г. Владимир |
|
23 декабря 2016 г. |
Дело N А11-5354/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Большаковой О.А., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.10.2016 по делу N А11-5354/2016, принятое судьей Исаковой Ю.А.,
по иску Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 68, ИНН 3329013633, ОГРН 1023303357472, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, Никольский переулок, д. 9, ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 47А, ИНН 3329007728, ОГРН 1023301463570, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области, г. Владимир, ул. Большая Московская, д.68, ИНН 3329056771, ОГРН 1133340004401,
об обязании передать имущество в собственность Владимирской области,
при участии: от заявителя - Бобраковой Я.С. по доверенности N 3 от 11.01.2016 (сроком действия до 31.12.2016);
от истца - Маркеловой Л.Н. по доверенности N 4 от 11.01.2016 (сроком действия до 31.12.2016);
от третьего лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области - Шаровой Т.С. по доверенности N 05-2243 от 19.07.2016 (сроком действия 1 год);
от ответчика - не явился, извещён,
установил.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области обратился в арбитражный суд к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом об обязании принять решение и передать федеральное имущество и земельные участки,
находящиеся в пользовании Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области, из федеральной собственности в государственную собственность Владимирской области согласно приложению к постановлению губернатора Владимирской области от 01.10.2012 N 1097 "Об утверждении перечня имущества и земельных участков, прилагаемых к передаче из федеральной собственности в государственную собственность Владимирской области".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области.
Решением от 06.10.2016 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель указывает, что обязательным условием возникновения права собственности является соблюдение установленного законом порядка принятия решения и передачи имущества.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение считает незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области в судебном заседании и в отзывах на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность обжалуемого решения, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области обратился к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом с предложением о передаче в собственность Владимирской области имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальным фондом, в том числе и земельных участков, согласно приложению к постановлению губернатора Владимирской области от 01.10.2012 N 1097 "Об утверждении перечня имущества и земельных участков, прилагаемых к передаче из федеральной собственности в государственную собственность Владимирской области" (письмо от 24.01.2013 N ДИЗО-14/03-09).
В письме от 12.08.2013 N ИБ-07/36624 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило о невозможности принять решение о передачи спорного имущества ввиду отсутствия необходимых документов.
Письмами от 10.02.2014 N ДИЗО-27/03-09, от 09.07.2015 N ДИЗО-5557/03-4 Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области повторно просил рассмотреть вопрос о передаче из федеральной собственности в государственную собственность Владимирской области спорного имущества и земельных участков.
В поручении от 18.11.2015 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило о том, что принять решение о передаче имущества не представляется возможным, и поручило Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области осуществить мероприятия по приведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации имущественных отношений с государственным учреждением Территориальным фондом обязательного
медицинского страхования Владимирской области на спорное имущество.
Впоследствии Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области с предложением о рассмотрении вопроса о передаче спорного имущества из федеральной собственности в государственную собственность Владимирской области (письмо от 05.02.2016 N ДИЗО-805/03-11).
В письме от 09.03.2016 N 1319-03 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области также сообщило о том, что по вопросу передачи спорного имущества из федеральной собственности в государственную собственность Владимирской области принять решение не представляется возможным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Перераспределение имущества между публично-правовыми образованиями осуществляется в порядке, установленном статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) предусмотрено, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права собственности субъекта Российской Федерации, а также порядок учета имущества субъектом Российской Федерации устанавливаются федеральными законами. Данная норма согласуется с частью 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче федерального имущества в собственность субъекта Российской Федерации, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Перечень документов).
В силу части 9 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ) федеральное имущество, закрепленное за территориальными фондами на праве оперативного управления до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2011), передается в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 01.07.2011 и используется территориальными фондами на праве оперативного управления.
Указаний на порядок передачи имущества данная статья не содержит.
Таким образом, вопрос о передаче спорного имущества должен решаться путем применения общего порядка передачи имущества, установленного Законом N 122-ФЗ с учетом положений части 9 статьи 51 Закона N 326-ФЗ.
