г. Самара |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А55-6833/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 27 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.12.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.09.2016 по делу N А55-6833/2016 (судья Лихачев А.А.), принятое по заявлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области, г. Сызрань Самарской области, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара,
об оспаривании отказов в государственной регистрации,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 12.01.2016 N 63/008/300/2015-7261 и от 15.01.2016 N 63/008/300/2015-7285 в государственной регистрации ограничений соответственно на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0111005:12, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Разведочная, д. 7, и на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0101014:11, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Комсомольская, д. 18, а также об обязании Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию ограничений на указанные земельные участки.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.09.2016 по делу N А55-6833/2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе Администрации в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления Росреестра по Самарской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Рассмотрение дела было отложено с 30.11.2016 на 26.12.2016.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые надлежащим образом извещались о времени и месте проведения судебных заседаний.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 19.11.2015 N 3425 (т. 1, л.д. 10-11) земельные участки с кадастровыми номерами 63:08:011105:12 и 63:08:0101014:11, находящиеся в г. Сызрани по адресам: ул. Разведочная, д. 7 и ул. Комсомольская, д. 18, отнесенные к землям населенных пунктов, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, изъяты для муниципальных нужд. Этим же постановлением изъяты находящиеся в собственности граждан жилые помещения в указанных многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
08.12.2015 Администрация обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации ограничений на вышеуказанные земельные участки (т. 1, л.д. 74; т. 2 л.д. 58).
Сообщениями от 12.01.2016 N 63/008/300/2015-7261 и от 15.01.2016 N 63/008/300/2015-7285 Управление Росреестра по Самарской области отказало Администрации в государственной регистрации ограничений, сославшись на отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записей о регистрации права собственности на указанные земельные участки (т. 1, л.д. 86-88; т. 2, л.д. 6-8).
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Администрации об оспаривании указанных отказов Управления Росреестра по Самарской области.
Материалами дела подтверждается, что Администрация представила в Управление Росреестра по Самарской области на государственную регистрацию все документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), соответствующие требованиям, предусмотренным статьей 18 данного закона.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 16 Закона N 189-ФЗ предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из положений части 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ следует, что если земельный участок сформирован после введения в действие ЖК РФ, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, названные земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, в силу закона принадлежат собственникам помещений этих домов на праве общей долевой собственности и государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение в указанных многоквартирных жилых домах одновременно является государственной регистрацией права общей долевой собственности на земельные участки, на которых эти дома расположены.
Поскольку права собственности на квартиры в многоквартирных жилых домах, расположенных на указанных земельных участках, зарегистрированы (данное обстоятельство Управлением Росреестра по Самарской области не опровергается), такая регистрация одновременно является государственной регистрацией права общей долевой собственности на данные земельные участки.
Доводы Управления Росреестра по Самарской области о том, что в соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ) решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не подлежит государственной регистрации и что согласно пункту 20 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.12.2013 N 765 (далее - Правила N 765), в ЕГРП в записи, содержащей особые отметки регистратора (приложение N 10), формируемой как дополнительная запись к записи со статусом "актуальная", указываются только сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужды, а не регистрируется как ограничение (обременение), являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Пунктом 8 статьи 56.6 ЗК РФ предусмотрено, что отсутствие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.
В силу подпункта 4 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 6.1 статьи 12 Закона о регистрации предусмотрено, что при поступлении в орган по государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд запись об этом вносится в ЕГРП в случаях и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав; данная запись подлежит исключению из ЕГРП государственным регистратором по истечении трех лет со дня принятия такого решения.
Согласно пункту 61 Правил N 765 при государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в записи подраздела III-6 в отношении лица, права которого ограничиваются (обременяются), указываются предусмотренные пунктом 17 этих Правил данные о правообладателе, а при описании лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права, указывается, для чьих нужд изымается объект недвижимого имущества, - Российская Федерация, наименование субъекта Российской Федерации либо наименование муниципального образования.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм решение об изъятии земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд регистрируется в ЕГРП, о чем в записи подраздела III-6 в отношении лица, права которого ограничиваются (обременяются), указываются предусмотренные пунктом 17 Правил N 765 данные о правообладателе, а при описании лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права, указывается, для чьих нужд изымается объект недвижимого имущества.
Как правильно указано судом первой инстанции, внесение изменений в статью 279 ГК РФ, предусматривающую государственную регистрацию решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, не влияет на обязанность Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию ограничения в виде изъятия земельных участков для муниципальных нужд.
Следовательно, у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали предусмотренные статьей 20 Закона о регистрации основания для отказа в государственной регистрации ограничений на земельные участки.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции установил, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с выводами, содержащимися в решении Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2016, постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2016 и Арбитражного суда Поволжского округа от 19.12.2016 по делу N А55-5046/2016, в котором участвовали те же лица и обстоятельства которого схожи с обстоятельствами настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Самарской области в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19 сентября 2016 года по делу N А55-6833/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6833/2016
Истец: Администрация городского округа Сызрани Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Самарской области