г. Пермь |
|
07 ноября 2016 г. |
Дело N А60-23211/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от заявителя НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "НИЖНЕТАГИЛЬСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" - Анферова О.В. - представитель по доверенности от 23.08.2016 г., Губин Н.П. - представитель по доверенности от 23.08.2016 г., Торгашова О.Н. - представитель по доверенности от 07.12.2015 г., Широков А.Г. - представитель по доверенности от 17.12.2015 г.
от заинтересованного лица МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Конюхова Ю.В.- представитель по доверенности от 07.12.2015 г., Оленев И.В. -представитель по доверенности от 07.07.2016 г., Рыбакова Е.Л. - представитель по доверенности от 05.11.2015 г., Широков А.Г. - представитель по доверенности от 17.12.2015 г.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "НИЖНЕТАГИЛЬСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2016 года
по делу N А60-23211/2016,
принятое судьей Л. В.Колосовой
по заявлению Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Нижнетагильские тепловые сети" (ИНН 6623075742, ОГРН 1116623000780)
к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773)
о признании недействительным решения N 10830/15 от 17.03.2016 г. в части,
установил:
Нижнетагильское муниципальное унитарное предприятие "Нижнетагильские тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области о признании недействительными решения от 17.03.2016 N10830/15 и от 17.03.2016 N 20958/15 в части.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2016года в удовлетворении исковых требований отказано.
Заявитель по делу, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что спорное имущество входило в конкурсную массу МУП "Тагилэнерго" и было приобретено ОАО "ЕВРАЗ- НТМК" как конкурсным кредитором, в связи с чем Администрация г.Н.Тагил не могла определять ни порядок отчуждения имущества, ни его стоимость при заключении мирового соглашения; учитывая, что ОАО "ЕВРАЗ-НТМК" не имело технологического присоединения к ТЭК, не могло использовать приобретенное имущество, то имущество было продано; источник для возмещения НДС продавцом был сформирован; судом не исследован вопрос об уплате НДС продавцом; кроме того факт уплаты НДС продавцом не является условием для возмещения НДС покупателем; имущество реализовано по договору купли-продажи с НТ МУП "НТС", а не с МО "г.Н.Тагил", факт передачи имущества подтвержден актом приема-передачи, имущество частично оплачено, то есть НТ МУП "НТС" договор заключало самостоятельно; вывод суда о том, что имущество передано в уставный капитал опровергнут самим налоговым органом; НТ МУП "НТС" является плательщиком НДС; то, что имущество закреплено на праве хозяйственного ведения не имеет значения для дела; суд сделал ошибочный вывод, что передача имущества была безвозмездной; факт получения необоснованной налоговой выгоды не доказан, поскольку продавец не является фирмой-однодневкой, отсутствует взаимозависимость между сторонами сделки; имеются деловые цели приобретения имущества.
Заявитель по делу просит приобщить в материалы дела дополнительные доказательства: определение суда по делу А60-23823/2016 от 03.10.2016 г. о включении в реестр требований кредиторов МУП "Тагилэнерго" требований НТ МУП "НТТС", определение от 31.08.2016 г. о включении в требования кредитора требования налогового органа в части НДС; требование от 25.01.2016 г. Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о включении в реестр кредиторов МУП "Тагилэнерго", налоговую декларацию МУП "Тагилэнерго" по НДС за 2015год, которые опровергают вывод суда о том, что единственной целью участников сделки было получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС, а также вывод о том, что МУП "Тагилэнерго" не сформирован источник возмещения НДС.
Налоговый орган против приобщения вышепоименованных дополнительных документов не возражает.
Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что определения суда о включении требований налогового органа и налогоплательщика в реестр кредиторов приняты после вынесения оспариваемого судебного акта, налоговые декларации имеют отношение к рассматриваемому спору, считает, что дополнительные доказательства должны быть приобщены к материалам дела, поскольку имеют существенное значение для правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, вынесения законного и обоснованного судебного акта.
