Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 октября 2017 г. N Ф06-24761/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
31 мая 2017 г. |
Дело N А65-25640/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Парковое" - представитель не явился, извещено,
от муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 мая 2017 года апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 марта 2017 года по делу N А65-25640/2016 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парковое" (ОГРН 1111650024936, ИНН 1650232667), Республика Татарстан, г.Набережные Челны, к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (ОГРН 1051614258740, ИНН 1650135166), Республика Татарстан, г.Набережные Челны,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Парковое" (далее - ООО "Парковое", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны", исполнительный комитет, заинтересованное лицо), выраженного в непредоставлении в установленный срок градостроительного плана земельного участка по заявлению N Р13429-6 от 16.05.2016, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:050101:157, 16:52:050101:70, 16:52:050101:53, 16:52:050101:13, 16:52:050101:74, 16:52:050101:75, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи градостроительного плана.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 марта 2017 года заявление удовлетворено, бездействие МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны", выраженное в непредставлении градостроительного плана земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:050101:157, 16:52:050101:70, 16:52:050101:53, 16:52:050101:13, 16:52:050101:74, 16:52:050101:75 признано незаконным. На МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны" возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Парковое" путем выдачи утвержденных градостроительных планов земельных участков в срок не позднее 30 дней со дня получения настоящего решения.
В апелляционной жалобе МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие бездействия исполнительного комитета, так как исполнительным комитетом своевременно был направлен ответ на обращение от 06.06.2016. Поскольку к заявлению общества не было приложено ни одного документа, в письме 06.06.2016 N 05/1232 было предложено для подготовки ГПЗУ необходимо представить: 1) копии учредительных документов, копия документа, подтверждающего личность представителя; 2) правоустанавливающие документы на земельный участок; 3) технический паспорт БТИ на объекты капитального строительства (при наличии); 4) топографический план земельного участка.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОООО "Парковое" 16.05.2016 обратилось в МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны" с заявлением исх. N 4 от 12.05.2016 о выдаче градостроительных планов земельных участков: с кадастровыми номерами 16:52:050101:157, 16:52:050101:70, 16:52:050101:53, 16:52:050101:13, 16:52:050101:74, 16:52:050101:75, общей площадью 116 756 кв.м, расположенных по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, проспект Чулман, напротив 44 микрорайона, предоставленного для строительства спортивных сооружений закрытого типа (л.д.5).
Не получив ответа на указанное заявление исх. N 4 от 12.05.2016, зарегистрированное входящим номером Р13429-6 от 16.05.2016, полагая незаконным бездействие исполнительного комитета, выраженное в неисполнении обязанностей, предусмотренных пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), по предоставлению градостроительных планов земельных участков, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Как видно из материалов дела, между ООО "Парковое" и МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны" заключен договор аренды земельного участка N 4137-АЗ от 12.02.2014, согласно которому МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны" предоставило в аренду земельные участки общей площадью 116 756 кв.м, с кадастровыми номерами 16:52:050101:157, 16:52:050101:70, 16:52:050101:53, 16:52:050101:13, 16:52:050101:74, 16:52:050101:75, расположенные по адресу: г.Набережные Челны, проспект Чулман, напротив 44 микрорайона.
Указанные земельные участки предоставлены для строительства спортивных сооружений закрытого типа сроком на три года. Арендатор обязался возвратить земельные участки арендодателю 31 декабря 2016 года (пункты 1.2 и 3.1 договора аренды земельного участка N 4137-АЗ от 12.02.2014) (л.д.14-16).
Актом приема-передачи от 12.02.2014 подтверждается передача арендодателем арендованных земельных участков арендатору (л.д.17).
Между арендодателем и арендатором 17.09.2014 заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 12.02.2014 N 4137-АЗ, которым стороны внесли изменения в п.3.1 договора увеличив срок предоставления земельных участков в аренду на 49 лет (л.д.18).
Решением от 28.11.2016 Арбитражный суд Республики Татарстан по делу N А65-19858/2016 отказал в иске МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны" к ООО "Парковое" о признании недействительной (ничтожной) сделкой договора аренды от 12.02.2014 N 4137-АЗ земельного участка, общей площадью 116 756 кв.м, с кадастровыми номерами 16:52:050101:157, 16:52:050101:13, 16:52:050101:70, 16:52:050101:53, 16:52:050101:74, 16:52:050101:75, находящегося по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, пр.Чулман, напротив 44 микрорайона, недействительной (ничтожной) сделкой дополнительного соглашения от 17.09.2014 к договору аренды земельного участка от 12.02.2014 N 4137-АЗ.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.11.2016 по делу N А65-19858/2016 оставлено без изменений.
