г. Москва |
|
17 октября 2016 г. |
Дело N А40-68072/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Транснефть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2016 по делу N А40-68072/16, принятое судьей А.В. Бедрацкой (20-582),
по заявлению ПАО "Транснефть"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Приходько А.Н. по доверенности от 19.05.2015; Шорин В.В. по доверенности от 19.05.2015; |
от ответчика: |
Аршинцева М.О. по доверенности от 22.06.2016; Князева О.Н. по доверенности от 22.10.2015; |
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Транснефть" (ПАО "Транснефть", заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональной ИФНС России по КН N 1 (ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N52-17-14/2786р от 23.11.2015 г.
Решением от 12.08.2016 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявления ПАО "Транснефть" отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Транснефть" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
От ответчика в апелляционный суд поступил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом, 21.07.2016 г. открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" (ОАО "АК "Транснефть") сменило наименование на публичное акционерное общество "Транснефть" (ПАО "Транснефть").
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ПАО "Транснефть" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2013 г.
По результатам данной проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 30.09.2015 г. N 52-17-14/1661а, на основании которого Инспекцией 23.11.2015 г. вынесено решение N 52-17-14/2786р (далее - решение) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислена сумма НДС в размере 85 627 923 руб.
Заявитель, не согласившись с принятым налоговым органом решением N 52-17-14/2786р от 23.11.2015 г. обратился с апелляционной жалобой от 22.12.2015 г. в Федеральную налоговую службу по г. Москве (далее - ФНС России по г. Москве).
ФНС России по г. Москве решением N СА-4-9/1517@ от 02.02.2016 г. оставило апелляционную жалобу Общества без удовлетворения, а решение Инспекции без изменения.
ПАО "Транснефть", не согласившись с принятым налоговым органом решением, посчитало его незаконным и необоснованным, не соответствующим действующему налоговому законодательству, что послужило основанием для обращения с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственных органов, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для начисления Обществу недоимки послужил вывод Инспекции о неправомерном, в нарушение абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ, включении заявителем в состав налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость по работам, услугам, выполненным сторонними организациями по созданию объектов интеллектуальной собственности до принятия их на учет в качестве нематериальных активов (далее - НМА) в сумме 85 627 923 руб., в том числе в 2012 г. - 14 584 093 руб., в 2013 г. - 71 043 830 руб., в том числе: за 2 квартал 2012 года - 465 083 руб., за 3 квартал 2012 года - 5 634 604 руб., за 4 квартал 2012 года- 8 484 406 руб., за 1 квартал 2013 года - 2 444 792 руб., за 2 квартал 2013 года-9 491 334 руб., за 3 квартал 2013 года - 8 908 794 руб., за 4 квартал 2013 года - 50 198 910 руб.
Суммы налога в размере 85 627 93 руб., подлежащие вычету на основании выставленных счетов - фактур, отражены налогоплательщиком по строке 130 Раздела 3 уточненных налоговых деклараций по НДС за 1 квартал 2012 года (корректировка N 2), за 2 квартал 2012 года (корректировка N 1), за 3 квартал 2012 года (корректировка N 1), за 4 квартал 2012 года (корректировка N 1), за 1 квартал 2013 года (корректировка N 2), за 2 квартал 2013 года (корректировка N 1), за 3 квартал 2013 года (корректировка N 1), за 4 квартал 2013 года (корректировка N 1).
Как следует из материалов дела, установлено Инспекцией, в проверяемом периоде Общество создавало объекты НМА (программных продуктов) с привлечением контрагентов.
1. По НМА "Автоматизированная система сбора отчетности и мониторинга хода производства работ на магистральных нефтепроводах ОАО "Транснефть" по договору с ЗАО "Крок инкорпорейтед" от 06.02.2012 N 14.11/AKTH/38/13-04/12 на выполнение работ по созданию автоматизированной системы "Автоматизированная система сбора отчетности и мониторинга хода производства работ на магистральных нефтепроводах ОАО "Транснефть"" от 03.05.2012 N030512-6, от 01.08.2012 N010812-17, от 06.09.2012 N060912, от 15.05.2013 N 150513-9, 02.09.2013 N020913; на общую сумму за 2012 г. - 3 679 170, 33 руб., на общую сумму за 2013 г. 9 836 838, 99 руб.
2. По НМА "Подсистема создания, хранения, просмотра и рассылки адресатам электронных сканобразов подписанных маршрутных поручений и дополнений к ним системы АСКИД" по договору с ООО "НовИнТех" от 03.04.2012 N П-424/АКТН/138/13-05/12 на выполнение работ по созданию автоматизированной системы "Подсистема создания, хранения, просмотра и рассылки адресатам электронных сканобразов подписанных маршрутных поручений и дополнений к ним системы АСКИД ОАО "Транснефть"" от 02.07.2012 N 1, 08.10.2012 N2, 01.02.2013 N3, на общую сумму за 2012 г. - 1 095 000 руб., за 2013 г. - 2 997 000 руб.
