Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
10 ноября 2016 г. |
Дело N А65-5259/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.11.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.08.2016 по делу N А65-5259/2016 (судья Абдуллаев А.Г.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Миннахметовой Гузалии Мидхатовны (ИНН 163500781912, ОГРН 312167522900048), п.Богатые Сабы Республики Татарстан, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан, п.Богатые Сабы Республики Татарстан, и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г.Казань, об оспаривании решений,
в судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан Бурганов И.Р. (доверенность от 25.02.2016),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Миннахметова Гузалия Мидхатовна обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) и к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - управление) о признании недействительными соответственно решения от 18.09.2015 N32 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 16.12.2015 N2.14-0-19/02801зг@ по апелляционной жалобе.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.08.2016 по делу N А65-5259/2016 заявление предпринимателя Миннахметовой Г.М. удовлетворено частично: решение налогового органа от 18.09.2015 N 32 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части начисления земельного налога за 2011 - 2013 годы в сумме 1909766 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа и на налоговый орган возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя Миннахметовой Г.М.; в удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной жалобе налоговый орган просил отменить указанное судебное решение в той части, в которой заявление предпринимателя Миннахметовой Г.М. было удовлетворено, и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, в обжалованной части решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Кадастровая палата представила отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции в той части, в которой заявление предпринимателя Миннахметовой Г.М. было удовлетворено, и в соответствующей части принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив решение суда первой инстанции в обжалованной части на основании части 5 статьи 168 АПК РФ, заслушав объяснения представителя налогового органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 18.09.2015 N 32 о привлечении предпринимателя Миннахметовой Г.М. к ответственности за совершение, в частности, налогового правонарушения, выразившегося в неуплате земельного налога за 2011 - 2013 годы за принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 16:16:080503:31, расположенный по адресу: г.Казань, 818 км автодороги М-7 "Волга" (разрешенное использование земельного участка: "для обслуживание гостевых домиков").
Указанным решением налоговый орган начислил предпринимателю Миннахметовой Г.М. земельный налог в сумме 3473312 руб., в том числе: за 7 месяцев 2011 года (за период с 01.01.2011 по 21.07.2011) - в сумме 1054723 руб., за 4 месяца 2012 года (за период с 16.08.2012 по 31.12.2012) - в сумме 600101 руб., за 12 месяцев 2013 года - в сумме 1818488 руб.(с учетом периодов, в которые Миннахметова Г.М. имела статус предпринимателя), соответствующие суммы пеней и штрафа со ссылкой на кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан" (далее - постановление N 1102).
Решением управления от 16.12.2015 N 2.14-0-19/02801зг@ апелляционная жалоба предпринимателя Миннахметовой Г.М. оставлена без удовлетворения.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал решение налогового органа от 18.09.2015 N 32 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части начисления земельного налога за 2011-2013 годы в сумме 1909766 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Правовое регулирование земельного налога, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в законную силу актов о налогах и сборах; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановление N 1102 вступило в законную силу через 10 дней после официального опубликования в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в которой они во взаимосвязи с нормами 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют в порядке, установленном налоговым законодательством.
В силу статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы.
Таким образом, постановление N 1102 подлежит применению только с 01.01.2012.
Поскольку налоговый период по земельному налогу за 2011 год не охватывается постановлением N 1102, в отношении указанного земельного участка подлежит применению ранее действовавшая кадастровая оценка.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 23.12.2014 N Ф06-18913/2013 по делу N А65-17584/2013, от 18.03.2016 N Ф06-6548/2016 по делу N А65-14985/2015 и др.).
Согласно сведениям, представленным кадастровой палатой в суд первой инстанции, кадастровая стоимость указанного земельного участка в 2011 году составляла 75460000 руб. Данная стоимость утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.12.2005 N 478 и внесена в государственный кадастр недвижимости 08.07.2010.
Исходя из указанной кадастровой стоимости земельного участка, размер земельного налога за 2011 год (за 7 месяцев) составляет 385148 руб.
С 01.01.2012 кадастровая стоимость указанного земельного участка, подлежащая определению на основании постановления N 1102, составляет 206646400 руб.; соответственно, размер земельного налога за 2012 год (за 4 месяца) составляет 600101 руб.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Таким образом, статьей 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
В абзаце 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О указано, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В данном постановлении указано, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Именно с этого момента меняется экономическое основание земельного налога ввиду того, что изменилась стоимость объекта налогообложения.
При этом определение налоговой базы по земельному налогу на основе старой, более высокой стоимости объекта налогообложения является нарушением прав субъекта предпринимательской деятельности как владельца земельного участка и плательщика земельного налога.
Таким образом, в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2013 по делу N А65-28478/2012, рассмотренному по заявлению предпринимателя Миннахметовой Г.М. к кадастровой палате, внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:16:080503:31 посредством ее установления равной рыночной стоимости в размере 39340000 руб.
По сведениям, представленным кадастровой палатой в суд первой инстанции, указанное судебное решение исполнено ею 06.03.2013.
Как верно отмечено судом первой инстанции, измененная кадастровая стоимость указанного земельного участка (рыночная стоимость) подлежит применению для исчисления земельного налога с 06.03.2013.
Таким образом, земельный налог до 06.03.2013 (за 2 месяца) подлежит исчислению по кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2013, равной 206646400 руб., а после 06.03.2013 (за оставшиеся 10 месяцев) - по кадастровой стоимости в размере 39340000 руб., внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2013 по делу N А65-28478/2012.
При расчете земельного налога суд первой инстанции обоснованно руководствовался пунктом 7 статьи 396 НК РФ, согласно которому исчисление налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненно наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Следовательно, размер земельного налога за 2013 год составляет 578297 руб., а общая сумма земельного налога за 2011 - 2013 годы - 1563546 руб.
Поскольку оспариваемым решением налогового органа предпринимателю Миннахметовой Г.М. начислен земельный налог в сумме 3473312 руб., то размер незаконно начисленного земельного налога составляет 1909766 руб. (3473312 руб. - 1563546 руб.).
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с судебной практикой по подобным делам (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12, определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 по делу N 302-КГ15-15796, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 13.05.2016 N Ф06-8039/2016 по делу N А65-22842/2015 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2016N 306-КГ16-9435 отказано в передаче этого дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке кассационного производства), от 02.09.2016 N Ф06-12208/2016 по делу N А06-11260/2015, от 20.09.2016 N Ф06-11180/2016 по делу N А65-22834/2015 и др.).
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2016 года по делу N А65-5259/2016 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5259/2016
Истец: ИП Миннахметова Гузалия Мидхатовна, Сабинский район, пгт Богатые Сабы
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан, с.Богатые Сабы, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии