Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 февраля 2017 г. N Ф06-17403/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
19 октября 2016 г. |
А55-31216/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
в судебное заседание явились:
от общества с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" - представитель Анненкова Е.В. (доверенность от 15.02.2016),
от Правительства Самарской области - представитель Филиппова Е.С. (доверенность от 28.12.2015 N 1-49/718),
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представитель Филиппова Е.С. (доверенность от 29.12.2015 N 310),
от Министерства здравоохранения Самарской области - представитель не явился, извещен,
от ГБУ здравоохранения Самарской области "Городская поликлиника N 9 Октябрьского района" г.о. Самара - представитель не явился, извещен,
от Департамента градостроительства городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2016 года по делу N А55-31216/2015 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь", Самарская область, г. Самара,
к Правительству Самарской области, Самарская область, г. Самара,
при участии в деле третьих лиц: - ГБУ здравоохранения Самарской области "Городская поликлиника N 9 Октябрьского района" г.о. Самара, г. Самара, - Департамент градостроительства городского округа Самара, г. Самара, - Министерство здравоохранения Самарской области, г. Самара, - Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, - Администрации городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Самарской области, согласно которому просит (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
1.Признать незаконным решение Правительства Самарской области об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1 202,0 кв.м., кадастровый номер 63:01:0622002:742, занятого нежилым зданием и прилегающей территории, расположенным по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, изложенное в письме от 21.09.2015 г. N 6-21/575.
2.Обязать Правительство Самарской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на землю, предоставленного ТМО N 9 города Самара на основании решения Горисполкома г. Куйбышева от 19.10.1990 N 773, что подтверждается свидетельством о праве постоянного пользования земельным участком от 02.03.1993 г. N 67691, выданным ТМОN9 города Самара, Комитетом по земельной реформе г. Самара, на часть земельного участка 1 202,0 кв.м., кадастровый номер 63:01:0622002:742, занятого нежилым зданием и прилегающей территории, расположенным по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова.
3.Обязать ответчика подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с учетом Правил, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 746 "Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями" и в течение двух месяцев после вступления в законную силу решения суда направить в адрес ООО "Первая частная скорая помощь" проект договора купли-продажи земельного участка, площадью 1 202,0 кв.м., кадастровый номер 63:01:0622002:742, занятого нежилым зданием и расположенным по адресу: г. Самара. Октябрьский район, ул. Николая Панова.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУ здравоохранения Самарской области "Городская поликлиника N 9 Октябрьского района" г.о. Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация городского округа Самара (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, указывая на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2016 года по делу N А55-31216/2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что испрашиваемый земельный участок прошел государственный кадастровый учет, ограничений и обременений не имеет, заявителем в ходе рассмотрения дела уточнена площадь испрашиваемого земельного участка. Общество считает неподтвержденными основания, указанные в обжалуемом отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0622002:742 в собственность заявителя.
В материалы дела поступили отзывы Правительства Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области на апелляционную жалобу заявителя, в которых заинтересованное лицо и третье лицо просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2016 года по делу N А55-31216/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения как необоснованную.
Кроме того, в материалы дела поступил отзыв третьего лица, Министерства здравоохранения Самарской области, на апелляционную жалобу, в котором третье лицо также просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2016 года по делу N А55-31216/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Правительства Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил суд апелляционной инстанции оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2016 года по делу N А55-31216/2015 без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 05.10.2012 г. Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области серии 63-АИ N 154165, заявителю ООО "Первая частная скорая помощь" на праве собственности принадлежит нежилое здание литер "Ч", кадастровый номер 63:01:0622002:335, расположенное по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, д. 12.
Основанием для государственной регистрации права собственности на указанный объект является договора купли-продажи, в соответствии с которым ООО "Первая частная скорая помощь" приобрело указанное нежилое здание.
Также заявителю принадлежит на праве собственности нежилое помещение в литере СС1С2, общей площадью 79,2 кв.м. кадастровый (или условный) номер 63:01:0000000:0:20478/1), расположенное на земельном участке, площадью 3 173,2 кв.м. по вышеуказанному адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, д. 12, что подтверждается свидетельством от 13.04.2011 серии 63-АЕ N 378942 о государственной регистрации права.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 18.04.2014 N 63-00-102/14-279417 следует, что земельный участок площадью 1 482,0 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, был поставлен на государственный кадастровый учет 20.06.2013 г. Разрешенное использование - занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией.
16.06.2015 г. общество с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" обратилось к Правительству Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, являющегося собственностью Самарской области, площадью 1 482,0 кв.м., кадастровый номер 63:01:0622002:742, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, д. 12, под нежилым зданием и прилегающей территорией.