3. По НМА "Система электронного документооборота организаций системы ОАО "АК "Транснефть"" по агентскому договору с ОАО "Связьтранснефть" от 02.09.2011 N 454/13-04/11 на выполнение юридических и иных действий, связанных с выполнением работ по созданию объектов информатизации в соответствии с поручением принципала, договору от 20.01.2006 N 19/27/06 на ввод в систему первичных документов и их обработку, отражающим действия сторон в результате исполнения агентских договоров (от 21.07.2003 N 272/05-01-03, от 07.06.2004 N 273/06-01/04, от 20.05.2005 N 222/06-01/05), договору от 05.07.2013 N 01-2013-322/449/15-04/13 на оказание консультационных услуг в области информационных технологий на основании заданий заказчика; по договору с ЗАО "КРОК инкорпорейтед" от 15.03.2012 N 19.11/AKTH/99/13-04/12 на выполнение работ по модернизации Системы электронного документооборота организаций системы "Транснефть"; по договору с ООО "ЕМС Информационные системы Си-Ай-Эс" от 01.07.2013 N П-
570/АКТН/418/15-04/13 на оказание консультационных услуг в области информационных технологий (АО "Связьтранснефть") от 30.06.2012 N 18-5-454, 31.07.2012 N 18-6-454, от 31.10.2012 N 18-201210310000046, от 31.12.2012 N 18-201212310000068, от 30.06.2012 N 18-19/27/06-06, от 31.07.2012 N 18-19/27/07-07, от 31.12.2012 N 18-66, 31.12.2012N 18-20121231000001, 01.07.2012 N010612-14, 05.07.2012 N 050712-6, 30.07.2012 N300712-38, 11.10.2012 N 111012-4, 11.12.2012 N111212-18, 11.12.2012 N 111212-22, 21.12.2012 N 111212-8, 02.11.2013 N2, 31.12.2013 N2/1, 31.01.2013 NБ80804, 31.12.2013 N 18-201309300000051, 31.12.2013 NБ89229,
31.12.2013 N Б89229, 31.01.2012 N 18-201301310000050, 31.12.2013 N 18-201309300000001, 31.12.2013 N 18-201312310000001, 31.12.2013 N 18-201312310000001 (ООО "EMC Информационные системы Си-Ай-Эс") от 02.12.2013 N81, (ЗАО "Крок инкорпорейтед") от 13.12.2013 N 131213-30, (ООО "ЕМС Информационные Системы Си-Ай-Эс") от 16.12.2013 N217 на общую сумму за 2012 г. 74 969 598,54 руб., за 2013 г. - 61 109 960,35 руб.
4. По НМА "Информационно-вычислительная инфраструктура центра обработки данных ОАО "АК "Транснефть" по договору с ОАО "Связьтранснефть" от 05.07.2013 N 01-2013-322/449/15-04/13 на оказание консультационных услуг в области информационных технологий на основании заданий заказчика, от 02.12.2013 N3, от 31.12.2013 N3/1, 31.12.2013 N3/1 на общую за 2013 г. - 14 868 391,38 руб.
5. По НМА "Корпоративное хранилище данных 1 очередь" по договору с ООО "ЦРИВИС" от 06.06.2013 N П-571/АКТН/364/15-07/13 на выполнение работ по созданию и /или модернизации информационных систем от 30.08.2013 N 1 на сумму 8 855 000 руб., 23.12.2013 N3/П-571 на сумму 4 472 374,58 руб., 23.12.2013 N4/П-571 на сумму 3 658 868,64 руб., 23.12.2013 N5/П-571 на сумму 3 049 056,78 руб., 23.12.2013 N2/П-571 на сумму 3 252 327,12 руб., итого за 2013 г. на общую сумму - 23 287 627,12 руб.
6. По НМА "1-ая функциональная очередь комплексной АСУ производственными активами ОАО "АК "Транснефть" и ОСТ" по договору с ООО "ЦРИВИС" от 10.07.2013 N П-573/АКТН/437/15-07/13 на выполнение консультационных услуг в области информационных технологий (услуги по разработке комплекта технических требований на создание 1-ой функциональной очереди комплексной автоматизированной системы управления производственными активами ОАО "АК "Транснефть" и ОСТ в ОАО "Центрсибнефтепровод" (доп. Соглашение N 1 от 10.07.2013) от 02.08.2013 N 1 на сумму 5 796 000 руб., на общую сумму за 2013 г. - 5 796 000 руб.
7. По НМА "2-ая функциональная очередь КСУА и технических требований на выполнение работ проекта "Создание информационной системы управления инвестиционными проектами ОАО "Центрсибнефтепровод"" по договору с ООО "ЦРИВИС" от 10.07.2013 N П-573/АКТН/437/15-07/13 на выполнение консультационных услуг в области информационных технологий (услуги по разработке комплекта технических требований на создание 2-ой функциональной очереди комплексной автоматизированной системы управления производственными активами (КСУА) и технических требований на выполнение работ проекта "Создание информационной системы управления инвестиционными проектами ОАО "Центрсибнефтепровод" в соответствии с утвержденными технологическими требованиями (доп. Соглашение N 2 от 10.07.2013) от 02.08.2013 N 1 на сумму 4 588 500 руб., на общую сумму за 2013 г. - 4 588 500 руб.
8. По НМА "Создание корпоративного портала ОАО "АК "Транснефть"" по договору с ОАО "Связьтранснефть" от 02.09.2011 N 454/13-04/11 на выполнение юридических и иных действий, связанных с выполнением работ по созданию объектов информатизации в соответствии с поручением принципала, договору от 20.01.2006 N 19/27/06 на ввод в систему первичных документов и их обработку, отражающим действия сторон в результате исполнения агентских договоров (от 21.07.2003 N 272/05-01-03, от 07.06.2004 N 273/06-01/04, от 20.05.2005 N 222/06-01/05); по договору с ООО "ИНФОРМ ПРОЕКТ" от 16.05.2012 N 4.12/АКТН/216/13-04/12 на выполнение работ по созданию автоматизированной системы "Создание корпоративного портала ОАО "АК "Транснефть"", (АО "Связьтранснефть") от 01.09.2012 N 18-7-454 на сумму 49 213,08 руб., от 31.08.2012 N 18-19/27/06-08 на сумму 85,52 руб., (ООО "ИНФОРМ ПРОЕКТ") от 29.08.2012 N4.12-01 на сумму 1 230 326.87 руб., итого на общую сумму за 2012 г. - 1 279 625,47 руб.