В силу части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Из содержания части 3 статьи 44 ГрК РФ следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; о границах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с частью 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Между тем заявление ООО "Парковое" о представлении градостроительных планов земельных участков исх. N 4 от 12.05.2016, зарегистрированное входящим номером Р13429-6 от 16.05.2016, МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны" не рассмотрено.
Заинтересованное лицо, возражая против заявленных требований, со ссылкой на статью 44 ГрК РФ и постановление исполнительного комитета от 27.09.2013 N 5858, которым утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, указал на непредставление ООО "Парковое" необходимых документов.
Кроме того, заинтересованное лицо пояснило, что по результатам рассмотрения указанного заявления заявителю направлено письмо от 06.06.2016 N 05/1232 о необходимости представления дополнительных документов для подготовки градостроительных планов земельных участков: копии учредительных документов; копии документа, подтверждающего личность представителя; правоустанавливающего документа на земельный участок; технического паспорта БТИ на объекты капитального строительства (при наличии объекта капитального строительства на земельном участке); топографического плана земельного участка. Однако доказательств направления письма, на которое МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны" ссылается как на результат рассмотрения им заявления о предоставлении градостроительных планов земельных участков, в материалы дела не представлены.
Вместе с тем согласно части 1 статьи Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, бездействие исполнительного комитета, выраженное в нерассмотрении заявления и в невыдаче градостроительных планов, в связи с непредставлением заявителем в дополнение к заявлению о выдаче градостроительных планов земельных участков документов не соответствует действующему законодательству.
Аналогичный вывод содержится в разъяснениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 05 июня 2015 года N 17433-ЮР/09), согласно которым, признано не соответствующим законодательству требование органа местного самоуправления о предоставлении заявителем в дополнении к
заявлению о выдаче ГПЗУ иных различных документов.
Также в пункте 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года (раздел Судебная практика по административным делам) указано, что при рассмотрении заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления каких-либо иных документов, кроме тех, которые необходимы для установления его личности.
Как следует из решения Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 N АКПИ12-290, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного орана, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребований градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Аналогичный вывод содержится в судебной практике (Определение ВС РФ от 10 сентября 2014 года N 18-КГ 14-96, Определение ВС РФ от 27 марта 2013 года N 6-КГ 12-11).
Более того, из нормы части 5 статьи 41 ГрК РФ следует, что градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (часть 5 статьи 45 ГрК РФ).
Частью 10 статьи 45 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
ГрК РФ основания для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрены.
Градостроительный план представляет собой документ, носящий исключительно информативный характер, однако именно на соответствие данному документу проходит проверку проектная документация, по результатам которой принимается решение о возможности осуществления строительства.
Сама по себе подготовка градостроительного плана земельного участка, его утверждение и выдача с теми характеристиками и сведениями, которыми обладает земельный участок, не означает автоматической выдачи в соответствии с таким планом разрешения на строительство или реконструкцию объекта. Вопрос о возможности осуществления строительства на данном участке решается при выдаче разрешения на строительство на основе, в том числе сопоставления испрашиваемого строительства с дозволенными согласно градостроительному плану действиями на участке.
Несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является в силу части 13 статьи 51 ГрК РФ основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство объекта.
Указанный вывод соответствует позиции Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 04.08.2015 по делу N А57-18310/2014, Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлениях от 29 апреля 2014 года по делу N А41-33686/13, от 20 мая 2014 года по делу N А41-45508/13.
Более того, Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка (приложение к постановлению исполнительного комитета от 27 сентября 2013 года N 5858), на которую ссылается МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны", также не предусматривает необходимость предоставления документов при обращении с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Пункт 2.6 постановления исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 27 сентября 2013 года N 5858 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка" не содержит условий об обязанности заявителя представлять определенный пакет документов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что бездействие, выразившееся в непринятии решения, указанного в статье 46 ГрК РФ, по заявлению ООО "Парковое" о предоставлении градостроительных планов, не соответствует вышеприведенным нормам закона и привели к нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворил требования заявителя.
Исходя из положений статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции в целях восстановления нарушенного права обязал МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны" выдать градостроительный план земельного участка.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2017 года по делу N А65-21543/2016.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия исполнительного комитета отклоняются, поскольку направление исполнительным комитетом в адрес заявителя письма от 06.06.2016 не свидетельствует о рассмотрении заявления общества по существу. При этом адресованное заявителю предложение представить документы не основаны на требованиях законодательства, так как при рассмотрении заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления каких-либо иных документов, кроме тех, которые необходимы для установления его личности. При этом доказательств направления письма от 06.06.2016 заявителю исполнительный комитет в материалы дела не представил.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 15 марта 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны" в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 марта 2017 года по делу N А65-25640/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25640/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 октября 2017 г. N Ф06-24761/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Парковое", г.Набережные Челны
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан", г.Набережные Челны