Письмом от 21.09.2015 г. N 6-21/575 ( т.1 л.д. 15-16) Правительство Самарской области отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 39.16 Земельного Кодекса РФ, а также по другим основания, не предусмотренным указанной статьей.
Отказ Правительства Самарской области мотивирован тем, что:
-испрашиваемый заявителем земельный участок входит в границы земельного участка, ранее предоставленного в постоянное бессрочное пользование Территориальному медицинскому объединению N 9 города Самары, которое до настоящего времени не прекращено;
-часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования и в силу положений п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ этот земельный участок (его часть) не подлежит приватизации;
- в пакете документов отсутствует сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, принадлежащих заявителю и расположенных на испрашиваемом земельном участке, необходимость представления которого предусмотрена п.6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1.
Таким образом, как указано в письме, представление Правительством Самарской области испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя, не представляется возможным.
Кроме того, в письме от 21.09.2015 г. N 6-21/575 Правительство Самарской области указало, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0622002:742 зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Самара, что не позволяет Самарской области распоряжаться вышеуказанным земельным участком.
Не согласившись с указанным отказом, Общество с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Общество с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" полагает, что с переходом права собственности на нежилое здание литер "Ч", нежилое помещение в литере С-С2 и с момента принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0622002:45, площадью 5192,50 кв.м., на вновь образованный земельный участок, у него возникло право пользования спорным земельным участком, площадью 1481,8 кв.м., расположенным по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, д. 12. В рамках поданного заявителем заявления о предоставлении в собственность за выкуп спорного участка, и в соответствии со статьей 35 Земельного Кодекса РФ, статьей 271 Гражданского Кодекса РФ, Правительством Самарской области на основании части 1 статьи 45 Земельного Кодекса РФ должно было принять решение о прекращении ранее предоставленного права постоянного бессрочного пользования земельным участком Территориальным медицинским объединением N 9 города Самары, правопреемником которого является третье лицо - ГБУ здравоохранения Самарской области "Городская поликлиника N 9 Октябрьского района г.о. Самара.
По мнению заявителя, с 01.01.2013 испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 1 482,0 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0622002:742, ранее входящий в состав земельного участка площадью 5 192,50 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0622002:45, является собственностью Самарской области в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вне зависимости от его государственной регистрации. Следовательно, по состоянию на 16.06.2015 г., т.е. на момент обращения общества с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" к Правительству Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка, площадью 1 482,0 кв.м., кадастровый номер 63:01:0622002:742, и на момент принятия оспариваемого решения - 21.09.2015 г., у Правительства Самарской области имелись основания для регистрации права и полномочия на распоряжение вышеуказанным земельным участком.
Довод заинтересованного лица о нахождении части испрашиваемого заявителем земельного участка на территории общего пользования (в границах красных линий), заявитель считает необоснованным, поскольку Свидетельство о праве постоянного пользования земельным участком от 02.03.1993 г. N 67691, выдано ТМО N9 города Самара, Комитетом по земельной реформе г. Самара на основании решения Горисполкома г. Куйбышева от 19.10.1990 N 773, то есть до вступления в силу Правил застройки и землепользования в г.о. Самара N 61. Кроме того, из кадастровой выписки о земельном участке от 02.09.2010 г. следует, что земельный участок, площадью 5192,5 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0622002:45 по вышеуказанному адресу был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 05.07.2006 г., ограничений и обременений не имеет. Отсутствие ограничений и обременений также подтверждается выпиской из ЕГРП от 06.11.2012 г. на земельный участок, площадью 5192,5 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0622002:45, расположенным по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, д. 12.
Довод Правительства Самарской области о не представлении заявителем сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, по мнению заявителя, опровергается заявлением на выкуп спорного земельного участка, направленного в адрес Правительства Самарской области 16.06.2015 г., где указано, что на испрашиваемом земельном участке находится нежилое здание литер "Ч", кадастровый номер 63:01:0622002:335, расположенное по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, д. 12, являющееся собственностью ООО "Первая частная скорая помощь", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданное 05.10.2012 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. Таким образом, заявитель надлежащим образом сообщил о наличии принадлежащего заявителю здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
Доводы заявителя, основания оспариваемого отказа подробно рассмотрены судом первой инстанции.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в течение 2012 года органы местного самоуправления на территории Самарской области во исполнение Закона Самарской области от 06.12.2011 N 134-ГД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи на территории Самарской области" (далее - Закон N 134-ГД) исполняли отдельные государственные полномочия по организации оказания медицинской помощи.