Из материалов дела следует наличие за Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Владимирской области на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования спорного имущества.
Так, на основании распоряжения председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 23.09.1997 N 1207 за Владимирским областным фондом обязательного медицинского страхования (в настоящее время - Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Владимирской области) на праве оперативного управления закреплено имущество согласно балансу исполнения сметы расходов по состоянию на 01.07.1997.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.01.2014 за Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Владимирской области осуществлена государственная регистрации права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования на следующее имущество:
- земельный участок площадью 2384 кв.м, кадастровый номер 33:22:024015:26, расположенный по адресу: г. Владимир, Октябрьский пр., 47-а (свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 12.03.2002 серии 33 АА N 195738;
- земельный участок площадью 53 кв.м, кадастровый номер 33:25:000146:0101, расположенный по адресу: г. Владимир, г. Гусь-Хрустальный, район гаражей "ГСК-4" N 101 (свидетельство о государственной регистрации права аренды от 16.10.2002);
- земельный участок площадью 44 кв.м, кадастровый номер 33:06:010103:0003, расположенный по адресу: г. Камешково, ул. Ермолаева, гаражно-строительный кооператив "Камешковец", гараж N 136 (свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 10.02.2003 серии 33 АБ N 025739;
- земельный участок площадью 32 кв.м, кадастровый номер 33:18:000540:93, расположенный по адресу: г.Кольчугино, во дворе дома N 4 по ул.Гагарина, гараж N Р-2 (свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 24.06.2003);
- земельный участок площадью 78 кв.м, кадастровый номер 33:04:010134:0079, расположенный по адресу: г. Юрьев-Польский, пер. Садовый, 3, гараж N 2 (свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 06.02.2004);
- земельный участок площадью 49,1 кв.м, кадастровый номер 33:26:020402:22, расположенный по адресу: г. Муром, ул. Тимирязева, 17 (свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 26.09.2006 серии 33 АЛ N 225863);
- административное здание, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 354,4 кв.м, инв.N 17:401:002:000144690, лит. Б, адрес объекта: Владимирская область, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 47-а (свидетельство о государственной регистрации права от 13.09.2011 серия 33 АЛ N 240853);
- административное здание, назначение: нежилое, 2-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 734,8 кв.м, инв.N 17:401:002:000021520, лит. А, адрес объекта: Владимирская область, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 47-а (свидетельство о государственной регистрации права от 27.07.2011 серия 33 АЛ N 188377);
- помещение N 1, назначение: нежилое, общая площадь 162,4 кв.м, этаж 1, адрес объекта: Владимирская область, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 47-г (свидетельство о государственной регистрации права от 13.09.2011 серия 33 АЛ N 240852);
- гараж, назначение: гаражное, 1-этажный, общая площадь 25 кв.м, инв.N 1038 кв.м, лит. А, адрес (местонахождение) объекта: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, район гаражей "ГСК-4", гараж N 101 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.10.2013 серия 33 АЛ N 713410);
- гараж, назначение: гаражное, 1-этажный, общая площадь 20,7 кв.м, инв. N 6739, лит. Г, адрес (местонахождение) объекта: Владимирская область, г. Камешково, ул. Ермолаева, гаражно-строительный кооператив "Камековец", гараж 136 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.10.2013 серия 33 АЛ N 713366);
- гараж, назначение: нежилое, общая площадь 33,7 кв.м, этаж 1, адрес объекта: Владимирская область, г. Юрьев-Польский, пер. Садовый, д. 3, гараж N 2 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.03.2012 серия 33 АЛ N 288191);
- гараж, назначение: гаражное, общая площадь 22,9 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Владимирская область, г. Петушки, ул.Профсоюзная, гаражно-строительный кооператив N 5, гараж N 13 (свидетельство о государственной регистрации права серия 33 АЛ N 039601);
- гараж N 52, назначение: гаражное, 1-этажный, общая площадь 26,1 кв.м, инв.N 6-г-29, лит. А, адрес (местонахождение) объекта: Владимирская область, г. Собинка, ул. Пушкина, ряд 6 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.10.2013 серия 33 АЛ N 713408);
