на опоре 6 кВ Ф-68, что подтверждается актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон, составленным в 2014 году (вторая строка перечня точек присоединения л.д. 120 т.1 и вторая схема л.д. 121 т.1).
Исходя из дифференциации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленной в пункте 44 Методических указаний, указанная точка поставки Отделение (погз) в н.п.Эльбрус фактически подключена к электрической сети на среднем втором напряжении: (СН II) 20 - 1 кВ.
Сумма переплаты по указанной точке за период с сентября 2012 года по декабрь 2014 год включительно составляет 499 160,64 руб. в том числе: с сентября по декабрь 2012 года - 70 370,78 руб.; за 2013 год- 194 703,94 руб.; за 2014 год- 234 085,92 руб.
3. Отделение (погз) в н.п. Верхний Баксан (точка присоединения неподвижные губки разъединителя 10 кВ Р-2 на опоре N 23, источник питания Ф-290 ПС "Джайлык"), точкой присоединения является напряжение 10 кВ, что соответствует уровню напряжения СН2 (л.д.151-158 т.5).
Границей балансовой принадлежности является неподвижные губки разъединителя ВЛ-10кВ Р-2 на опоре N 23 Ф-290, что подтверждается актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон, составленным в 2014 году (л.д.163 т.5) (четвертая строка перечня точек присоединения л.д. 120 и первая схема л.д. 121). Исходя из дифференциации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленной в пункте 44 Методических указаний, указанная точка поставки Отделение (погз) в п.п.Верхний Баксан фактически подключена к электрической сети на среднем втором напряжении: (СН II) 20 - 1 кВ.
Сумма переплаты по указанной точке за период с сентября 2012 года по декабрь 2014 год включительно составляет 490316,29 руб. в том числе: с сентября по декабрь 2012 года - 64673,03 руб.; за 2013 год- 212568,66 руб.; за 2014 год- 213074,60 руб.
4. Отделение (погз) в н.п.Булунгу (точка присоединения опора N 1 436 ВЛ-10 кВ, источник питания Ф-386 ПС "Кара-Суу").
Границей балансовой принадлежности является контактные соединения на опоре N 1/436 Ф-386, что подтверждается актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон, составленным в 2014 году (л.д. 9 т.6).
Исходя из дифференциации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленной в пункте 44 Методических указаний, указанная точка поставки Отделение (погз) в н.п.Булунгу фактически подключена к электрической сети на среднем втором напряжении: (СН II) 20-1 кВ.
Сумма переплаты по указанной точке за период с сентября 2012 года по декабрь 2014 год включительно составляет 279 269,22 руб. в том числе: с сентября по декабрь 2012 года - 37 217,63 руб.; за 2013 год - 111 990.31 руб.; за 2014 год - 130 061,28 руб.
5. Отделение (погз) в и.п. Безенги (точка присоединения опора N 243 ВЛ-10 кВ, источник питания Ф-386 ПС "Кара-Суу").
Границей балансовой принадлежности является контактные соединения на опоре N 243 Ф-386, что подтверждается актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон, составленным в 2014 году (л.д. 134 т.1, л.д.23 т.6). Исходя из дифференциации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленной в пункте 44 Методических указаний, указанная точка поставки Отделение (погз) в п.н.п. Безенги фактически подключена к электрической сети на среднем втором напряжении (СН II) 20-1 кВ.
Сумма переплаты по указанной точке за период с сентября 2012 года по декабрь 2014 год включительно составляет 365 852,92 руб. в том числе: с сентября по декабрь 2012 года - 43 711.21 руб.; за 2013 год - 142 589.85 руб.; за 2014 год- 179 551.86 руб.
6. Отделение (погз) в н.п. Верхняя Балкария (точка присоединения опора N 167 ВЛ-10 кВ, источник питания Ф-391 ПС "Мухольская ГЭС"). Напряжение на месте присоединения - 10 кВ (соответствует уровню напряжения СН2).
Границей балансовой принадлежности является контактные соединения на опоре N 167 Ф-391, что подтверждается актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон, составленным в 2014 году (л.д. 132 т.1, л.д.34 т.6). Исходя из дифференциации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленной в пункте 44 Методических указаний, указанная точка поставки Отделение (погз) в н.п.Верхняя Балкария фактически подключена к электрической сети на среднем втором напряжении: (СН П) 20 - 1 кВ.
Сумма переплаты по указанной точке за период с сентября 2012 года по декабрь 2014 год включительно составляет 454 596,32 руб. в том числе: с сентября по декабрь 2012 года - 66 150,62 руб.; за 2013 год - 188 403,16 руб.; за 2014 год-200 042,54 руб.