В связи с истечением установленного Законом N 134-ГД срока исполнения полномочий, с 01.01.2013 полномочия по организации медицинской помощи населению в полном объеме осуществляются Министерством здравоохранения Самарской области через систему подведомственных ему государственных учреждений, переданных в собственность Самарской области из муниципальной собственности.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) определен порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ.
Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ решение о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимается уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъектов Российской федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, то есть Министерством имущественных отношений Самарской области.
На основании вышеизложенного в собственность Самарской области передано муниципальное медицинское бюджетное учреждение "Городская поликлиника N 9 Октябрьского района городского округа Самара" (далее - поликлиника N 9) как имущественный комплекс на основании приказа Министерства от 14.12.2012 N 3394 "О принятии муниципального медицинского бюджетного учреждения "Городская поликлиника N 9 Октябрьского района городского округа Самара" и акта приема-передачи от 29.12.2012.
В соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.12.2012 N 3394 "О принятии муниципального бюджетного учреждения "Городская поликлиника N 9" Октябрьского района г.о. Самара (далее - Приказ N 3394), актом приема-передачи от 29.12.2012 и приложением N 2 к акту приема-передачи от 29.12.2012 - перечнем имущества, передаваемого из собственности г.о. Самара в собственность Самарской области, из муниципальной собственности в собственность Самарской области, в том числе передан земельный участок площадью 5 192,50 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0622002:45, расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, д. 12.
В этой связи имущество, находящееся в пользовании поликлиники N 9, используемое поликлиникой в целях охраны здоровья, является собственностью Самарской области, в состав указанного имущества входит, в том числе, и земельный участок площадью 5 192,50 кв. м с кадастровым номером 63:01:0600002:45.
Согласно пункту 3 Приказа N 3394 право собственности Самарской области в отношении имущества, указанного в пункте 1 приказа, возникает с 01.01.2013.
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 01.10.2010 N 1021 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 63:01:0622002", Департаментом произведен раздел земельного участка площадью 5 192,5 кв. м, кадастровый номер 63:01:0622002:0045 на три земельных участка с площадями 537,5 кв. м, 1 481,8 кв. м, 3 173,2 кв. м и утверждены схемы расположения данных участков на кадастровом плане (кадастровой карте).
Образованный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0622002:742 площадью 1 482 кв. м, занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией на основании постановления Администрации городского округа Самара от 04.12.2013 N 1720 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" предоставлен обществу в собственность за выкуп.
Действия по разделу земельного участка площадью 5 192,5 кв.м с кадастровым номером 63:01:0622002:45 произведены Департаментом управления имущества г.о. Самара во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012 по делу N А55-24652/2012.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012 по делу N А55-24652/2012, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 по делу N А55-24652/2012, суд признал незаконным распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 23.07.2012 N 604 об отмене распоряжения от 01.10.2010 N 1021 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01:06:22002"; признал незаконным решение Департамента управления имуществом городского округа Самара об отказе в предоставлении ООО "Первая частная скорая помощь" в собственность земельного участка площадью 1 481,8 кв. м, занятого нежилым зданием и расположенным по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова д. 12, изложенное в письме от 20.05.2012 N 15-07-05/20875; признал незаконным бездействие Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в не обращении в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений в государственный кадастр недвижимости в части постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0622002:45, площадью 5 192,50 кв. м, расположенных по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова д. 12; в не представлении необходимых для кадастрового учета документов - межевого плана.
Суд обязал Департамент управления имуществом городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав заявителя путем представления в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области необходимых для кадастрового учета документов, а именно межевого плана, соответствующего требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 24.11.2008 N 412; заявления об осуществлении кадастрового учета изменений в государственный кадастр недвижимости, и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0622002:45, площадью 5 192,50 кв. м, расположенных по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова д. 12; а также обязал Департамент управления имуществом городского округа Самара по вступлению решения суда в законную силу принять в установленные законом сроки решение по результатам рассмотрения заявления Общества с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 481,8 кв. м, занятого нежилым зданием и расположенным по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова д. 12, по существу.
С 01.01.2013 полномочия по организации медицинской помощи населению в полном объеме осуществляются Министерством здравоохранения Самарской области через систему подведомственных ему государственных учреждений, переданных в собственность Самарской области из муниципальной собственности.
В этой связи нежилые здания, расположенные по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова д. 12 (гаражи) переданы из муниципальной собственности в собственность Самарской области. Указанное обстоятельство подтверждается Перечнем имущества, принимаемого из собственности городского округа Самара в собственность Самарской области.
