Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 февраля 2017 г. N Ф06-17909/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании убытков в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
28 октября 2016 г. |
А65-11257/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Румит" - представителя Девжеевой Н.К. (доверенность от 20.10.2016),
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Румит"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июля 2016 года по делу N А65-11257/2016 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан (ОГРН 1051641022400, ИНН 1660077844), Республика Татарстан, г. Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "Румит" (ОГРН 1121690075044, ИНН 1655254671), Республика Татарстан, г. Казань,
о взыскании ущерба, причиненного почве как объекту окружающей среды в размере 7 280 000 рублей и понуждении к исполнению обязанности по разработке проекта рекультивации нарушенных земельного участка с кадастровым номером 16:34:150601:81 и в двухмесячный срок со дня разработки проекта культивации проведению рекультивации нарушенного земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан (далее - Управление Россельхознадзора по РТ) обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Румит" (далее - общество, ответчик) с иском о взыскании ущерба, причиненного почве как объекту окружающей среды в размере 7 280 000 рублей и понуждении к исполнению обязанности по разработке проекта рекультивации нарушенных земель и в двухмесячный срок со дня разработки проекта культивации провести рекультивацию нарушенного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июля 2016 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе общество, с учетом дополнений к апелляционной жалобе от 28.09.2016, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июля 2016 года по делу N А65-11257/2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований истца, указывая, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 16:34:150601:81 и факт точного определения границ уничтоженного плодородного слоя почвы. С дополнениями к апелляционной жалобе, Общество представило суду заключение специалиста N46-09/16 по исследованию земельного участка с кадастровым номером 16:34:150601:81.
В материалы дела поступил отзыв Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан на апелляционную жалобу общества, в котором Управление Россельхознадзора по РТ просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июля 2016 года по делу N А65-11257/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 26.10.2016 представитель общества апелляционную жалобу и дополнения к ней поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Управления Россельхознадзора по РТ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления Россельхознадзора по РТ, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Положением, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере земельных отношений.
Приказом Россельхознадзора N 181 от 15.04.2013 утверждено Положение Россельхознадзора по РТ, согласно п. 9.11 которого Управление наделено полномочиями на предъявление исков по возмещению ущерба, нанесенного в установленной сфере деятельности.
Судом установлено, что 13.02.2015 заместителем прокурора Рыбно-Слободского района с участием государственного инспектора Рыбно-Слободского района РТ по использованию и охране земель, Зайнуллиным И.Г., в присутствии главы Масловского сельского поселения Егорова А.И. составлен Акт обследования земельных участков с кадастровыми номерами 16:34:150103:339; 16:34:150103:340; 16:34:150103:209; 16:34: 150103:337; 16:34:150103:338; 16:34:150103:217; 16:34:150103:218; 16:34:150601:10. В ходе обследования установлен факт несанкционированного вывоза грунта путём снятия плодородного слоя земли, в результате чего образовался карьер.
На основании письма Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры от 18.02.2015 за исх. N 8-1р-2015 и распоряжения Управления Россельхознадзора по РТ от 20.02.2015 N 287 проведено обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:34:150601:10, расположенного по адресу: РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, в границах Масловского сельского поселения. В ходе обследования установлено, что в селе Масловка в прибрежной зоне реки Кама возле улицы Пролетарская ведутся строительные работы, с помощью сельхозтехники вырыт котлован ООО "Румит", который допустил уничтожение плодородного слоя почвы визуально 0,3 га с нижележащей материнской породой (грунтом красного цвета), на момент проверки проводились строительные работы в виде выравнивания откосов котлована.
По результатам проверки государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по РТ составлен акт от N 08/-4 от 24.02.2015 и с фотографированием исследуемого объекта.
Определением от 27.02.2015 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
11.03.2015 в присутствии двух понятых, при участии заместителя начальника отдела почвенных исследований, представителя ООО "Румит" Мамаева А.А., действовавшего на основании доверенности от 12.02.2015, составлен Протокол N 10/04-02 осмотра территории земельного участка с кадастровым номером 16:34:150601:81, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 16:34:000000:182. на основании п.3 ч.1 ст.27.1, ст.27.8 КоАП РФ, а также составлено приложение к Протоколу осмотра от 11.03.2015 - Обмер площади земельного участка, который составил площадь 7000 кв.м, фактическая площадь земельного участка 1687 кв.м.
11.03.2015 составлен Протокол N 10/04-01 о взятии проб и образцов в присутствии двух понятых и представителя ООО "Румит".
Согласно Заключению ФГБУ "Татарская межрегиональная ветеринарная лаборатория" от 17.02.2015 на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:34:150601:81, расположенным в границах Масловского сельского поселения в 10 м от с. Масловка Рыбно-Слободского района РТ установлено снижение плодородия почвы по содержанию массовой доли органического вещества от 27% до 91%, щелочногидроизолируемого азота от 56% до 97%, обменного калия от 19% до 65% и подвижного фосфора от 9% до 75%. По реакции в солевой вытяжке почвы, отобранные образцы относятся к близко нейтральным и нейтральным почвам, различия между образцами по степени кислотности несущественные.
Как следует из материалов дела, распоряжением Палаты имущественных и земельных отношений Рыбно-Слободского муниципального района РТ N 79 от 26.01.2015 Малыгиной предоставлен земельный участок площадью 1687 кв.м с кадастровым номером 16:34:150601:81, на основании указанного распоряжения Палатой имущественных отношений Рыбно-Слободского муниципального района РТ заключен договор N 18 от 26.01.2015 о предоставлении Малыгиной О.А. в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1687 кв.м с кадастровым номером 16:34:150601:81, расположенного в РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, Масловское сельское поселение, категория земли-земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием -для сельскохозяйственного производства.