9. По НМА "КИС У ОАО "АК "Транснефть" Управление персоналом, 1-я очередь" по договору с ООО "ЦРИВИС" от 06.08.2013 N П-585/АКТН/479/15-07/13 на выполнение работ по созданию корпоративной информационной системы управления персоналом ОАО "АК "Транснефть"" от 24.12.2013 N 1/479 на сумму 2 759 805, 08 руб., 30.12.2013 N2/479 на сумму 13 247 940,68 руб., итого за 2013 г. на общую сумму 16 007 745,76 руб.
10. По НМА "КИС У ОАО "АК "Транснефть" Автоматизированная система управления нормативно-справочной информацией" по договору с ОАО "Связьтранснефть" от 05.07.2013 N 01-2013-322/449/15-04/13 на оказание консультационных услуг в области информационных технологий на основании заданий заказчика; по договору с ЗАО "ИНЛАЙН ТРУП от 10.12.2012 N ЗП-74.12/АКТН/566/13-04/12 на выполнение работ по созданию автоматизированной система управления нормативно-справочной информацией в ОАО "АК "Транснефть", (АО "Связьтранснефть") от 31.12.2013 N7 на сумму 1 864 907,33 руб., (ЗАО"ИНЛАЙН ТРУП") от 25.03.2013 N 1 на сумму 10 421 555,08 руб., от 27.06.2013 N2 на сумму 23 535 075,42 руб., итого за 2013 г. на общую сумму 35 821 537,83 руб.
11. По НМА "Комплексная автоматизированная система управления производственными активами ОАО "АК "Транснефть" и ОСТ" по договорам с ООО "ЦРИВИС" от 09.08.2013 N П-588/ АКТН/488/15-04/13 на выполнение работ по созданию "Комплексной автоматизированная система управления производственными активами ОАО "АК "Транснефть" и ОСТ 2-я очередь", от 08.08.2013 N П-584/ АКТН/483/15-04/13 на выполнение работ по созданию "Комплексной автоматизированная система управления производственными, от 03.09.2013 N 1 на сумму 17 767 500 руб., от 27.12.2013 N 1 на сумму 2 656 500 руб., от 27.12.2013 N2 на сумму 1 966 500 руб., от 27.12.2013 N2 на сумму 21 148 500 руб., 27.12.2013 N3 на сумму 38 088 000 руб., на общую сумму за 2013 г. - 81 627 000 руб.
12. По НМА "Периметр информационной безопасности локальных вычислительных сетей объектов организаций системы Транснефть" по договору с ОАО "Связьтранснефть" от 05.07.2013 N 01-2013-322/449/15-04/13 на оказание консультационных услуг в области информационных технологий на основании заданий заказчика, от 31.12.2013 N8 на сумму 2 042 372,88 руб., итого за 2013 г. на общую сумму 2 042 372,88 руб.
13. По НМА "Рабочее проектирование системы сетевой информационной инфраструктуры в ОСТ" по договорам с ОАО "Связьтранснефть" от 02.09.2011 N 454/13-04/11 на выполнение юридических и иных действий, связанных с выполнением работ по созданию объектов информатизации в соответствии с поручением принципала; от 20.01.2006 N 19/27/06 на ввод в систему первичных документов и их обработку, отражающим действия сторон в результате исполнения агентских договоров (от 21.07.2003 N 272/05-01-03, от 07.06.2004 N 273/06-01/04, от 20.05.2005 N 222/06-01/05); по договорам с ЗАО "КРОК инкорпорейтед" от 25.10.2012 N ЗП-72.12/АКТН/481/13-03/12 на выполнение работ по "Рабочее проектирование системы сетевой информационной инфраструктуры в ОСТ", от 22.07.2013 N П-589/АКТН/456/15-15/13 на выполнение работ по созданию и/или модернизации информационных систем, которые исчерпывающим образом определены в приложениях N 1 и 2 к договору, (АО "Связьтранснефть") от 30.04.2013 N 18-201304300000075 на сумму 784 424,41 руб., от 31.10.2013 N 18-201310310000168 на сумму 1 176 636,61 руб., от 30.04.2013 N 18-201304300000001 на сумму 98 403,13 руб., 31.10.2013 N 18-201310310000001 на сумму 3 106,44 руб., (ЗАО "Крок инкорпорейтед") от 12.04.2013 N 120413-10 на сумму 19 610 610, 13 руб., от 01.10.2013 N011013-5 на сумму 58 831 830,36 руб., итого за 2013 г. на общую сумму 80 505 011,08 руб. 14. По НМА "Разработка и внедрение корпоративной информационной системы автоматизации финансово-хозяйственной деятельности (КИС ФХД)" по договору с ООО "ЦРИВИС" от 06.06.2013 N П-571/АКТН/363/15-05/13 на выполнение работ по созданию и/или модернизации информационных систем, которые исчерпывающим образом определены в приложении N 1 и 2 договора, от 22.07. 2013 N П- 589/АКТН/456/15-05/13 на выполнение работ по созданию и/или модернизации информационных систем, которые исчерпывающим образом определены в приложении N 1 и 2 договора, от 30.12.2013 N 1 на сумму 1 552 500 руб., от 30.12.2013 N 1 на сумму 5 450 847,46 руб., от 30.12.2013 N2/П-589 на сумму 49 196 610,17 руб., итого за 2013 г. на общую сумму 56 199 957,63 руб.
Судом установлено, в целях бухгалтерского учета данные затраты учитывались на бухгалтерском счете 08.40 "Приобретение нематериальных активов", что подтверждается ведомостями аналитического учета по счету 08.40. В целях бухгалтерского учета данные затраты учитывались на бухгалтерском счете 08.40 "Приобретение нематериальных активов", что подтверждается ведомостями аналитического учета по счету 08.40.
Выполненные работы сдавались этапами, каждый из них сопровождался оформлением акта сдачи-приемки этапа работ и составлением счета-фактуры. НДС принимался Обществом к вычету по мере предъявления подрядчиками счетов-фактур на выполненные этапы работ (оказанных услуг) по созданию нематериального актива.