- гараж, назначение: гаражное, 1-этажный, общая площадь 27,2 кв.м, инв. N 12594, лит Р2, адрес (местонахождение) объекта: Владимирская область, г. Кольчугино, во дворе дома N 4 по ул. Гагарина, гараж N Р-2 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.10.2013 серия 33 АЛ N 713404);
- пристроенное здание гаража, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 42,1 кв.м, инв. N 17:435:002:000016340:0201, лит. Б1, адрес объекта: Владимирская область, г. Муром, ул. Тимирязева, д. 17 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.10.2011 серия 33 АЛ N 225864);
- нежилое помещение - офис фонда обязательного медицинского страхования, назначение: конторское, общая площадь 87,3 кв.м, этаж 1, адрес (местонахождение) объекта: Владимирская область, г. Кольчугино, ул. III Интернационала, д. 53 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.10.2013 серия 33 АЛ N 713405);
- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 58,5 кв.м, этаж 1, адрес объекта: Владимирская область, г. Юрьев-Польский, пер.Садовый, д. 33-б, пом. 2 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.07.2011 серия 33 АЛ N 173608);
- помещения N 7, N16, ? N17, ? N 18, 1/3 N6, 1/3 N12, N13, N19, назначение: учрежденческое, общая площадь 59 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Владимирская область, г. Судогда, ул.Муромское шоссе, д. 3 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.10.2013 серия 33 АЛ N 713411);
- помещение, назначение: нежилое, общая площадь 55,5 кв.м, этаж 1, адрес объекта: Владимирская область, г. Камешково, ул. Совхозная, д. 22, кв. 3 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.09.2011 серия 33 АЛ N 187267).
Согласно выпискам и инвентарным карточкам Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Владимирской области на праве оперативного управления принадлежит следующее движимое имущество: структурированная кабельная система инв. N 0001380082, корпоративная сеть передачи данных - центральный узел инв. N0001380054, автомобиль Mitsubishi Lancer 1,6 инв. N 0001510021, автомобиль Toyota Camry инв. N0001510029, система хранения данных IBM DS3400 инв. N 0001364191, автомобиль LADA SAMARA ВАЗ-211440 инв. N 0001510028, автомобиль Ford Форд "Фокус" инв. N 0001510030, сервер IBM x 3650 инв. N0001361241, иное движимое имущество.
Актом проверки от 27.12.2013 N 1767 установлено фактическое использование Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Владимирской области имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в государственную собственность Владимирской области.
Постановлением губернатора Владимирской области от 01.10.2012 N 1097 "Об утверждении перечня имущества и земельных участков, прилагаемых к передаче из федеральной собственности в государственную
собственность Владимирской области" утвержден перечень имущества и земельных участков, прилагаемых к передаче из федеральной собственности в государственную собственность Владимирской области.
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для передачи в государственную собственность Владимирской области спорного имущества, определенного в приложении к постановлению губернатора Владимирской области от 01.10.2012 N 1097.
Судом установлено, что ответчиком оставлены без удовлетворения неоднократные обращения Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области о передаче спорного имущества из федеральной собственности в государственную собственность Владимирской области.
Однако согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем отсутствие волеизъявления (согласия) собственника на передачу имущества в государственную собственность не может стать единственным непреодолимым препятствием, если необходимость и законность такой передачи в соответствии с установленными разграничениями государственной собственности подтверждены материалами дела.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены как не влияющие на законность принятого судебного акта.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.10.2016 по делу N А11-5354/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
О.А. Большакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-5354/2016
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Федеральное агенство по управлению федеральным имуществом
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению гос. имущ. по Влад. обл., Территориальный фонд Обязательного медицинского Страхования Владимирской области, Фонд Территориальный Обязательного медицинского Страхования Владимирской области