г. Москва |
|
22 декабря 2016 г. |
Дело N А41-27611/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от ООО "ТеХпром": генеральный директор Лавриненко А.Ф., по приказу от 06.06.2011 N 1;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района: не явились, извещены;
от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТеХпром" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2016 года по делу N А41-27611/16, принятое судьёй Кулматовым Т.Ш., по исковому заявлению ООО "ТеХпром" к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района, третьи лица: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТеХпром" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района с заявленными требованиями:
- обязать Комитет по управлению Муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области заключить с Обществом с ограниченной ответственностью "ТеХпром" договор аренды земельного участка общей площадью 1200+/-12 кв. м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 50:20:0030210:488, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г. Одинцово, пересечение ул. Восточная и ул. Транспортная (право), для размещения объектов дорожного сервиса без права возведения капитальных строений сроком на 49 лет на условиях проекта договора.
В качестве третьих лиц в деле приняли участие Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2016 года по делу N А41-27611/16 в удовлетворении заявленных требований ООО "ТеХпром" отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ТеХпром" обжаловало его в апелляционном порядке.
Общество направило в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 09.07.2012 ООО "ТеХпром" обратилось в Администрацию городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района МО с заявлением вх. N 2963ю о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 1200 кв.м., расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Одинцово, с местоположением в г. Одинцово, пересечение ул. Восточная и ул. Транспортная, для размещения объектов придорожного сервиса.
16.10.2012 Администрация Одинцовского муниципального района Московской области направила в адрес заявителя письмо N 2.23/12054юр с положительным решением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду сроком на три года без права возведения капитальных строений, в соответствии с Заключением Управления архитектуры и градостроительства, Администрации Одинцовского муниципального района от 18.09.2012 года N 275.
Распоряжением от 31.10.2012 N 479-р Администрация Одинцовского муниципального района Московской области постановила осуществить в установленном порядке выбор земельного участка площадью 1200 кв.м ООО "ТеХпром" для размещения объектов придорожного сервиса без права возведения капитальных строений, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Одинцово, с местоположением в г. Одинцово, пересечение ул. Восточная и ул. Транспортная (право).
В результате обследования испрашиваемого земельного участка ООО "ТеХпром" были выданы Акт выбора земельного участка от 20.03.2013 и схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, утвержденные Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 03.07.2013 N 1523.
В результате кадастровых работ земельный участок площадью 1200+/-12 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов придорожного сервиса без права возведения капитальных строений, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, гп Одинцово, пересечение ул. Восточная и ул. Транспортная (право), поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:20:0030210:488, что подтверждается кадастровым паспортом от 27.08.2013.
Как указывается заявителем, 12.12.2013 в местном официальном периодическом издании "Новые рубежи" от 12.12.2013 N 48 была размещена информация о предстоящем предоставлении ООО "ТеХпром" спорного земельного участка.
Из материалов дела также усматривается, что ООО "ТеХпром" повторно обратилось в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области за предоставлением в аренду земельного участка участок площадью 1200+/-12 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов придорожного сервиса без права возведения капитальных строений, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, гп Одинцово, пересечение ул. Восточная и ул. Транспортная (право).
По итогам рассмотрения данного заявления Администрация Одинцовского муниципального района Московской области направила в адрес заявителя письмо от 23.04.2014 N 223/15739юр, которым отказал в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, поскольку данный участок выставлен на торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Полагая, что данный отказ не соответствует требованиям закона и нарушает права общества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "ТеХпром" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Статьей 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 указанной статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Пункт 1 статьи 30 ЗК РФ устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ на стадии выбора земельного участка орган местного самоуправления, на основании указанного заявления, отвечающему требованиям пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, обеспечивает выбор участка, учитывая при этом данные документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок (абзац 2 пункта 2 статьи 31 ЗК РФ).
Таким образом, законодатель исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Только после проведения анализа указанной информации соответствующий муниципальный орган в силу пунктов 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации оформляет результаты актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Названный акт является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу положений пунктов 3, 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан.
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка для целей строительства.