Заинтересованное лицо с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2015 года Инспекцией оформлен акт от 09.11.2015 N 29924/15, на основании которого вынесено решение от 17.03.2016 N 10830/15 о привлечении НТ МУП "НТТС" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с решением от 17.03.2016 N 10830/15, в порядке, предусмотренном п.3 ст. 176 НК РФ налоговым органом было принято Решение от 17.03.2016 N 20958/15 об отказе (полностью) в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению.
Указанными решениями налогоплательщику доначислен НДС в размере
10 997 536 руб. и пени в размере 695 594,14 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в размере 2 199 руб.; также предприятию отказано в
возмещении суммы НДС в размере 44 612 930 руб., заявленной к возмещению за 2 квартал 2015 года.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 21.04.2016 N 439/16 решения инспекции от 17.03.2016 N 10830/15 и от 17.03.2016 N 20958/15 оставлены без изменения и утверждены.
Не согласившись с решением инспекции, Нижнетагильское муниципальное унитарное предприятие "Нижнетагильские тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия оснований для возмещения НДС из бюджета, поскольку фактически имущество было передано не от продавца ОАО "ЕВРАЗ НТМК" налогоплательщику, а МО "г.Нижний Тагил", а затем из муниципальной собственности передано на праве хозяйственного ведения НТ МУП "НТТС", то есть на безвозмездной основе. При этом, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 НК РФ передача муниципальным образованием "г.Нижний Тагил" на безвозмездной основе объектов основных средств муниципальным унитарным предприятием (НТ МУП "НТТС") не признается объектом налогообложения. Оплата за имущество осуществлена в размере 10% стоимости имущества за счет субсидий бюджета, оставшаяся часть денежных средств в виде субсидий на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципального образования "г.Нижний Тагил" в форме ассигнований не заложены в бюджете города на 2016 и 2017годы, то есть оплата сторонами сделки не оплачена и отсутствуют доказательства того факта, что приобретенное здание котельной будет оплачено в будущем.
Заявитель по делу, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что спорное имущество входило в конкурсную массу МУП "Тагилэнерго" и было приобретено ОАО "ЕВРАЗ- НТМК" как конкурсным кредитором, в связи с чем Администрация г.Н.Тагил не могла определять ни порядок отчуждения имущества, ни его стоимость при заключении мирового соглашения; учитывая, что ОАО "ЕВРАЗ-НТМК" не имело технологического присоединения к ТЭК, не могло использовать приобретенное имущество, то имущество было продано; источник для возмещения НДС продавцом был сформирован; судом не исследован вопрос об уплате НДС продавцом; кроме того факт уплаты НДС продавцом не является условием для возмещения НДС покупателем; имущество реализовано по договору купли-продажи с НТ МУП "НТС", а не с МО "г.Н.Тагил", факт передачи имущества подтвержден актом приема-передачи, имущество частично оплачено, то есть НТ МУП "НТС" договор заключало самостоятельно; вывод суда о том, что имущество передано в уставный капитал опровергнут самим налоговым органом; НТ МУП "НТС" является плательщиком НДС; то, что имущество закреплено на праве хозяйственного ведения не имеет значения для дела; суд сделал ошибочный вывод, что передача имущества была безвозмездной; факт получения необоснованной налоговой выгоды не доказан, поскольку продавец не является фирмой-однодневкой, отсутствует взаимозависимость между сторонами сделки; имеются деловые цели приобретения имущества.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей вычеты.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ, предусмотренные ст. 171 НК РФ вычеты, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Из абзаца 2 п. 1 ст. 172 НК РФ следует, что вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, является счет-фактура. При этом в соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.04.2004 N 169-0, обладающими характером реальны и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств. При этом, передача собственного имущества (в том числе ценных бумаг, включая векселя, и имущественных прав) приобретает характер реальных затрат на оплату начисленных поставщиками сумм налога только в том случае, если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком либо о возмездной сделке и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено, либо в счет оплаты реализованных (проданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
При этом согласно разъяснению Конституционного Суда Российской Федерации, данному в Определении от 04.11.2004 N 324-0, право на вычет сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), не может быть предоставлено в том случае, если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту передачи поставщику в счет уплаты начисленных сумм налога не только не оплачено либо оплачено не полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем.
