Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 января 2017 г. N Ф06-16863/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
26 октября 2016 г. |
Дело N А55-11105/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Силантьев С.В., доверенность от 08.04.2016 N 52/17, Полухина И.А., доверенность от 11.01.2016 N 16/16,
от Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" - Ермак А.А., доверенность от 11.01.2016 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2016 года в зале N 6 апелляционную жалобу Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июля 2016 года по делу N А55-11105/2016 (судья Гордеева С.Д.),
по заявлению Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к Федеральному казенному предприятию "Самарский завод "Коммунар" (ОГРН 10363020392356, ИНН 6367080065), г. Самара
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда 1 инстанции от 28 июля 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
При этом в апелляционной жалобе и дополнении к ней указывает, что в соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Таким образом, ФКП "СЗ "Коммунар" является лицом, осуществляющим строительство, которое организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицом, осуществляющим строительство, является лицо, выполняющее весь комплекс работ по организации строительства и имеющее свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В рассматриваемом случае заказчик ФКП "СЗ "Коммунар" самостоятельно осуществляет контроль в сфере строительства, поэтому допуск саморегулируемой организации заказчику необходим. Согласно разрешению на строительство объекта капитального строительства "Реконструкция и техническое перевооружение производства специзделий с проведением мероприятий по обеспечению безопасности предприятия на ФКП "Самарский завод "Коммунар" застройщиком данного объекта является ФКП "СЗ "Коммунар". В соответствии с ч. 3.1 ст.52 ГрК РФ завод, являясь одновременно застройщиком и лицом, осуществляющим строительство, должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В связи с этим с выводами суда 1 инстанции о недоказанности события административного правонарушения Управление не согласно.
ФКП "Самарский завод "Коммунар" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 19 сентября 2016 года был объявлен перерыв до 21 сентября 2016 года до 11 ч. 15 м.
Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www. 11aas.arbitr.ru и на электронном табло в здании суда.
Определением от 21 сентября 2016 года рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 19 октября 2016 года.
В судебном заседании представители Управления и ФКП "Самарский завод "Коммунар" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 01.02.2016 Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФКП "Самарский завод "Коммунар" было выдано предписание N 07-311-02-16-015 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, объекта капитального строительства в срок до 01.03.2016 (л.д. 32-39 т.1).
В пункте 4 предписания Управление в качестве мер по устранению выявленных нарушений указало, что ФКП "СЗ "Коммунар", являясь заказчиком (застройщиком) и лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства "Реконструкция и техническое перевооружение производства специзделий с проведением мероприятий по обеспечению безопасности предприятия", выполняет работы по организации реконструкции (строительства) без свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по строительству, реконструкции) с правом осуществлять строительство (реконструкцию) на особо опасных, технически сложных объектах капитального строительства, предусмотренных статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 16.03.2016 N 01-15/6260 Управление по обращению предприятия продлил срок исполнения п.4 предписания до 30.04.2016 (л.д. 19 т.1).
06.05.2016 на основании распоряжения Управления от 30.03.2016 N 704-Р была проведена внеплановая выездная проверка с целью выполнения требований пунктов NN1 и 4 предписания Управления от 01.02.2016 N 07-311-02-16-015 по реконструкции объекта капитального строительства: "Реконструкция и техническое перевооружение производства специзделий с проведением мероприятий по обеспечению безопасности предприятия", расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра Дубрава, в отношении Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, по результатам которой был составлен акт проверки N 06-311-05-16-115-КП (л.д. 21-23 т.1).
В ходе проверки было установлено, что предприятием п.4 предписания в срок до 30.04.2016 не исполнен.
10.05.2016 главным государственным инспектором межрегионального отдела государственного строительного надзора Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Каргиным Е.Е. в отношении ФКП "СЗ "Коммунар" был составлен протокол N 704р/311-39-Ю об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 12-13 т.1).
11.05.2016 на основании ст.23.1 КоАП РФ Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении ФКП "СЗ "Коммунар" к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении данного заявления, суд 1 инстанции сделал вывод об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Данный вывод суда 1 инстанции является правомерным.