По НМА "Автоматизированная система сбора отчетности и мониторинга хода производства работ на магистральных нефтепроводах ОАО "Транснефть"" по договору с ЗАО "Крок инкорпорейтед" от 06.02.2012 N 14.11/AKTH/38/13-04/12 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: от 03.05.2012 N 030512-38, от 01.08.2012 N010823-85, от 06.09.2012 N 060912-57, итого за 2012 г. на сумму 662 250,66 руб., от 15.05.2013 N 150513-59, от 02.09.2013 N 020913-39 итого за 2013 г. на сумму 1 770 631,02 руб.
По НМА "Подсистема создания, хранения, просмотра и рассылки адресатам электронных сканобразов подписанных маршрутных поручений и дополнений к ним системы АСКИД" по договору с ООО "НовИнТех" от 03.04.2012 N П-424/АКТН/138/13-05/12 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: от 02.07.2012 N510, от 08.10.2012 N 827, итого на общую сумму за 2012 г. - 197 100 руб. от 01.02.2013 N 150, итого на общую сумму за 2013 г. - 539 460 руб.
По НМА "Система электронного документооборота организаций системы ОАО "АК "Транснефть"" по договору с ОАО "Связьтранснефть" от 02.09.2011 N 454/13-04/11, от 20.01.2006 N 19/27/06, от 04.07.2013 N 01-2013-322/449/15-04/13; по договору с ЗАО "КРОК инкорпорейтед" от 15.03.2012 N 19.11/AKTH/99/13-04/12; по договору с ООО "ЕМС Информационные системы Си-Ай-Эс" от 01.07.2013 N П-570/АКТН/418/15-04/13 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: (ОАО "Связьтранснефть") от 30.06.2012 N 18-5-454, от 31.07.2012 N 18-6-454, от 31.10.2012 N 18- 201210310000046, 31.12.2012 N 18- 201212310000068, 30.06.2012 N 18-19/27/06-06, 31.07.2012 N 18-19/27/07-07, от 31.10.2012 N 18-201210310000006, от 31.12.2012 N 18-201212310000001, (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") от 01.06.2012 N010612-75, от 05.07.2012 N 050712-27, от 30.07.2012 N 300712-43, от 11.10.2012 N 11012-39, от 11.12.2012 N 111212-114, от 11.12.2012 N 111212-134, от 21.12.2012 N211212-11, итого за 2012 г. на общую сумму - 13 494 410, 30 руб., (ОАО "Связьтранснефть") от 30.09.2013 г. N 18-201309300000053, от 31.12.2013 N 18-201312310000201, от 31.01.2013 N 18-201301310000063, от 30.09.2013 N 18-201309300000051, от 31.12.2013 N 18-201312310000183, от 31.12.2013 N 18-201312310000183, от 31.01.2013 N 18- 201301310000050, от 30.09.2013 N 18-201309300000001, от 31.12.2013 N 18-201312310000001, 31.12.2013 N 18-201312310000001, (ООО "ЕМС Информационные системы Си-Ай-Эс") от 24.09.2013 N 00000153, (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") от 13.12.2013 N 131213-121, (ООО "ЕМС Информационные системы Си-Ай-Эс") от 16.12.2013 N217, итого за 2013 г. на общую сумму - 10 999 792,86 руб.
По НМА "Информационно-вычислительная инфраструктура центра обработки данных ОАО "АК "Транснефть" по договору с ОАО "Связьтранснефть" от 04.07.2013 N 01-2013-322/449/15-04/13 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: от 30.09.2013 N18-201309300000054, от 31.12.2013 N 18-201312310000198, от 31.12.2013 N 18-201312310000197, итого за 2013 г. на общую сумму - 2 676 310,45 руб.
По НМА "Корпоративное хранилище данных 1 очередь" по договору с ООО "ЦРИВИС" от 06.06.2013 N П-571/АКТН/364/15-07/13 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: от 30.08.2013 N 9, о т 23.12.2013 N 20, от 24.12.2013 N 21, от 24.12.2013 N 22, от 30.12.2013 N 24, итого за 2013 г. на общую сумму - 4 191 772,88 руб.
По НМА "1-ая функциональная очередь комплексной АСУ производственными активами ОАО "АК "Транснефть" и ОСТ" по договору с ООО "ЦРИВИС" от 10.07.2013 N П-573/АКТН/437/15-07/13 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: 31.07.2013 N4 на сумму 1 043 280 руб., итого за 2013 г. на общую сумму - 1 043 280 руб.
По НМА "2-ая функциональная очередь КСУА и технических требований на выполнение работ проекта "Создание информационной системы управления инвестиционными проектами ОАО "Центрсибнефтепровод"" по договору с ООО "ЦРИВИС" от 10.07.2013 N П-573/АКТН/437/15-07/13 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: от 31.07.2013 N 3, итого за 2013 г. на общую сумму - 825 930 руб.
По НМА "Создание корпоративного портала ОАО "АК "Транснефть"" по договорам с ОАО "Связьтранснефть" от 02.09.2011 N 454/13-04/11, от 20.01.2006 N 19/27/06; по договору с ООО "ИНФОРМ ПРОЕКТ" от 16.05.2012 N 4.12/АКТН/216/13-04/12 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: (АО "Связьтранснефть") от 31.08.2012 N 18-7-454, от 31.07.2012 N 18-19/27/07-08, (ООО "ИНФОРМ ПРОЕКТ") от 29.08.2012 N 1127, итого за 2012 г. на общую сумму - 230 332,57 руб.
По НМА "КИС У ОАО "АК "Транснефть" Управление персоналом, 1-я очередь" по договору с ООО "ЦРИВИС" от 06.08.2013 N П-585/АКТН/479/15-07/13 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: от 24.12.2013 N 19, от 30.12.2013 N 23, итого за 2013 г. на общую сумму - 2 881 394,24 руб.