Как следует из материалов дела, НТ МУП "НТТС" представлена первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2015 года с суммой налога, подлежащей возмещению из бюджета, в размере 44 612 930 рублей.
Сумма налоговых вычетов, заявленная в налоговой декларации, составляет 85 510 640 рублей.
Инспекцией по результатам проверки, отказано в праве на получение налоговых вычетов по НДС в сумме 55 319 491 руб. по счету-фактуре N 0090903181 от 09.06.2015, полученному от ОАО "ЕВРАЗ-НТМК" за приобретение здания главного корпуса котельной ГГМ стоимостью 362 650 000 рублей.
С целью подтверждения права на налоговый вычет НТ МУП "НТТС" представлен договор купли-продажи от 21.05.2015 N 248/15 N ДГНТ6-002239,заключенный с ОАО "ЕВРАЗ-НТМК" на приобретение здания главного корпуса котельной ГГМ, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, шоссе Черноисточинское, площадью 5894 кв.м., стоимостью 362 650 000 руб., в том числе НДС 55 319 491 руб., в муниципальную собственность города Нижний Тагил.
ОАО "ЕВРАЗ НТМК" передало имущество НТ МУП "НТТС" 21.05.2015 по акту приема-передачи N ДГНТ6-002239.
По факту исполнения обязательств сторон по указанному договору купли-продажи инспекцией установлено, что оплата по договору производится в рамках бюджетного финансирования в соответствии с Порядком осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности за счет средств бюджета города Нижнего Тагила, утвержденным постановлением Администрации города Нижний Тагил от 21.03.2014 N 51-ПА.
Имущество находится в залоге у ОАО "ЕВРАЗ НТМК" до исполнения обязательств по договору купли-продажи, что подтверждается зарегистрированным обременением права "ипотека в силу закона".
С целью проверки данных в рамках камеральной налоговой проверки и
дополнительных мероприятий налогового контроля направлены запросы в Администрацию города Нижний Тагил и Министерство Финансов Свердловской области.
Администрация города Нижнего Тагила, письмом N 01-02/8146 от 25.12.2015 сообщила, что в бюджете города Нижний Тагил, утвержденном Решением Нижнетагильской городской Думы от 18.12.2014 N 52 "О бюджете города Нижний Тагил на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции Решений Нижнетагильской городской Думы от 27.02.2015 N 2, от 23.04.2015 N 12, от 07.05.2015 N 13, от 28.05.2015 N 16, от 30.06.2015 N 20, от 24.07.2015 N 25, от 29.10.2015 N 33, от 19.11.2015 N 38, от 08.12.2015 N 41, от 21.12.2015 N 46) предусмотрены ассигнования для предоставления в 2015 году субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в размере 362 653, 8 тыс. руб.
В плановом периоде 2016 и 2017 годов ассигнования для предоставления субсидии на указанные цели отсутствуют.
Платежным поручением от 10.07.2015 N 1005 на лицевой счет НТ МУП
"НТТС", открытый в Финансовом управлении Администрации города Нижний Тагил, по соглашению от 25.03.2015 N 120-15 перечислена субсидия в размере 36 265, 0 тыс. руб.
