г. Москва |
|
29 ноября 2016 г. |
Дело N А40-108729/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Елоева А.М.,
Судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2016 по делу N А40-108729/16 по иску АО "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 2 453 273 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Бычкова Е.В. по доверенности от 14.04.2016;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 2 453 273 руб.
Решением от 08.09.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на недоказанность факта наличия вины ответчика в причинении истцу убытков в заявленном размере.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в период с января по декабрь 2015 года истец, как транспортная организация, во исполнение Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 (пункт 6 соглашения) предоставил льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан.
Предоставление истцом льгот подтверждено реестрами оформленных проездных документов, являющихся данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс) в соответствии с Приказом Минтранса России от 05.08.2008 N 120 "Об утверждении форм перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом". Данные АСУ Экспресс содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате поезде, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, номере терминала, через который продан билет, полной стоимости проезда с учетом НДС, фактически уплаченной пассажиром сумме, стоимости проезда недополученной и сумме НДС.
Согласно перечисленным документам связанная с предоставлением льготных условий перевозок железнодорожным транспортом недополученная АО "ФПК" стоимость проезда за период с января по декабрь 2015 года составила 2 081 256 руб. 20 коп. по группе "Инвалиды ВОВ, их сопровождающие лица, приравненные к инвалидам ВОВ"; 372 016 руб. 80 коп. по группе "Участники ВОВ и лица, приравненные к ним".
Указав, что денежные средства из федерального бюджета в счет компенсации предоставленных льгот компании не поступили, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно статье 15 ГК РФ по убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено, что возмещение причиненных убытков является одним из способов возмещения вреда.
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
По правилам статьи 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов возникает из международного соглашения, предусматривающих предоставление льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия в материалах дела доказательства несения истцом расходов, связанных с перевозкой льготных граждан, а также того, что в результате незаконного бездействия уполномоченных государственных органов, выраженного в не финансировании определенных социальных мер, направленных на поддержку отдельных категорий граждан и установленных государством, реализация которых была возложено на АО "ФПК", как на "транспортную организацию", компания понесла убытки.
Основания для переоценки указанных выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Оценивая доводы заявителя жалобы, суд отмечает, что 12.03.1993 года в Москве Правительствами стран Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии. Молдаваии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины было подписано Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с которым данной категории граждан предоставлено право на льготный проезд по территории данных стран (стран содружества независимых государств и ближнего зарубежья). Подписав данное соглашение, Российская Федерация приняла на себя обязательства по его исполнении, в том числе финансировании его реализации.
Ссылка заявителя жалобы на то, что предоставление ветеранам бесплатного проезда по территории государств участников соглашения законодательством Российской Федерации не предусмотрено, подлежит отклонению, поскольку, как следует из ст. 9 указанного соглашения, "Соглашение вступает в силу с момента его подписания".
Пунктов 4 ст. 15 Конституции РФ определено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, такое же положение содержится в п. 3 ст. 5 ФЗ РФ от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Таким образом, поскольку Российская Федерация в лице ее уполномоченных представителей подписывала указанное соглашение, то она, как участница соглашения, обязана соблюдать установленные соглашением условия и выполнять взятые на себя обязательства, в том числе и в части положений статьи 8 соглашения о возмещении организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в соглашении.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2016 по делу N А40-108729/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-108729/2016
Истец: АО "Федеральная пассажирская компания"
Ответчик: Министерства финансов РФ, Министерство Финансов РФ