По НМА "КИС У ОАО "АК "Транснефть" Автоматизированная система управления нормативно-справочной информацией" по договору с ОАО "Связьтранснефть" от 04.07.2013 N 01-2013-322/449/15-04/13; по договору с ЗАО "ИНЛАЙН ТРУП от 10.12.2012 N ЗП-74.12/АКТН/566/13-04/12 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: (АО "Связьтранснефть") от 31.12.2013 N 18-201312310000196, (ЗАО"ИНЛАИН ГРУП") от 25.03.2013 N0780, от 27.06.2013 N 1810, итого за 2013 г. на общую сумму - 6 447 876,81 руб.
По НМА "Комплексная автоматизированная система управления производственными активами ОАО "АК "Транснефть" и ОСТ" по договорам с ООО "ЦРИВИС" от 09.08.2013 N П-588/ АКТН/488/15-04/13, от 08.08.2013 N П-584/ АКТН/483/15-04/13 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: от 03.09.2013 N8, от 30.12.2013 N25, от 30.12.2013 N 27, от 30.12.2013 N 26, от 30.12.2013 N 28, итого за 2013 г. на общую сумму - 14 692 860 руб.
По НМА "Периметр информационной безопасности локальных вычислительных сетей объектов организаций системы Транснефть" по догвоору с ОАО "Связьтранснефть" от 04.07.2013 N 01-2013-322/449/15-04/13 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: от 31.12.2013 N N 18-201312310000200, итого за 2013 г. на общую сумму - 367 627,12 руб.
По НМА "Рабочее проектирование системы сетевой информационной инфраструктуры в ОСТ" по договорам с ОАО "Связьтранснефть" от 02.09.2011 N 454/13-04/11, от 20.01.2006 N 19/27/06 на оказание услуг по введению в систему информации и ее обработки; по договорам с ЗАО "КРОК инкорпорейтед" от 25.10.2012 N ЗП-72.12/АКТН/481/13-03/12 от 22.07.2013 N П-589/АКТН/456/15-15/13 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: (АО "Связьтранснефть") от 30.04.2013 N 18-201204300000075, от 31.10.2013 N 18-201310310000168, от 30.04.2013 N 18-20 1304300000001, от 31.10.2013 N 18-201310310000001, (ЗАО "Крок инкорпорейтед") от 12.04.2013 N 120413-69, от 01.10.2013 N011013-65, итого за 2013 г. на общую сумму -14 490 901,99 руб.
По НМА "Разработка и внедрение корпоративной информационной системы автоматизации финансово-хозяйственной деятельности (КИС ФХД)" по договору с ООО "ЦРИВИС" от 06.06.2013 N П-571/АКТН/363/15-05/13 НДС к вычету заявлен по следующим счетам-фактурам: от 26.06.2013 N1, от 09.12.2013 N18, от 30.12.2013 N29, итого на общую сумму - 10 115 992,37 руб.
Таким образом, вышеперечисленные суммы НДС, отражены в ведомости аналитического учета по счету 19-НДС, совпадает с суммой налога, доначисленного налоговым органом, и отраженном в разделе 3 Резолютивной части обжалуемого решения от 23.11.2015 N 52-17-14/2786р "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Кроме того, согласно вышеперечисленным договорам, по результатам которых создаются нематериальные активы, передача программного продукта заказчику (ОАО АК "Транснефть") осуществляется в соответствии с утвержденными календарными планами.
В частности, к примеру, договор от 06.02.2012 N 14.11/AKTH/38/13-04/12 между ОАО "АК "Транснефть" и ОАО "Связьтранснефть" на создание программного обеспечения автоматизированной системы ("Автоматизированная система сбора отчетности и мониторинга хода производства работ на магистральных нефтепроводах ОАО "АК "Транснефть") в соответствии с техническими требованиями (приложение N 2 к договору), выполнение обследования, разработку концепции, технического задания, выполнение проектных, пуско-наладочных работ, проведение испытаний и иных работ.
Как следует из календарного плана (приложение N 1 к договору), которым предусмотрены следующие этапы и наименование работ: 1. Проектное обследование объекта автоматизации; 2.Разработка концепции системы; 3.Разработка технического задания, в т.ч.: 3.1 Разработка и передача заказчику проекта технического задания.
3.2.Согласование и утверждение технического задания; 4. Разработка технического проекта; 5. Ввод в действие, в т.ч.: 5.1. Обучение пользователей и головного офиса. 5.2. Внедрение 1-й очереди системы (пилотное внедрение в АК и 1 ОСТ); 5.2.1. Развертывание 1-й очереди системы и пуско-наладочные работы. 5.2.2. Предварительные испытания 1-й очереди системы. 5.2.3. Опытная эксплуатация 1-й очереди системы. 5.2.4. Приемные испытание 1-й очереди системы; 5.3. Тиражирование системы в ОСТ. 5.3.1. Развертывание системы и пусконаладочные работы в ОСТ. 5.3.2 Опытная эксплуатация. 5.3.3. Приемочные испытания системы.
Анализ условий договоров, а также имеющихся в материалах дела актов выполненных работ (оказанных услуг) свидетельствует о том, что на 31.12.2013 по спорным нематериальным активам все этапы по созданию НМА не завершены.
В частности, по вышеприведенному договору в проверенном периоде налогоплательщику передан только этап 5.2.4.
Данные, отраженные в ведомостях аналитического учета по счету 08.40 "Приобретение нематериальных активов", подтверждают, что по создаваемым объектам НМА все этапы работ на 31.12.2013 не завершены, первоначальная стоимость объектов НМА окончательно не сформирована, создаваемые объекты НМА по состоянию на 31.12.2013 не отражены в качестве НМА на счете 04 "Нематериальные активы".