25.02.2015 между Министерством финансов Свердловской области, Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и Муниципальным образованием город Нижний Тагил в соответствии с Законом Свердловской области от 03.12.2014 N 111-03 "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", государственной программой Свердловской области "Управление государственными финансами Свердловской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области 23.10.2013 N 1284-ПП, Соглашением о социально-экономическом партнерстве между Правительством Свердловской области, муниципальным образованием г. Нижний Тагил и ООО "ЕвразХолдинг" от 31.12.2014 N 129 подписано Соглашение о предоставлении и использовании субсидии из областного бюджета бюджету Муниципального образования город Нижний Тагил в 2015 году (далее - Соглашение). Данное соглашение определяет порядок перечисления Министерством финансов местному бюджету Муниципального образования субсидии на выравнивание обеспеченности муниципальных районов (городских округов) по реализации ими их отдельных расходных обязательств (далее-субсидия), расходования Муниципальным образованием субсидии, осуществления Министерством финансов и Министерством ЖКХ контроля за выполнением условий Соглашения.
Согласно п.2.3.3 указанного Соглашения муниципальное образование
обязано направить субсидию из областного бюджета в сумме 500 000 тыс. руб. для предоставления субсидий:
1) МУП "Тагилэнерго" на обеспечение расчетов с кредиторами в целях исполнения мирового соглашения от 15.03.2011, утвержденного определением Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2011 по делу N А60-18513/2006,
2) МУП "НТТС" на приобретение объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности ОАО "ЕВРАЗ НТМК" вследствие исполнения
Мирового соглашения.
Из условий указанного соглашения инициатором получения целевой субсидии из областного бюджета являлось Муниципальное образование город Нижний Тагил, направленной на выравнивание обеспеченности муниципальных районов (городских округов) по реализации ими их отдельных расходных обязательств, что является также одним из основных обязательств Муниципального образования.
Согласно пункту 2.3.5 соглашения о предоставлении и использовании субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования город Нижний Тагил в 2015 году, заключенного между Министерством финансов Свердловской области, Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, муниципальным образованием город Нижний Тагил от 25.02.2015 N 05-16-11/01 платежные поручения на перечисление субсидии НТ МУП "НТТС" предоставляются не позднее 25.12.2015.
Министерство Финансов Свердловской области письмом N 05-22-11/731 от 27.01.2016 сообщило, что субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии) являются собственными доходами соответствующего бюджета, в данном случае местного бюджета муниципального образования "город Нижний Тагил".
Согласно положениям статей 9 и 31 Бюджетного Кодекса органы местного самоуправления самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что на исполнение обязательств по оплате за приобретенное в муниципальную собственность имущество, муниципальным образованием "город Нижний Тагил" перечислена в 2015 на лицевой счет НТ МУП "НТТС" субсидия в размере 10% от стоимости приобретенного у ОАО "ЕВРАЗ НТМК" имущества. Остальная часть денежных средств в виде субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципального образования "город Нижний Тагил" в форме ассигнований не заложены в бюджете города на 2016 и 2017 годы.
Оценив надлежащим образом условия договора купли-продажи и обстоятельства, связанные с оплатой приобретенного имущества, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оплата сторонами по сделке купли-продажи имущества не зачтена (не произведена) в полном объеме. Каких-либо штрафных санкций за не исполнение условий договора купли-продажи по оплате за имущество не предусмотрено.
Вывод налогового органа о том, что оплата по договору не только не произведена в полном объеме, но и явно не будет произведена в будущем, предприятием надлежащими доказательствами не опровергнут.
Ссылка предприятия на то, что оплата в будущем оставшихся 90% стоимости имущества будет осуществлена за счет субсидий во исполнение соглашения от 25.02.2015 г. о предоставлении и использовании субсидий из областного бюджета бюджету Муниципального образования город Нижний Тагил в 2015 году, отклоняется, поскольку срок действия соглашения истек в 2015году.
Кроме того, материалами дела подтверждаются выводы суда первой инстанции о формальном указании в договоре купли-продажи в качестве покупателя НТ МУП "НТТС".
Как установлено судом первой инстанции, с 29.04.1997 по 07.04.2015 здание главного корпуса с пристроем находилось в муниципальной собственности города Нижний Тагил, было передано в МУП "Тагилэнерго" ИНН 6668016401 на праве хозяйственного ведения, что подтверждается инвентарной карточкой учета объекта основных средств ОС-6. Объект был принят к бухгалтерскому учету в МУП "Тагилэнерго" с 29.04.1997.