7. Учебный центр в н.п. Шалушка (точка присоединения опора N 161 ВЛ-6 кВ. источник питания Ф-623 ПС "Чегем 1"), точкой присоединения является напряжение 6 кВ, что соответствует уровню напряжения СН2 (л.д.59 т.6).
Границей балансовой принадлежности является контактные соединения на опоре N 161 Ф-623, что подтверждается актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон, составленным в 2014 году (л.д. л.д.63-64 т.6). Исходя из дифференциации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленной в пункте 44 Методических указаний, указанная точка поставки Учебный центр в н.п. Шалушка фактически подключена к электрической сети на среднем втором напряжении: (СН II) 20 - 1 кВ.
Сумма переплаты по указанной точке за период с сентября 2012 года по декабрь 2014 год включительно составляет 1 109 209,11 руб. в том числе: с сентября по декабрь 2012 года- 151 355,90 руб.; за 2013 год-478 535,40 руб.; за 2014 год- 479 317,81 руб.
При уточнении актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в КБФ ОАО "МРСК "Северного Кавказа" в октябре 2014 года, истцу стало известно о возможности оплаты потребляемой электроэнергии по уровню напряжения СН-2 с 2015 года на основании совместного решения ОАО "Каббалкэнерго" и КБФ ОАО "МРСК "Северного Кавказа" от 26 февраля 2015.
Истцом были направлены запросу ответчику о направлении истцу обоснования тарифов на электроэнергию, применяемых до 01 марта 2015, а в случае отсутствия данного обоснования, о произведении перерасчета стоимости потребленной электроэнергии. Объективных ответов от ответчика истец не получил, но решение об изменении тарифа на отпуск электроэнергии от 26.02.2015 было отменено и произведен перерасчет стоимости электроэнергии с 01 января 2015 года, а период до 2015 года ответчик отказался производить перерасчет.
В период 01 сентября 2012 по 31 декабря 2014 с учетом уточнения исковых требований, ответчик выставил истцу для оплаты счета-фактуры (л.д. 14-92, 108-410 т.2; л.д.15-173, 189-296 т.3) по тарифам, утвержденным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъекта РФ для потребителя по уровню напряжения НН, которые оплачены истцом в полном объеме.
Считая, что гарантирующий поставщик неосновательно, поскольку в спорный период применены тарифы для потребителей с низким напряжения - НН, тогда как, подлежали применению тарифы для уровня напряжения СН-2, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу части 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Абзацем 1 пункт 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Пункт 1 статьи 422 ГК РФ определяет, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Абзац 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ гласит, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 426 ГК РФ (в ред. действовавшей в спорный период), коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Согласно пункта 2 статьи 426 ГК РФ (в ред. действовавшей в спорный период), цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ (ст.16), действующей с 01.01.2009) в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Из статей 1, 2, 21, 23, 26 Закона об электроэнергетике следует, что основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в этой сфере и потребителей электроэнергии установлены указанным Законом и принятыми на его основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены "Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии" (далее Основные положения), вступивших в законную силу 12.06.2012 г.
Таким образом, к таким правилам относятся Основные положения N 442, вступившие в законную силу с 12.06.2012.
Согласно пункту 78 Основных положений N 442 расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения осуществляются с учетом того, что стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике и абзацу 7 пункта 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N442), договор энергоснабжения, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным, что указывает на обязательность применения к нему норм статьи 426 ГК РФ.
В пункте 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике (в ред. Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ) установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 (далее - Положение о ФСТ России), Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением. В соответствии с абзацем 3 подпункта 5.2.1. пункта 5.2. Положения о ФСТ России, последнее на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе методические указания (методики) по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования.
Руководствуясь Положением о ФСТ России, Законом об электроэнергетике, Правительственными актами, такими как - Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 были утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), которые вступили в силу 13.11.2004.
В соответствии с пунктом 43 Методических указаний следует, что расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников).
Размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая согласно пункту 44 Методических указаний дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше; на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ; на среднем втором напряжении: (СН2) 20-1 кВ; на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.
Пункт 46 Методических указаний 320-Э2 предусматривает, что при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по указанным четырем уровням напряжения не учитываются сети потребителей, находящиеся у них на правах собственности или иных законных основаниях при условии, что содержание, эксплуатация и развитие этих сетей производится за счет средств указанных потребителей.
Утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные документы, регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков, обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", далее - Закон N 36-ФЗ).
Объем взаимных обязательств субъектов розничных рынков по договору оказания услуг по передаче электроэнергии определяется в точке поставки на розничном рынке, которая по общему правилу располагается на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя и объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности (до его составления - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики) (пункт 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, пункт 2 Правил N 861).