Как следует из возражений Общества от 05.07.2016 г., где указано, что из фактических обстоятельств следует, что в проверяемом периоде контрагентами Общества выполнялись как работы по созданию НМА (создание кода программного обеспечения), так и работы (услуги) непосредственно созданием таких активов не являющиеся, но имеющие к процессу создания (обеспечения условий для использования актива в запланированных целях) то или иное отношение.
Как верно установлено Инспекцией и судом первой инстанции, в данном случае Общество не учитывает положения законодательства РФ, связанного с учетом нематериальных активов.
В соответствии с пунктами 8, 9 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" расходами на приобретение нематериального актива являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю (продавцу); таможенные пошлины и таможенные сборы; невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен нематериальный актив; суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
При создании нематериального актива, кроме расходов, предусмотренных в пункте 8 ПБУ 14/2007, к расходам также относятся: суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ; расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору; отчисления на социальные нужды (в том числе единый социальный налог); расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется; иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
Таким образом, затраты по договорам, перечисленным Обществом, формируют первоначальную стоимость объектов нематериальных активов.
Налогоплательщиком расходы по указанным договорам отнесены на счет 08.40 "Приобретение нематериальных активов" с разбивкой по создаваемым объектам.
Как установлено судом, налоговым органом в обжалуемом решении от 23.11.2015 N 52-17-14/2786р "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" установлено неправомерное заявление вычетов по НДС в отношении следующих объектов нематериальных активов: "Автоматизированная система сбора отчетности и мониторинга хода производства работ на магистральных нефтепроводах ОАО "Транснефть""; "Подсистема создания, хранения, просмотра и рассылки адресатам электронных сканобразов подписанных маршрутных поручений и дополнений к ним системы АСКИД"; "Система электронного документооборота организаций системы ОАО "АК "Транснефть""; "Информационно-вычислительная инфраструктура центра обработки данных ОАО "АК "Транснефть" по договору с ОАО "Связьтранснефть"; "Корпоративное хранилище данных 1 очередь"; "1-ая функциональная очередь комплексной АСУ производственными активами ОАО "АК "Транснефть" и ОСТ"; "2-ая функциональная очередь КСУА и технических требований на выполнение работ проекта "Создание информационной системы управления инвестиционными проектами ОАО "Центрсибнефтепровод""; "Создание корпоративного портала ОАО "АК "Транснефть""; "КИС У ОАО "АК "Транснефть" Управление персоналом, 1-я очередь"; "КИС У ОАО "АК "Транснефть" Автоматизированная система управления нормативно-справочной информацией"; "Комплексная автоматизированная система управления производственными активами ОАО "АК "Транснефть" и ОСТ"; "Периметр информационной безопасности локальных вычислительных сетей объектов организаций системы Транснефть"; "Рабочее проектирование системы сетевой информационной инфраструктуры в ОСТ"; "Разработка и внедрение корпоративной информационной системы автоматизации финансово-хозяйственной деятельности (КИС ФХД)".
Отклоняется довод Общества, что одна услуга не может быть одновременно принята и не принята на учет.
Так, ОАО "Связьтранснефть" выставило счет-фактуру от 31.12.2012 N 18-2012123100000068 на агентское вознаграждение по договору от 02.09.2011 N 454/13-04/11 за декабрь месяц к отчету Агента N 11 от 31.12.2012 на 2 783 592, 83 руб., в т.ч. НДС 424 615, 86 руб.
Согласно отчету агента ОАО "Связтранснефть" за декабрь 2012 года Агент передает следующие работы, поставленные ТМЦ: ООО "ЛАЙТОН": Поставка оборудования (сумма агентского вознаграждения - 544 862, 22 руб., в т.ч. НДС в размере 128 877, 29 руб.); ООО "ЛАЙТОН": Поставка оборудования (сумма агентского вознаграждения - 544 862, 22 руб., в т.ч. НДС в размере 128 877, 29 руб.); ООО "БИТ Автоматизация Бизнеса": Обследование и подготовка отчетов ИТ-инфраструктуры. Разработка, согласование и утверждение технических проектов модернизации средств ИВИ, СЗПД для СУ иО. Разработка, согласование и утверждение методики испытаний средств ИВИ для СУиО, в т.ч. в части защиты персональных данных (сумма агентского вознаграждения - 47 400 руб., в т.ч. НДС в размере 7 230, 51 руб.); ЗАО "КРОК инкорпорейтед": Этап 4. Разработка технологического проекта (в т.ч. Проектного решения) (сумма агентского вознаграждения - 1 526 470, 44 руб., в т.ч. НДС в размере 232 851, 42 руб.); ЗАО "КРОК инкорпорейтед": Этап 5. Подготовка к вводу в действие, в т.ч. развертывание системного ландшафта и установки системы, предварительная миграция унаследованных данных (сумма агентского вознаграждения - 297 394, 6 руб., в т.ч. НДС в размере 45 365, 28 руб.);
Общая сумма агентского вознаграждения составляет 2 783 592, 83 руб., в т.ч. НДС в размере 424 615, 86 руб.
К спорным НМА относятся только работы ООО "КРОК инкорпорейтед" Этап 4. Разработка технологического проекта (в т.ч. Проектного решения) (сумма агентского вознаграждения 1 526 470, 44 руб., в т.ч. НДС в размере 232 851, 42 руб.) и Этап 5. Подготовка к вводу в действие, в т.ч. развертывание системного ландшафта и установки системы, предварительная миграция унаследованных данных (сумма агентского вознаграждения 297 394, 6 руб., в т.ч. НДС в размере 45 365, 28 руб.).
Таким образом, общая сумма агентского вознаграждения, приходящаяся на НМА "Система электронного документооборота организаций системы "Транснефть", по данному счету-фактуре составляет 1 823 865, 04 руб. (без НДС -1 545 648, 34 руб.). сумма НДС - 278 216 руб.