10.12.2015 Малыгиной О.А.(заказчик) заключен с ООО "Румит" (подрядчик) договор подряда N 1, предметом которого являлось выполнение подрядных работ по заданию заказчика.
Управлением Россельхознадзора по РТ на основании акта проверки от 24.02.2015 вынесено Определение N 1/08 от 01.04.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, поскольку выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
26.03.2015 в отношении ООО "Румит" составлен Протокол N 11/04 об административном правонарушении по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ при участии представителя Общества, который согласился с предъявленным нарушением в отношении Общества.
Постановлением Приволжского районного суда г. Казани от 09.04.2015 по делу N 5-319/2015 ООО "Румит" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ- уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, с применением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Суду не представлено документальный сведений об обжаловании указанного постановления. Штраф уплачен Обществом.
15.10.2015 Управление Россельхознадзора по РТ в адрес Общества направлена претензия об оплате ущерба, причиненного земельному участку, который по расчёту ФГБУ "ТМВЛ" составляет сумму 7 280 000 рублей, с предложением оплатить указанную сумму в течение 15 дней с момента получения претензии.
Факт направления претензии подтверждается почтовым уведомлением о получении ответчиком претензии 28.10.2015.
Не выполнение требований претензии явилось основанием для обращения в Арбитражный суд РТ.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствие со ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ"Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статья 12 Земельного кодекса РФ предусматривает, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ (с изменениями, вступившими в законную силу с 01.01.2015) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" в обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков входит в том числе, осуществление производства сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; содействование проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; выполнение других обязанностей, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 1064 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ч.1).
Статьей 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в ч.1 указано, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ч.3 ст.77).
Статья 78 указанного закона предусматривает, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Согласно пункту 3.4.2 Устава ФГБУ "Татарская межрегиональная ветеринарная лаборатория" ("ТМВЛ"), утв. 10.07.2014 N 391, лаборатория вправе осуществлять расчёт размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды.
Судом первой инстанции было установлено, что согласно Заключению ФГБУ "Татарская межрегиональная ветеринарная лаборатория" (Аттестат аккредитации N RA. RU.517633), размер вреда, причиненного ООО "Румит" почвам как объекту окружающей природной среды в результате перемешивания с материнской породой на земельном участке сельскохозяйственного назначения составляет 7 280 000 рублей (л.д.67-72).
При расчете ущерба использована Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.
Размер ущерба не оспорен ответчиком.
Согласно п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среды (штрафа) по нормативу 100 процентов.
В соответствии с п. 3.1 ч. 3 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования обоснованно признаны судом подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Обстоятельством, подлежащим установлению при разрешении настоящего спора о взыскании ущерба является не кадастровый номер земельного участка, а факт причинения ущерба плодородию почв, тогда как данный факт - уничтожение плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 7000 кв.м. (0,7 га) доказан материалами настоящего дела, в том числе постановлением суда общей юрисдикции от 09.04.2015 о привлечении Общества "Румит" к административной ответственности по ст.8.6 КоАП РФ "Порча земель".
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Общество не оспаривало факт нарушений, согласившись с выявленными нарушениями.
Факт уничтожения Обществом плодородного слоя почв на земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 7000 кв.м. (0,7 га), вина Общества, установлены в ходе проверки и подтверждены в ходе рассмотрения административного и настоящего дела. Осмотр территории нарушенного участка, обмер площади земельного участка производился в присутствии представителя Общества по доверенности Мамаева А.А., что нашло отражение в протоколе осмотра территории от 11.03.2015 (с приложением - обмер площади). Размер ущерба исчислен с учетом данного обстоятельства и размера земельного участка, на котором уничтожен плодородный слой почв.
Заключение специалиста N 46-09/16 по исследованию земельного участка с кадастровым номером 16:34:150601:81, представленное суду апелляционной инстанции, не опровергает изложенных судом доводов и установленных обстоятельств и, кроме того, не может быть принято во внимание, поскольку, составлено без участия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан, учитывая, что Общество знало о наличии настоящего судебного спора. Специалисты Управления не приглашались на исследование участка, правильность установления границ участка на местности бесспорно не подтверждена, тогда как в материалах дела имеется Акт осмотра территории (с приложением Обмера участка) составленный с участием представителей Общества. В связи с изложенным, суд апелляционный инстанции не может принять во внимание указанное заключение, Изложенных выше выводов суда оно не опровергает.
Акт осмотра территории от 24.02.2015, от 11.03.2015, площадь земельного участка (на котором нарушен плодородный слой почвы (7000 кв. м.)) свидетельствуют о том, что при осуществлении деятельности ООО "Румит" вышел за пределы и границы земельного участка с кадастровым номером 16:34:150601:81 (площадь 1687 кв.м.), что, однако не свидетельствует об отсутствии факта причинения ответчиком ущерба почвам, как объекту охраны окружающей среды, на площади 7000 кв. м..
Сведения в отношении земельных участков, поименованных в Акте осмотра территории, Акте обследования территории - 16:34:150601:81, 16:34:150601:10, 16:34:000000:182 представленные в настоящее дело, соответствуют сведениям Публичной кадастровой карты, из которой усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 16:34:150601:81 входит в границы земельного участка 16:34:150601:10, который в свою очередь, входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:34:000000:182.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и сделанных им выводов и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на подателя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июля 2016 года по делу N А65-11257/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11257/2016
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан (Управление Россельхознадзора по Республике Татарстан), г.Казань
Ответчик: ООО "Румит", г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2017 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-11257/16
10.02.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17909/17
09.01.2017 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17453/17
28.10.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12790/16
18.07.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-11257/16