Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
23 ноября 2016 г. |
дело N А32-25670/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - Фридман О.Н. по доверенности от 11.12.2015 N 01-15/04/26254,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГИГИЕНА-СЕРВИС МЕД" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2016 по делу N А32-25670/2016, принятое судьей Лесных А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГИГИЕНА-СЕРВИС МЕД" к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, при участии третьих лиц: Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, оператора электронной площадки - открытого акционерного общества "Единая электронная торговая площадка", о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГИГИЕНА-СЕРВИС МЕД" (далее - ООО "ГИГИЕНА-СЕРВИС МЕД", общество заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС по Краснодарскому краю, управление, заинтересованное лицо) об отмене решения от 27.06.2016 N 13700/8 по делу N ЭА-851/2016 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; об обязании осуществить повторную проверку соответствия аукционной документации N 0218100003716000166 требованиям антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств несоответствия оспариваемого решения действующему законодательству, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что включенные в электронный аукцион объекты закупки не связаны между собой технологически и функционально, не являются взаимозаменяемыми, в связи с чем заказчиком нарушены требования частей 2 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Факт включения в одну закупку товаров, функционально и технологически не связанных между собой, свидетельствует об ограничении возможности участия заявителя в проводимой закупке, который является производителем одного из видов товара, являющегося объектом закупки.
В отзыве на апелляционную жалобу Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители общества с ограниченной ответственностью "ГИГИЕНА-СЕРВИС МЕД", Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, оператора электронной площадки - открытого акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество обратилось в УФАС по Краснодарскому краю с жалобой на положения аукционной документации о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку подгузников и абсорбирующего белья для обеспечения инвалидов Краснодарского края в 2016 году (извещение N 0218100003716000166) и на действия Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (том 1 л.д. 17 - 22). В жалобе общество указало, что включение в электронный аукцион объектов закупки, не связанных между собой технологически и функционально, повлекло ограничение его возможности участия в данном аукционе.
Решением УФАС по Краснодарскому краю от 29.06.2016 N 13700/8 по делу N ЭА-851/2016 жалоба ООО "ГИГИЕНА-СЕРВИС МЕД" признана необоснованной.
Антимонопольный орган установил, что заказчиком на основании ответов официальных представителей в РФ производителей абсорбирующего белья и подгузников, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее - ИПР) сделан вывод о возможности поставки объектов закупки в соответствии с требованиями технического задания документации электронного аукциона.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, заказчиком - Государственным учреждением - Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, размещена информация о проведении электронного аукциона на поставку подгузников и абсорбирующего белья для обеспечения инвалидов Краснодарского края в 2016 году.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, в число объектов закупки включены впитывающие простыни, многоразовые трусики для фиксации урологических вкладышей, подгузники для взрослых, в том числе "дышащие", урологические впитывающие вкладыши, различных размеров и степени впитывания (том 1 л.д. 27 - 48).
По мнению заявителя, включение в электронный аукцион указанных различных объектов закупки, не связанных между собой технологически и функционально, повлекло ограничение его возможности участия в данном аукционе.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В статье 8 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Статьей 17 Закона о защите конкуренции предусмотрены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений (часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
В силу части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей на момент проведения электронного аукциона и принятия оспариваемого решения антимонопольного органа, нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов) инвалиды имеют право на обеспечение техническим средствами реабилитации (далее - ТСР) за счет средств федерального бюджета.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включены абсорбирующее белье и подгузники (пункт 22).
В силу статьи 8 Закона о защите инвалидов на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов.
На основании статьи 11 Закона о защите инвалидов индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Как следует из оспариваемого решения УФАС по Краснодарскому краю заказчиком на обозрение антимонопольной комиссии были представлены копии индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в которых указаны списки необходимых технических средств реабилитации, в том числе подгузники, пеленки впитывающие, гигиенические вкладыши и другие технические средства реабилитации, необходимые для реализации обязательного для заказчика объема реабилитационных мероприятий и для достижения целей, установленных Законом о защите инвалидов. Также согласно решению антимонопольного органа заказчиком были получены ответы от официальных представителей производителей абсорбирующего белья и подгузников, в которых представлена информация о возможности поставки товаров в соответствии с требованиям технического задания документации электронного аукциона.
Согласно позиции 22 перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. N 998н) впитывающие простыни и подгузники для взрослых относятся к одной позиции "Абсорбирующее белье, подгузники".
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" к изделиям впитывающим медицинским для ухода за больными относятся все объекты закупки по спорному аукциону, в том числе прокладки, вкладыши урологические, подгузники, трусы, впитывающие простыни (пункт 1.5.1 Приложения 2 "Основные требования к подконтрольной продукции (товарам) и показателям их безопасности (изделия медицинской техники и медицинского назначения)".
Согласно извещению об электронном аукционе и положениям "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, объекты закупки относятся к одной группе изделий санитарно-гигиенического назначения прочие из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон (код ОКПД 17.22.12.130), что свидетельствует об одной области применения и однородности товара.
Таким образом, заказчик правомерно и обоснованно, в целях соблюдения положений обязательных для него индивидуальных программ реабилитации включил в объект закупки впитывающие простыни, многоразовые трусики для фиксации урологических вкладышей, подгузники для взрослых, урологические впитывающие вкладыши, различных размеров и степени впитывания, необходимые для достижения комплексных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности, предусмотренных Законом о защите инвалидов.
Возможность поставки товаров, являющихся предметом спорной закупки, разными лицами само по себе не может являться доказательством ограничения числа участников закупки. Объединение в один лот подгузников для взрослых, многоразовых трусиков для фиксации урологических вкладышей, урологических впитывающих вкладышей, впитывающих простыней (пеленок), которые применяются в одной области как средства ухода для инвалидов с ограниченными возможностями, в рассматриваемом случае, отвечает потребностям заказчика и обусловлено необходимостью достижения заказчиком требуемых результатов - обеспечение помощи инвалидам, в том числе физического и психологического комфорта, восстановление их оптимального физического, психического и/или социального уровни деятельности и поддержание их, путем предоставления им указанных реабилитационных средств.
В соответствии со статьей 13 Закона N 44-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами, выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Учитывая цель спорного аукциона, связанную с обеспечением техническими средствами реабилитации инвалидов, а также цели регулирования отношений, закрепленных в части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд апелляционной инстанции считает, что заказчиком правомерно и обоснованно включены в число объектов закупки впитывающие простыни, многоразовые трусики для фиксации урологических вкладышей, подгузники для взрослых, урологические впитывающие вкладыши, различных размеров и степени впитывания как функционально связанные между собой и подлежащие использованию на достижение одних и тех же целей (поддержание благоприятных условий для инвалидов с урологическими проблемами и лежачих больных, применение средств ухода для инвалидов с различными формами недержания мочи и кала).
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2016 по делу N А32-25670/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25670/2016
Истец: ООО "ГИГИЕНА -СЕРВИС МЕД", ООО "ГИГИЕНА-СЕРВИС МЕД"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования РФ, ОАО Оператор электронной площадки "Единая электронная торговая площадка"