Указанная сумма НДС в размере 278 216, 70 руб. (из общей суммы НДС по счету-фактуре в размере 424 615, 86 руб.) обособлена учтена в ведомости аналитического учета по счету 19 - Налог на добавленную стоимость.
Сумма в размере 1 545 648, 34 руб. (из общей суммы агентского вознаграждения за декабрь 2012 г. 2 783 592, 83 руб.) отражена на счете 08.40 по НМА "Система электронного документооборота организаций системы "Транснефть".
ОАО "Связьтранснефть" выставило счет-фактуру от 31.10.2013 N 18-2013103100000168 на агентское вознаграждение по договору от 02.09.2011 N 454/13-04/11 за октябрь 2013 г. к отчету Агента N 10 от 31.10.2013 на 1 782 531, 2 руб., в т.ч. НДС 271 911, 54 руб.
Согласно отчету агента ОАО "Связтранснефть" за октябрь 2013 года Агент передает следующие работы, поставленные ТМЦ: ЗАО "Фирма "АйТи.
Информационные технологии": Этап 3. Обучение пользователей (разраблтка и согласование документации для проведения обучения, программы тестирования, обучение и тестирование пользователей на знание КИС ЭХД) (сумма агентского вознаграждения -45 312 руб., в т.ч. НДС в размере 6 912 руб.); ООО "БИТ Автоматизация Бизнеса": Предоставление права использования ПО (сумма агентского вознаграждения - 188 788 руб., в т.ч. НДС в размере 28 798, 17 руб.); ЗАО "Ай-Теко": Этап 1. Обследование объектов заказчика, разработка модели угроз, разработка технического задания (сумма агентского вознаграждения - 160 ООО руб., в т.ч. НДС в размере 24 406, 78 руб.); ЗАО "КРОК инкорпорейтед": Рабочее проектирование в соответствии с заданием на работы (сумма агентского вознаграждения 1 388 431, 20 руб., в т.ч. НДС в размере 211 794, 59 руб.); Общая сумма агентского вознаграждения составляет 1 782 531, 20 руб., в т.ч. НДС в размере 271 911, 54 руб.
К спорным НМА относятся только работы ООО "КРОК инкорпорейтед" Рабочее проектирование в соответствии с заданием на работы (сумма агентского вознаграждения 1 388 431, 20 руб., в т.ч. НДС в размере 211 794, 59 руб.).
Таким образом, общая сумма агентского вознаграждения, приходящаяся на НМА "Рабочее проектирование системы сетевой информационной инфраструктуры в ОСТ", по данному счету-фактуре составляет 1 388 431, 20 руб. (без НДС -1 176 636, 61 руб. в т.ч. НДС в размере 211 794, 59 руб.).
Указанная сумма НДС в размере 211 794, 59 (из общей суммы НДС по счету-фактуре в размере 271 911, 54) обособлена учтена в ведомости аналитического учета по счету 19 - Налог на добавленную стоимость.
Сумма в размере 1 176 636, 61 руб. (из общей суммы агентского вознаграждения за октябрь 2013 г. 1 782 531, 2 руб. руб.) отражена на счете 08.40 по НМА "Рабочее проектирование системы сетевой информационной инфраструктуры в ОСТ".
Таким образом, акт и счет-фактура, объединяющая в себе услугу с одним наименованием, относится к различным нематериальным активам, контрагентам и договорам.
Налогоплательщик делит как стоимость услуг на различные договоры, так и сумму НДС в корреспонденции с соответствующим нематериальным активом.
Общество указывает, что исходя из положений ст. 171, 172 НК РФ при создании объектов основных средств, право на вычет возникает при принятии товаров, работ, услуг к учету. На этом основании заявитель утверждает, что разницы между созданием нематериального актива и созданием основного средства нет.
В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Согласно п. 5 ст. 172 вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 172 НК РФ.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Анализ указанных положений Кодекса свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ, порядка заявления вычета НДС в отношении нематериальных активов.
Попытка Общества провести сравнение между основным средством и нематериальным активом, так как, по его мнению, ПБУ/2007 и ПБУ 6/01 совпадают, а также в связи с тем, что основное средство и нематериальный актив относится к амортизируемому имуществу, необоснован, поскольку не допускается применение налогового законодательства по аналогии.
Учитывая, что право на вычет по приобретенным НМА возникает после принятия на учет нематериального актива, что предусмотрено абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ, оснований ссылаться на общую норму либо проводить аналогию с иным специальным случаем, нет.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении нематериальных активов, указанных в п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных нематериальных активов.
Таким образом, в нарушение абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ Общество неправомерно включило в состав налоговых вычетов суммы налога на добавленную стоимость по работам, услугам, выполненным сторонними организациями по созданию объектов интеллектуальной собственности до принятия их на учет в качестве нематериальных активов в сумме 85 627 923 рублей.
Ссылка Общества на то, что "правила бухгалтерского и налогового учета различают между собой хозяйственные операции приобретения НМА у поставщика, от хозяйственных операций по созданию таких активов организацией", и что "в главе 25 НК РФ, регулирующей налоговый учет НМА, также прямо указано, что НМА у организации возникают как при приобретении, так и при создании налогоплательщиком таких объектов (п. 3 ст. 257 НК РФ)", не подтверждает позицию Общества о необходимости различно подходить к учету созданных и приобретенных НМА.
Для целей главы 25 НК РФ порядок учета расходов, связанных с приобретением нематериального актива, и расходов, связанных с созданием нематериального активы, идентичны: сформированная первоначальная стоимость нематериального актива погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Аналогичная ситуация в бухгалтерском учете: установлен единый порядок учета созданных и приобретенных нематериальных активов. То обстоятельство, что для создаваемых нематериальных активов в п. 9 ПБУ 14/2007 добавлен перечень затрат, которые должны быть отнесены в первоначальную стоимость НМА (суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ; расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору; отчисления на социальные нужды (в том числе единый социальный налог); расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется), не свидетельствует о наличии иного порядка учета.