Место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя услуг по передаче электроэнергии с электрической сетью сетевой организации определяется законодательством как точка присоединения к электрической сети (пункт 2 Правил N 861).
Стоимость услуг территориальных сетевых организаций по передаче электроэнергии рассчитывается исходя из тарифа и объема услуг (пункт 15 (1) Правил N 861).
Для потребителей, электросети которых подключены непосредственно к линиям электропередач сетевой компании, правила определения и, как следствие, применения тарифа (пункт 35 Правил N 1178) установлены пунктами 43, 44 Методических указаний во взаимосвязи с пунктом 46 Методических указаний: за уровень напряжения принимается уровень напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети сетевой организации.
Указанные особенности независимо от условий заключенных договоров являются обязательными для лиц, производящих расчеты за услуги по передаче электрической энергии в случаях, предусмотренных этим пунктом, что следует из части 1 пункта 4 статьи 421, статьи 422, пунктов 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике, статьи 6 Закона N 36-ФЗ.
Уровень напряжения, для определения подлежащего применению тарифа, не может определяться соглашением сторон и объективно зависит от условий технологического присоединения энергопринимающих устройства потребителя к сетям сетевой организации и императивными предписаниями законодательства.
При таком подходе сетевая организация получает плату за оказание тех услуг, которые она действительно оказывала по своим сетям. Кроме того, опосредованно присоединенные потребители ставятся в равное положение с непосредственными, чем достигается реализация принципов недискриминационного доступа к услугам сетевых организаций (пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 20, пункт 9 статьи 25 Закона об электроэнергетике).
Принимая во внимание, что Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, обязанность по представлению документов для формирования цен (тарифов) возложена на регулируемые организации, по роду своей профессиональной деятельности обладающие информацией, влияющей на порядок расчетов за приобретенный ресурс и оказанные услуги, негативные последствия представления не соответствующей нормативным актам информации в отношении потребителя, не участвующего в формировании тарифов, не должны возлагаться на такого потребителя.
При таких обстоятельствах, учитывая, что все 7 спорных точек поставок истца фактически присоединены к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения 10кВ, применение в расчетах с истцом тарифа для уровня напряжения НН (0,4 кв. и ниже) является необоснованным.
Согласно расчетам истца переплата в результате применения гарантирующим поставщиком неправильного тарифа на услуги по передаче электрической энергии за спорный период составила 3 604 786 рублей 35 копеек, что не оспорено ответчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом или иными правовыми актами оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженного имущество (неосновательное обогащение).
Статьей 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Таким образом, необоснованное получение ответчиком заявленной суммы, полученной им от истца без установленных на то оснований в результате неправомерного применения тарифа на поставляемую энергию, является его неосновательным обогащением, обоснованно взысканным судом первой инстанции.
Доводы ответчика о согласованности уровня уровню напряжения НН являются несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктами 34, 37 Основных положений N 442, при отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к электрическим сетям энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, и (или) разграничение балансовой принадлежности, гарантирующий поставщик не вправе отказать заявителю в заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и вправе самостоятельно запрашивать и безвозмездно получать недостающие документы и информацию у сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены указанные энергопринимающие устройства.
В связи с этим, ответчик не был лишен возможности получить необходимые документы у сетевой организации, которая обладала достоверной информацией о фактическом уровне присоединения и должна была учесть эти обстоятельства при расчетах с ответчиком в рамках заключенного ими договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 14/2008 от 01 марта 2008, на который ответчик ссылается в своем отзыве (л.д.34 т.4). Негативные последствия несогласованности действий ответчика и сетевой организации не должны возлагаться на истца.
При этом порядок определения уровня напряжения для целей расчетов установленный Методическими указаниями, независимо от условий заключенных договоров является обязательным для лиц, производящих расчеты за услуги по передаче электрической энергии. Данный вывод следует из части 1 пункта 4 статьи 421, статьи 422, пунктов 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике, статьи 6 Закона N 36-ФЗ. Подобная правовая позиция в отношении порядка определения уровня напряжения на основе действующего законодательства, независимо от условий договора содержится в Определении Верховного суда РФ от 01.02.2016 N 302-ЭС15-12118, от 05 мая 2016 N 309-ЭС15-17013.
Представленный контррасчет ответчика обоснованно не принят во внимание, поскольку содержит арифметические ошибки и не связан с применением необоснованного тарифа.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.06.2016 по делу N А20-3091/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3091/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2017 г. N Ф08-10312/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по КБР", ФГКУ "ПУ ФСБ России по КБР"
Ответчик: АО "Каббалкэнерго", ПАО "Каббалкэнерго"
Третье лицо: ИФНС России N 2 по г. Нальчику, ОАО "МРСК", ПАО "МРСК Северного Кавказа"