19.04.2011 Определением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-18513/2006 утверждено Мировое соглашение, согласно которому МУП "Тагилэнерго" обязано передать, в том числе спорное технологическое имущество (Здание главного корпуса с пристроем) ОАО "ЕВРАЗ НТМК" в счет погашения кредиторской задолженности. Передача технологического имущества должна быть осуществлена в период с даты утверждения мирового соглашения Арбитражным судом Свердловской области по 3 апреля 2014.
В соответствии с пунктом 4.2 мирового соглашения - имущество одновременно передается от ОАО "ЕВРАЗ НТМК" к МУП "Тагилэнерго" на праве аренды.
25.01.2011 Администрацией города Нижний Тагил учреждается новое муниципальное унитарное предприятие НТ МУП "НТТС", с основным видом деятельности - передача пара и горячей воды (тепловой энергии), то есть аналогичным виду деятельности, осуществляемом МУП "Тагилэнерго".
16.09.2013 г. между МУП "Тагилэнерго" (Арендодатель) и НТ МУП "НТТС" (Арендатор) подписан договор аренды комплекса имущества (в том числе спорного здания главного корпуса котельной) N 469/2013 (077-13).
В дополнительном соглашении N 2 от 13.12.2013 г. к договору аренды указано, что собственником имущества - муниципальным образованием "Г.Нижний Тагил" дано согласие на сдачу имущества МУП "Тагилэнерго" (арендодателем) в аренду МУП "НТТС" (Арендатору) - Постановление Главы города Нижний Тагил от 29.11.2013 г. N 2850.
06.04.2015 г. между МУП "Тагилэнерго" и НТ МУП "НТТС" подписано
соглашение о расторжении договора аренды N 469/2013 (077-13), заключенного 16.09.2013, с 07.04.2015 ( день подписания акта о приеме-передаче данного имущества ОАО "ЕВРАЗ НТМК" вследствие исполнения мирового соглашения).
Здание главного корпуса котельной ГГМ по Черноисточинскому шоссе
возвращено НТ МУП "НТТС" 06.04.2015 по акту приема-передачи (возврата)
имущества.
07.04.2015 г. здание главного корпуса с пристроем, закрепленное за МУП "Тагилэнерго" на праве хозяйственного ведения передано ОАО "ЕВРАЗ НТМК" на основании акта приема-передачи.
ОАО "ЕВРАЗ НТМК" регистрирует право собственности на Здание главного корпуса с пристроем на основании мирового соглашения, утвержденного 19.04.2011 Определением Арбитражного суда Свердловской
области.
Согласно пояснениям ОАО "ЕВРАЗ НТМК" (письмо вх. N 031066 от 17.08.2015 исх. N 12-52-2141 от 13.08.2015) здание главного корпуса с пристроем было приобретено с целью дальнейшей продажи, оприходовано на счете 41 бухгалтерского учета как товары для перепродажи.
21.05.2015, то есть в рамках одного налогового периода (2 квартал 2015 года), ОАО "ЕВРАЗ НТМК" произвело отчуждение здания главного корпуса с пристроем по договору купли-продажи N 248/15 N ДГНТ6-002239,заключенному с ОАО "ЕВРАЗ-НТМК" (здание главного корпуса котельной ГГМ, расположенное по адресу: г. Нижний Тагил, шоссе Черноисточинское, площадью 5894 кв.м., стоимостью 362 650 000 руб., в том числе НДС 55 319 491 руб.), в муниципальную собственность города Нижний Тагил.
21.05.2015 г. ОАО "ЕВРАЗ НТМК" передало имущество НТ МУП "НТТС" по акту приема-передачи N ДГНТ6-002239.
