г. Самара |
|
21 июля 2016 г. |
Дело N А49-3309/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 59 Федерального медико-биологического агентства" - до перерыва - Кафтасьева С.В. (доверенность от 29.04.2016 N1), после перерыва - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 - 20 июля 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 мая 2016 года по делу N А49-3309/2016 (судья Колдомасова Л.А.), принятое в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, г.Пенза,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 59 Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1025801500196, ИНН 5838000569), г.Заречный, Пензенская область,
о взыскании 17313 руб. 84 коп. финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области (далее - Территориальный фонд) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 59 Федерального медико-биологического агентства" (далее - МСЧ N59) о взыскании 17313 руб. 84 коп. финансовых санкций (л.д.5-7).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства (л.д.1-3).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 23.05.2016 по делу N А49-3309/2016 в удовлетворении заявлных требований отказано (л.д.87-89).
В апелляционной жалобе Территориальный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.93-96).
МСЧ N 59 отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Территориального фонда, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель МСЧ N 59 отклонил апелляционную жалобу.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 18.07.2016 до 10 час. 10 мин. 20.07.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя МСЧ N 59, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по поручению Территориального фонда по факту оказания медицинской помощи застрахованному лицу (номер полиса обязательного медицинского страхования 5801943088100164) экспертом Киреевой М.В. проведена 20.11.2015 целевая экспертиза качества с целью выявления нарушения прав застрахованного лица, результаты которой оформлены экспертным заключением (л.д.14-18) и актом экспертизы качества медицинской помощи от 20.11.2015 N 64-ц (л.д.10-13).
По заключению эксперта в результате действий медицинского персонала МСЧ N 59, подробно описанных в акте и заключении эксперта, у пациента развилось новое заболевание (ятрогенное заболевание).
За данные действия предложено применить к МСЧ N 59 финансовые санкции в размере уменьшения оплаты 100% стоимости за данный случай оказания медицинской помощи и штрафные санкции - 200% размера норматива финансового обеспечения ТП ОМС в расчете на одно застрахованное лицо в год, установленного на дату выявления нарушения (на 20.11.2015).
Экспертное заключение и акт экспертизы подписаны МСЧ N 59 без замечаний. В установленном порядке не оспорены.
Требованием от 23.12.15 N 10-08/3420 Территориальный фонд предложил МСЧ N59 уплатить штрафные санкции в сумме 17313 руб. 84 коп. в течение 10 рабочих дней со дня его отправления (л.д.19). Названное требование получено МСЧ N59 - 29.12.15 (л.д.20).
Неуплата штрафных санкций явилась основанием для обращения Территориального фонда с настоящим исковым заявлением в суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Исходя из статьи 1 Федерального закона от 29.11.10 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закона N 326-ФЗ) данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В соответствии со статьей 13 Закона N 326-ФЗ Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положении о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 14 Закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере ОМС на основании договора о финансовом обеспечении ОМС и отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере ОМС, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
В соответствии со статьей 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 2 статья 39 Закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Часть 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусматривает, что за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором в соответствии со статьей 41 настоящего федерального закона.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
На основании части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2010 N 158н (далее - Правила обязательного медицинского страхования), определяют, что в соответствии с частью 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются договором на оказание и оплату медицинской помощи (пункт 130).
Исходя из части 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ и пункта 130 Правил обязательного медицинского страхования, размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с частью 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ, устанавливаются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N326-ФЗ.
Аналогичные положения содержатся в разделе X Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом ФФОМС от 01.12.10 N 230 (далее - Приказ N 230).
Из приведенных норм законодательства следует, что штраф, налагаемый в порядке статьи 41 Закона N 326-ФЗ, является мерой гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательств по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемому между медицинским учреждением и медицинской страховой организацией.
Меры, предусмотренные статьей 41 Закона N 326-ФЗ, применяются по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии Правилами обязательного медицинского страхования.
Размер штрафа устанавливается в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ.
Суд первой инстанции правильно указал, что ни Закон N 326-ФЗ, ни Правила обязательного медицинского страхования, ни Приказ N 230, ни тарифное соглашение к Территориальной программе обязательного медицинского страхования в Пензенской области не предоставляют Территориальному фонду права предъявлять иски на взыскание штрафов за ненадлежащее исполнение медицинскими учреждениями обязательств по заключенным с медицинскими страховыми организациями договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Ссылки Территориального фонда на то, что он наделен полномочиями по осуществлению контроля, в том числе за качеством предоставления медицинской помощи, правомерно судом первой инстанции признаны необоснованными.
Исходя из части 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ по результатам такого контроля меры, предусмотренные статьей 41 Закона N 326-ФЗ и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, применяются в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным Правилами обязательного медицинского страхования. Однако названными правилами Территориальному фонду не предоставлено право взыскивать с медицинских учреждений штраф за оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Из приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 следует, что Территориальный фонд осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и контроль за целевым использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями.
Аналогичный вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2015 по делу N 305-ЭС15-2234.
Довод Территориального фонда о том, что размер штрафа за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, установлен в тарифном соглашении, правомерно отклонен судом первой инстанции, так как его установление в соответствии с требованиями статьи 41 Закона N 326-ФЗ автоматически не наделяет Территориальный фонд правом на взыскание штрафов с медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В силу положений Закона N 326-ФЗ медицинская помощь по обязательному медицинскому страхованию оказывается на основании договоров, предусмотренных статьей 37 Закона N 326-ФЗ. Ненадлежащее исполнение обязанностей по данным договорами влечет для их участников применение мер ответственности, установленных статьей 41 Закона N326-ФЗ и заключенными договорами.
Согласно статьи 42 Закона N 326-ФЗ медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд. Претензия оформляется в письменной форме и направляется вместе с необходимыми материалами в территориальный фонд. Территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи. Повторные медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда.
При несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что поскольку иск о взыскании санкций за некачественное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования на основании результатов экспертизы качества медицинской помощи заявлен ненадлежащим лицом, арбитражный суд не находит оснований для его удовлетворения.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Территориальным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
По правилам, установленным в абзаце 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 мая 2016 года по делу N А49-3309/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-3309/2016
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области, Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Пензенской области
Ответчик: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 59 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА", ФГБУЗ "МСЧ N59" ФМБА России