В соответствии с ч. 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Из содержания названной нормы права следует, что предписание административного органа должно отвечать условию законности, в связи с чем существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, является установление законности предписания, неисполнение которого вменяется предприятию.
В данном случае Управление просило суд 1 инстанции привлечь предприятие к ответственности за невыполнение пункта 4 предписания, в соответствии с которым ему надлежало устранить нарушение требований частей 1 и 8 ст.55.8, ч.2 ст.52, Градостроительного кодекса Российской Федерации, главы 3 (п.33) Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В соответствии с пп. "а" п.11 ч.1 ст.48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты 1 и 2 класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
Из материалов дела видно, что спорный объект капитального строительства "Реконструкция и техническое перевооружение производства специзделий с проведением мероприятий по обеспечению безопасности предприятия" является опасным производственным объектом 2 класса опасности, что подтверждается заключением государственной экспертизы N 044-14/ГГЭ-8750/03 от 17.01.2014 г. (представлено Управлением в заседании апелляционного суда).
В соответствии с Соглашением N 14209.169999.16.001 от 22.04.2014 г. Федеральному казенному предприятию "Коммунар" переданы от Министерства промышленности и торговли РФ полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов.
28.03.2014 г. администрацией п. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области предприятию было выдано разрешение на реконструкцию спорного объекта (л.д.71 т.2).
В июне-сентябре 2015 г. целях осуществления конкретных видов строительных работ по реконструкции указанного объекта предприятием в качестве заказчика были заключены государственные контракты с подрядчиками ООО "Лемакс Групп", ООО "Квазар", ООО "Энергодинамика", ООО "Энергопроект-Поволжье", ООО "ЗЕВС-ЭНЕРГО" (л.д.133-155 т.1, 1-28 т.2).
В соответствии с положениями п.1 и п.8 ст.55.8 ГрК РФ юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Согласно ч. 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 данной статьи лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
При этом в силу пункта 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (в редакции приказа от 14. 11.2011 N 536).
Данный Перечень видов работ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Пунктом 33 главы 3 Перечня предусмотрены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
По мнению административного органа, в данном случае предприятие, являясь заказчиком и лицом, осуществляющим строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции и ремонту указанного объекта капитального строительства, выполняя тем самым виды работ, предусмотренные п.33 указанного Перечня.
Между тем по смыслу и содержанию данной правовой нормы работы по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту, выполняемые заказчиком или застройщиком, в Перечень N 624 не включены.
Отсутствие в Перечне N 624 работ по осуществлению заказчиком или застройщиком работ по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства означает отсутствие у них обязанности по получению свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства.
Аналогичные выводы, содержатся в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2016 года N 304-АД16-2390 применительно к п.32 Перечня.
Вопреки доводам административного органа, п.33 Перечня предусмотрены работы по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту не самим заказчиком (застройщиком), а привлекаемым последним на основании договора юридическим лицом (генеральным подрядчиком).
Из материалов дела видно, что конкретные работы по реконструкции указанного объекта капитального строительства выполняются привлеченными заказчиком подрядчиками, которые имеют выданные в установленном порядке свидетельства о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (лд.79-121 т.1).
Таким образом, суд 1 инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предприятие не может быть привлечено к административной ответственности за неисполнение п.4 предписания Управления от 01.02.2016, обязывающего его устранить нарушение частей 1 и 8 ст.55.8, ч.2 ст.52, Градостроительного кодекса Российской Федерации, главы 3 (п.33) Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, которое им не было допущено.
В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ наличие события и состава административного правонарушения являются одними из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В данном случае событие административного правонарушения, предусмотренного п. 6 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ФКП "Самарский завод "Коммунар" Министерства промышленности и торговли РФ отсутствует.
В связи с этим суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении ФКП "Самарский завод "Коммунар" к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июля 2016 года по делу N А55-11105/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11105/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 января 2017 г. N Ф06-16863/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ответчик: Федеральное казенное предприятие "Самарский завод "Коммунар" Министерства промышленности и торговли РФ