По результатам сделки оформлено свидетельство о государственной регистрации права серии 66 A3 N 061304 от 16.06.2015, подтверждающее приобретение спорного имущества в муниципальную собственность муниципального образования "город Нижний Тагил", и одновременно 16.06.2015 проведена государственная регистрация права хозяйственного ведения НТ МУП "НТТС" на данное имущество.
Из материалов дела судом установлено, что ОАО "ЕВРАЗ НТМК" не несло расходов на содержание имущества с момента его получения до момента отчуждения (с 07.04.2015 по 21.05.2015). В период нахождения спорного имущества у ОАО "ЕВРАЗ НТМК" им не заключались договоры с поставщиками электроэнергии, воды и иных товаров (услуг) для обеспечения содержания имущества и его участие в системе теплоснабжения города. ОАО "ЕВРАЗ НТМК" не заключало договоры теплоснабжения и поставки горячей воды с предприятиями, организациями, населением с использованием спорного имущества.
Технологическое оборудование (имущество), находящееся в здании Здания главного корпуса котельной ГГМ по Черноисточинскому шоссе изъято из хозяйственного ведения МУП "Тагилэнерго" и передано в хозяйственное ведение НТ МУП "НТТС" на основании Постановления Администрации города Нижний Тагил N 3124 от 30.12.2013.
Земельный участок, расположенный под спорным объектом недвижимого имущества, на момент передачи этого имущества в адрес ОАО "ЕВРАЗ НТМК" находился в собственности муниципального образования город Нижний Тагил и продолжает находиться в муниципальной собственности в настоящее время.
Межевание участка на момент передачи его в адрес ОАО "ЕВРАЗ НТМК" не проводилось.
Оформление права собственности на земельный участок, расположенный под спорным объектом недвижимого имущества ОАО "ЕВРАЗ НТМК" не производилось.
Учитывая отсутствие у ОАО "ЕВРАЗ НТМК" понесенных затрат на содержание имущества, отсутствие факта заключения ОАО "ЕВРАЗ НТМК" договоров теплоснабжения и поставки горячей воды с предприятиями, организациями, населением района ГГМ с использованием спорного имущества, спорное имущество не выбывает из фактического использования НТ МУП "НТТС" даже в период с момента его передачи МУП "Тагилэнерго" в адрес ОАО "ЕВРАЗ НТМК" при имеющейся юридической перерегистрации права собственности.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ, п. 1 ст. 169 НК РФ налоговые вычеты при
приобретении товаров (работ, услуг) производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), которые являются документами, служащими основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету.
Таким образом, для формирования облагаемого НДС оборота необходим факт передачи продавцом покупателю права собственности.
Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Как верно указал суд первой инстанции, приобретателем права собственности на спорное имущество является муниципальное образование "город Нижний Тагил".
29.04.2015 Администрация города Нижний Тагил обратилась в Нижнетагильскую городскую Думу с письмом о предоставлении согласия на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Черноисточинское шоссе.
Согласно Постановлению Администрации города Нижний Тагил N 770-ПА от 25.03.2015 на приобретенный объект в муниципальную собственность дано распоряжение Главы города - о регистрации права хозяйственного ведения за НТ МУП "НТТС" с увеличением уставного фонда Предприятия на величину, равную стоимости приобретенного имущества.
В соответствии с п.1 ст.78.2 БК РФ - в бюджетах бюджетной системы РФ муниципальным унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность с последующим увеличением уставного фонда указанных организаций, основанных на праве хозяйственного ведения.
Согласно п.1, п.2 ст.14 Федерального закона от 14.11.2001 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" увеличение уставного фонда муниципальных предприятий может проводиться только после передачи муниципальному предприятию недвижимого имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения и по решению собственника имущества муниципального предприятия на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что независимо от факта единовременной регистрации права собственности на имущества за муниципальным образованием "город Нижний Тагил" и права хозяйственного ведения за НТ МУП "НТТС" имеет место факт передачи данного имущества от собственника в хозяйственное ведение Предприятия.