Согласно подпункта 21 пункта 4 статьи 6 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96- 03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" информационное сообщение, предусмотренное пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, включено в перечень документов, наличие которых является обязательным для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка под строительство.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 г. N 4224/10.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.09.2014 по делу N А41-27145/14, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении земельного участка в аренду было отказано.
Суд в рамках дела N А41-27145/14 установил, что ООО "ТеХпром" обратилось в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области за предоставлением в аренду земельного участка площадью 1200 кв.м ООО "ТеХпром" для размещения объектов придорожного сервиса без права возведения капитальных строений, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Одинцово, с местоположением в г. Одинцово, пересечение ул. Восточная и ул. Транспортная (право).
В отношении испрашиваемого земельного участка 20.03.2013 утверждены Акт выбора земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории. В отношении испрашиваемого земельного участка также проведены кадастровые работы - в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о таком земельном участке с присвоением кадастрового номера 50:20:0030210:488, что подтверждается кадастровым паспортом от 27.089.2013.
Из материалов дела следует, что при оформлении акта о выборе земельного участка и при заключении спорного договора аренды земельного участка процедура по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства соблюдена не была, информация о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства ни в каком доступном для населения источнике информации, в нарушение требований закона, не размещалась.
Как указывается заявителем, 12.12.2013 в местном официальном периодическом издании "Новые рубежи" от 12.12.2013 N 48 была размещена информация о предстоящем предоставлении ООО "ТеХпром" спорного земельного участка. Размещение в печатном издании "Новые рубежи" от 12.12.2013 N 48 информации о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 1200+/-12 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов придорожного сервиса без права возведения капитальных строений, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, гп Одинцово, пересечение ул. Восточная и ул. Транспортная (право), не может расцениваться судом как соблюдение требований статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку фактически информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка не было, поскольку ООО "ТеХпром" уже были выданы Акт выбора земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории от 20.03.2013, утвержденные Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 03.07.2013 N 1523.
Соответственно, само информирование изначально не преследовало цели учета мнения населения и иных заинтересованных лиц, что противоречит целям правового регулирования возникших правоотношений.
Таким образом, суд в рамках дела N А41-27145/14 пришел к выводу, что при осуществлении процедур по предоставлению ООО "ТеХпром" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030210:488 не был соблюден порядок, предусмотренный статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отказ, выраженный в письме Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 23.04.2014 N 223/15739юр соответствует закону, а заявленные требования об обязании Администрацию предоставить земельный участок, не подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции, обоснованно применив статью 69 АПК РФ, посчитал вышеуказанные обстоятельства установленными.
Довод апелляционной жалобы о том, что статья 69 АПК РФ не применима, так как в рассматриваемом случае в настоящем деле и в деле N А41-27145/14 участвовали разные лица (в деле N А41-27145/14 не участвовал Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района) отклоняется апелляционным судом, ввиду следующего.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденным Постановлением администрации от 14.03.2016 N 1277, КУМИ не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, а на основании соответствующих актов администрации осуществляет подготовку к заключению договором аренды, выступает арендодателем по ним.
Таким образом, вопрос о предоставлении спорного земельного участка в аренду уже был предметом рассмотрения в рамках дела N А41-27145/14, хотя там и участвовало другое заинтересованное лицо.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что целью подачи указанного иска является преодоление вступившего в законную силу решения суда.
Кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции постановление Администрации от 04.09.2014 N 1577 является действующим, незаконным в установленном законом порядке не признано.
Как указывалось выше, в соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденным Постановлением администрации от 14.03.2016 N 1277, КУМИ не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, а на основании соответствующих актов Администрации осуществляет подготовку к заключению договором аренды, выступает арендодателем по ним.
Таким образом, исполнению Комитетом функции по заключению договора аренды должен предшествовать ненормативный правовой акт Администрации о предоставлении земельного участка в аренду.
Таким образом, рассматриваемый иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Исходя из изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2016 года по делу N А41-27611/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27611/2016
Истец: ООО "ТеХпром"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района
Третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