Поликлиника N 9 на протяжении многих лет пользовалась указанным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, ежегодно уплачивая земельный налог в размере 826 482 руб., исчисленный с площади 5 192,5 кв. м.
В настоящее время поликлиника N 9 продолжает пользоваться земельным участком и расположенными на нем девятью гаражами. Указанные гаражи используются поликлиникой N 9 для стоянки автотранспортных средств учреждения, в том числе используемых для оказания медицинской помощи населению Октябрьского района г. Самары.
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа Самара о признании недействительным постановления от 04.12.2013 N 1720 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" в собственность за выкуп земельного участка, являющегося муниципальной собственностью, занимаемого нежилым зданием и прилегающей территорией, расположенного по адресу: ул. Николая Панова, в Октябрьском районе города Самара".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2016 по делу N А55-8739/2014, оставленным в силе постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2016 г. по делу N А55-8739/2014, заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным постановление Администрации городского округа Самара от 04.12.2013 N 1720 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" в собственность за выкуп земельного участка, являющегося муниципальной собственностью, занимаемого нежилым зданием и прилегающей территорией, расположенного по адресу: ул. Николая Панова, в Октябрьском районе города Самара".
В рамках указанного арбитражного дела суды установили фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
Судами установлено, что на дату принятия постановления Администрации городского округа Самара от 04.12.2013 N 1720 - 04.12.2013, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0622002:742 площадью 1 482 кв. м, занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией, расположенный по адресу: ул. Николая Панова, в Октябрьском районе города Самара являлся собственностью Самарской области.
Данное обстоятельство подтверждается приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.12.2012 N 3394 "О принятии муниципального бюджетного учреждения "Городская поликлиника N 9" Октябрьского района городского округа Самара".
Следовательно, распорядившись после 01.01.2013 земельным участком площадью 1 482 кв. м, занимаемым нежилым зданием и прилегающей территорией, расположенным по адресу: ул. Николая Панова, в Октябрьском районе города Самара и издав постановление Администрации городского округа Самара от 04.12.2013 N 1720 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь", орган муниципальной власти нарушил положения законодательства, действующие с 01.01.2013.
В соответствии с положениями части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А55-8739/2014, не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего спора.
Заявитель, ссылаясь на указанные обстоятельства, считает, что у Правительства отсутствовали препятствия по распоряжению земельным участком, включая право принять решение о прекращении права постоянного бессрочного пользования земельным участком ГБУ здравоохранения Самарской области "Городская поликлиника N 9 Октябрьского района г.о. Самара и предоставить данный участок в собственность за плату заявителю.
Правительство, возражая против доводов заявителя, указывает в отзыве, что собственником земельных участков: площадью 1482 кв.м (63:01:0622002:742), площадью 3173 кв.м. (63:01:0622002:741), площадью 538 кв.м. (63:01:0622002:743) является муниципальное образование г.о. Самара. Данное обстоятельство подтверждается сведениями Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которым в настоящее время право собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0622002:742, площадью 1482 кв.м зарегистрировано за муниципальным образованием г.о. Самара, о чем 09.08.2013 сделана запись регистрации 63-63-01/570/2013-364. Государственная регистрация на земельные участки, образованные в результате раздела Управлением Росреестра по Самарской области была произведена 09.08.2013, то есть после передачи имущественного комплекса в собственность Самарской области 01.01.2013. Указанное обстоятельство является препятствием для распоряжения указанным земельным участком Правительством.
Суд первой инстанции правомерно отклонил указанный довод заинтересованного лица как необоснованный.
В силу статьи 2 Закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки возникает у Российской Федерации; субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, осуществляемой на основании актов об утверждении соответствующих перечней земельных участков.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12790/13 ранее действующий порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен (введением статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ), участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, о чем также отмечалось в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11.
На то, что до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, указал и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Таким образом, право собственности на землю, которое не перешло ранее по каким-либо правовым основаниям в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, продолжает находиться в государственной собственности Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
На момент государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный участок (09.08.2013) имущественный комплекс в силу закона являлся собственностью Самарской области с 01.01.2013.
Учитывая, что в силу статьи 12 ГК РФ под защитой гражданских прав рассматривается неприменение судом акта государственного органа, противоречащего закону, суд посчитал возможным не применять свидетельство о госрегистрации, распространив на данный акт положения абзаца 12 статьи 12 ГК РФ. Таким образом, факт государственной регистрации права собственности правового значения не имеет.
При этом суд исходит из законодательных принципов разграничения прав на земельные участки между различными органами публичной собственности (статья 3.1).