При указанных обстоятельствах подтверждается довод налогового органа и вывод суда первой инстанции о том, что указание в договоре купли-продажи НТ МУП "НТТС" в качестве покупателя являлось формальным. Фактически имущество поступило в муниципальную собственность МО "Г.Нижний Тагил" и согласно постановлению Администрации города Нижний Тагил N 770-П от 25.03.2015 г. объект передан в хозяйственное ведение налогоплательщика, без надлежащего оформления такой передачи с увеличением уставного фонда предприятия на величину, равную стоимости имущества.
Данная передача, учитывая нормы Гражданского кодекса РФ и нормы Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", производится собственником имущества на безвозмездной основе.
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ передача муниципальным образованием "город Нижний Тагил" на безвозмездной основе объектов основных средств муниципальным унитарным предприятиям (НТ МУП "НТТС") не признается объектом налогообложения.
Согласно пп. 1 п. 2 ст.146 НК РФ с учетом пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный капитал хозяйственных обществ), не признается реализацией товаров и, соответственно, не является объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Таким образом, при передаче имущества в уставный капитал налог на добавленную стоимость не исчисляется.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
В соответствии со ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
При указанных обстоятельствах у налогоплательщика право на применение налоговых вычетов по факту передачи ему из муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения здания котельной не возникло.
Судом первой инстанции также правильно установлено и материалами дела подтверждается наличие согласованности действий Администрации города Нижний Тагил и муниципальных предприятий НТ МУП "НТТС" и МУП "Тагилэнерго ": - Администрация города Нижний Тагил является 100% учредителем НТ МУП "НТТС" и МУП "Тагилэнерго". - Мировое соглашение от 15.03.2011 года, утвержденное определением Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2011 по делу N А60-18513/2006 и прекращение судебного производства о несостоятельности (банкротстве) МУП "Тагилэнерго" заключено, в том числе, Администрацией муниципального образования "город Нижний Тагил"; - НТ МУП "НТТС" учреждается незадолго до утверждения Мирового соглашения; - Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования город Нижний Тагил в 2015 году на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность N 120-15 между Муниципальным образованием город Нижний Тагил и НТ МУП "НТТС" заключается 25.03.2015. Также, 25.03.2015 постановлением Администрации города Нижний Тагил N 770-ПА на Управление Муниципальным имуществом администрации города возложена обязанность увеличить уставной фонд НТ МУП "НТТС" на величину, равную стоимости приобретенного имущества. То есть, указанные акты изданы и подписаны до момента передачи спорного имущества от МУП "Тагилэнерго" в адрес ОАО "ЕВРАЗ НТМК". В соглашении N 120-15 от 25.03.2015 "О порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета муниципального образования город Нижний Тагил в 2015 году на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность" указывается про предоставление субсидии НТ "МУП "НТТС" на приобретение в 2015 году объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности ОАО "ЕВРАЗ НТМК", вследствие исполнения мирового соглашения, что не соответствует действительности.
Фактически на 25.03.2015 спорное имущество находилось в собственности Муниципального образования город Нижний Тагил и было передано в хозяйственное ведение МУП "Тагилэнерго" с последующей передачей в аренду НТ МУП "НТТС".
Указанные обстоятельства были известны и МУП "Тагилэнерго" и НТ
МУП "НТТС".
Учитывая, что судом первой инстанции установлена формальность заключения договора купли-продажи непосредственно с НТ МУП "НТТС", поскольку фактически договор заключен с МО "г.Нижний Тагил" и частично оплачен МО "г.Нижний Тагил", то судом первой инстанции обоснованно отклонен доход предприятия о том, что стороной по договору купли-продажи имущества был налогоплательщик, а также на составление сторонами акта приема-передачи имущества.
В п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 разъяснено, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие получения налогового вычета, а также получение права на возмещение налога из бюджета.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если
для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями
делового характера).