Указанный вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 8 октября 2015 г. N Ф06-1171/2015 по делу N А55-29589/2014. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2016 г. N 306-КГ15-18883 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, факт государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок за муниципальным образованием г.о. Самара не является препятствием для распоряжения указанным земельным участком Правительством.
Однако данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения требований заявителя по следующим мотивам.
В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В оспариваемом отказе от 21.09.2015, который направлен заявителю полномочным лицом, указаны основания, по которым предоставление земельного участка в собственность заявителя не представляется возможным.
Указанные основания рассмотрены судом и установлено следующее.
В соответствии с выпиской из ИСОГД г.о. Самара, выданной Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара (в настоящее время - Департамент градостроительства г.о. Самара) от 30.07.2015 N Д05-01-01/8350-0-1 часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования.
Данное обстоятельство подтверждается также самим заявителем, представившим в материалы дела План земельного участка площадью 1482,0 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0622002:742, подготовленный МП г.Самары "Архитектурно-планировочное бюро", согласно которому, в красных линиях находится часть указанного участка площадью 280,0 кв.м. (из 1482,0 кв.м.).
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть предоставлены в частную собственность земельные участки: которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться частной собственности; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота; земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат в том числе земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В подтверждение довода о нахождении испрашиваемого земельного участка в зоне границ территории общего пользования в материалы дела представлены сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - информационная система), согласно которым часть земельного участка принадлежит к территории общего пользования.
Информационные системы представляют собой организованный в соответствии с требованиями ГрК РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56 ГрК РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 57 ГрК РФ, органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещает их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Часть 4 статьи 56 ГрК РФ устанавливает, что информационная система включает в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образования, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории (пункт 1); дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2); иные документы и материалы (пункт 3).
Согласно пункту 6 Положения "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363, информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III "Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию", содержащий сведения, предусмотренные пунктом "в" части 4 статьи 56 ГрК РФ.
В соответствии с указанным постановлением, распоряжением Департамента от 11.11.2011 N Д05-01-06/93 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности городского округа Самара, полномочиями, по ведению которого наделен Департамент.
Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
При таких данных следует, что информация о расположении испрашиваемого земельного участка содержится в информационной системе в соответствии Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
Согласно ответу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 30.07.2015 N Д05-01-01/8350-0-1 часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования (том 1 л.д. 137-138).
Поскольку на момент реализации собственником объекта недвижимости в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации права на приватизацию земельного участка решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 утвержден генеральный план городского округа Самары, согласно которому спорный земельный участок располагается в пределах территории, ограниченной красными линиями, Правительство обоснованно отказало обществу в предоставлении земельного участка в собственность.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 8 августа 2016 г. N Ф06-10648/2016, от 6 апреля 2016 г. N Ф06-421/2015 по делу N А55-23163/2014.
Факт уточнения заявленных требований в части уменьшения площади испрашиваемого участка не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку заявитель обращался с заявлением в Правительство Самарской области о предоставлении в собственность за плату сформированного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0622002:742 площадью именно 1 482,0 кв.м.
Также судом установлено, что в соответствии с пунктом 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1, заявители предоставляют сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
При подаче заявления о предоставлении в собственность указанного земельного участка, в предоставленном ООО "Первая частная скорая помощь" пакете документов указанное сообщение отсутствовало, что также является препятствием для предоставления земельного участка заявителю.
Оценивая обстоятельства дела, арбитражный суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что решение Правительства Самарской области от 21.09.2015 г. N 6-21/575 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1 482,0 кв.м., кадастровый номер 63:01:0622002:742, занятого нежилым зданием и прилегающей территории, расположенным по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, является законным и обоснованным.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда первой инстанции, в том числе вывод о нахождении части испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, и соответственно о подтверждении соответствующих оснований отказа в предоставлении испрашиваемого участка заявителю, подателем жалобы не опровергнуты.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Выводы суда первой инстанции согласуются с позицией, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 8 августа 2016 г. N Ф06-10648/2016 по делу А55-19522/2015, от 6 апреля 2016 г. N Ф06-421/2015 по делу N А55-23163/2014.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, при том, что размер государственной пошлины за обращение в апелляционный суд по рассматриваемому делу составляет 1 500 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возращению заявителю в размере 1 500 рублей, исходя из положений ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2016 года по делу N А55-31216/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь", Самарская область, г. Самара, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 333 от 13.07.2016 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31216/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 февраля 2017 г. N Ф06-17403/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Первая частная скорая помощь"
Ответчик: Правительство Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, ГБУ здравоохранения Самарской области "Городская поликлиника N 9 Октябрьского района г.о. Самара, Департамент градостроительного г.о. Самара, Минздрав Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области