Если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет
объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции (п. 7 Постановления
Пленума ВАС РФ N 53).
В налоговых правоотношениях недопустима ситуация, которая позволяла бы недобросовестным налогоплательщикам с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создавать ситуацию формального наличия права на получение налоговых выгод, в том числе путем получения возмещения налогов из бюджета.
Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если
налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение
операций, связанных с налоговой выгодой.
В силу п. 11 указанного постановления признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что представленные налоговым органом доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды в виде применения налогового вычета и, как следствие, возмещения налога из бюджета; иного содержания, разумного, действительного экономического смысла спорная сделка не содержит. Использованная схема приобретения здания котельной направлена на получение вычета из федерального бюджета. Следовательно, НТ МУП "НТТС" неправомерно заявлен налоговый вычет по НДС в размере 55 319 491 руб.
Довод заявителя жалобы на то, что факт получения необоснованной налоговой выгоды не доказан, поскольку продавец не является фирмой-однодневкой, имеются деловые цели приобретения имущества, отклоняется, поскольку судом первой инстанции факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды установлен из совокупности иных обстоятельств по делу.
Довод заявителя жалобы о том, что источник возмещения из бюджета НДС сформирован, отклоняется по следующим основаниям.
Налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам, уплачиваемым продавцом в бюджет за счет средств покупателя; основанием для применения налогового вычета является формирование в федеральном бюджете источника для возмещения налога на добавленную стоимость.
МУП "Тагилэнерго" во 2 квартале 2015 осуществило реализацию данного имущества в адрес ОАО "ЕВРАЗ-НТМК" по счету-фактуре N 175 от 07.04.2015 стоимостью 409 610 000 руб., в том числе НДС- 62 482 881,36 руб.
Как следует из представленных заявителем жалобы в суд апелляционной инстанции документов, МУП "Тагилэнерго" за 2 квартал 2015 включило в налоговую базу НДС по продаже котельной, исчислил его в бюджет. Вместе с тем, в связи с тем, что МУП "Тагилэнерго" находится в состоянии банкротства, налоговым органом заявлены требования о включении требования по уплате НДС в реестр кредиторов, то есть исчисленный НДС в бюджет не уплачен.
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, сумма принятого налога к вычету при получении ОАО "ЕВРАЗ НТМК" имущества от МУП "Тагилэнерго" превышает сумму исчисленного налога при его реализации в муниципальную собственность на 7 163 389,83 руб.; ОАО "ЕВРАЗ НТМК" по данной сделке получен убыток в сумме 39 796 610,17 руб.
Таким образом, в цепочке сделок по продаже здания котельной, НДС не был уплачен ни одним из продавцов в бюджет.
В связи с тем, что материалами дела установлена согласованность действий Администрации г.Нижний Тагил и муниципальных предприятий МУП "НТТС" и МУП "Тагилэнерго", а также подтверждены такие факты, как неуплата НДС ни одним из продавцов здания котельной, не уплата 90% стоимости приобретенного имущества, отсутствие доказательств того факта, что указанная сумма будет уплачена в будущем, то отклоняются, как не имеющие значение для дела доводы о том, что спорное имущество входило в конкурсную массу МУП "Тагилэнерго" и было приобретено ОАО "ЕВРАЗ-НТМК" как конкурсным кредитором, а ОАО "ЕВРАЗ-НТМК" не имело технологического присоединения к ТЭК, в связи с чем не могло использовать приобретенное имущество.
Для настоящего дела имеет значение тот факт, что совокупностью доказательств по делу подтверждается, что налогоплательщиком создана ситуация формального наличия права на возмещение НДС из федерального бюджета.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2016 года по делу N А60-23211/2016 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2016 года по делу N А60-23211/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23211/2016
Истец: НИЖНЕТАГИЛЬСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "НИЖНЕТАГИЛЬСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14591/16
31.01.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12279/16
07.11.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14591/16
04.08.2016 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-23211/16