И в результате приобретения НМА и в результате создания НМА у организации появляется нематериальный актив, порядок заявления вычетов НДС по таким затратам установлен абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ, в соответствии с которым вычеты производятся в полном объеме после принятия на учет данных нематериальных активов.
Учитывая, что до завершения работ по созданию НМА нематериальный актив, в принципе, не может существовать и быть принятым на учет, соответственно, к вычету спорные суммы налога могут быть заявлены только после окончания всех этапов работ по созданию НМА и передаче готового (существующего) нематериального актива.
Общество указывает, что налоговый орган неправомерно дает положениям главы 21 НК РФ расширительное толкование.
Согласно п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Вместе с тем, в нарушение данной нормы, приведенный Обществом подход ставит в неравное положение налогоплательщиков на учет вычетов по НДС в зависимости от формулировки условий договоров, цель и результат которых в действительности является одинаковым.
В возражениях от 05.07.2016 (стр. 6) налогоплательщик подтверждает, что случай приобретения и случай создания нематериального актива учитываются одинаково. Данное обстоятельство подтверждается фактом включения Обществом стоимости создаваемых объектов в счет 08.40, который называется приобретение нематериальных активов.
Довод Общества, что законодатель поставил дату возникновения права на заявление вычета по НДС в отношении нематериальных активов в зависимости от того, учитывает или нет НМА все нюансы заказчика (т.е. если передается готовый НМА - то на момент принятия его к учету, а если созданный по заданию заказчика - то без привязки к учету НМА на основании предъявленных счетов-фактур по отдельным работам), неправомерен и не основан на положениях Кодекса.
Актом выполненных работ от 02.09.2013 N 020913/4 по договору от 06.02.2012 N 06.02.2012 N 14.11/AKTH/38/13-04/12 приняты работы по внедрению 1-й очереди системы. Однако согласно данному акту внедрение в АК и 1 ОСТ носило пилотный характер, следовательно, нельзя утверждать о том, что по результатам указанного акта выполненных работ передается готовый нематериальный актив.
В акте выполненных работ от 02.09.2013 N 020913/4 указано, что внедрение 1-й очереди системы это этап N 5.2, при этом даже из данного акта следует, что этап 5.2 не является конечным.
Согласно календарному плану к договору от 06.02.2012 N 14.11/AKTH/38/13-04/12 после этапа 5.2 (а также принятых работ по данному акту от 02.09.2013: Развертывание 1-й очереди системы и пуско-наладочные работы (5.2.1), Предварительные испытания 1-й очереди системы.(5.2.2), Опытная эксплуатация 1-й очереди системы (5.2.3), Приемные испытание 1-й очереди системы (5.2.4)) имеются также следующие этапы: 5.3. Тиражирование системы в ОСТ; 5.3.1 Развертывание системы и пусконаладочные работы в ОСТ; 5.3.2. Опытная эксплуатация; 5.3.3. Приемочные испытания системы;
Согласно пунктам 6, 7, 8, 9 ПБУ 14/2007 нематериальный актив принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие об отражении в учете налогоплательщика нематериального актива "Автоматизированная система сбора отчетности и мониторинга хода производства работ на магистральных нефтепроводах ОАО "Транснефть"" в качестве созданного НМА с установленной первоначальной стоимостью.
В связи с тем, что завершенный нематериальный актив ОАО АК "Транснефть" не передан и не принят к учету Обществом, условия для предоставления спорной суммы вычета НДС, предусмотренные абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ, не соблюдены.
Суд обоснованно не принял довод Общества о неправомерности утверждения налогового органа о том, что только счет 04 предназначен для учета затрат, связанных с созданием или приобретением НМА, как несостоятельный, так как Инспекция подобных выводов в оспариваемом решении не делала. Напротив на стр. 6 решения, налоговый орган указывает, что по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражаются фактические затраты налогоплательщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов нематериальных активов.
Судом установлено, что позиция Инспекции заключается в том, что право на вычет по НДС возникает с момента принятия на учет объекта нематериального актива.
Учитывая, что Общество не указывает, на каких счетах (кроме 04) у него отражены готовые нематериальные активы, спор относительно того, на каком счете учитывается созданный нематериальный актив, в принципе, не может существовать.
Указание Общества на необоснованность использования налоговым органом положений по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) несостоятельно, поскольку Общество в возражениях от 05.07.2016 само многократно ссылается на данное положение.
Ссылка Общества на постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 9893/07 по делу N А32-27488/06-34-480 не может приниматься во внимание.
По делу N А32-27488/06-34-480 указано на необоснованность отказа в вычете НДС при наличии сделки с недобросовестном контрагентом и указание на правомерность принятия сумм расходов для целей исчисления прибыли по этой же сделке.
На основании изложенного, ссылка Общества на указанное постановление необоснованна, поскольку в рассматриваемом случае речь идет не об одной и той же хозяйственной операции, как в деле, рассмотренном Президиумом ВАСФ.
В Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Камснаб" рассматривался вопрос необходимости уплаты НДС при реализации товаров при установлении обязанности налогоплательщика уплачивать ЕНВД. Какая-либо аналогия между настоящим спором и рассмотренным Конституционного Суда РФ вопросом отсутствует. Ссылка на данное постановление необоснованна.
Ссылка Общества на судебную практику, в которой рассмотрен вопрос заявления вычета НДС по существующим основным средствам, существующему оборудованию, не может быть принята во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как указанные судебные акты отношения к настоящему спору не имеют, приняты судами по конкретному делу, фактические обстоятельства которого отличны от фактических обстоятельств настоящего дела, поскольку по настоящему делу отсутствует спор о том, на каком счете должны быть отражены НМА.
Ссылка налогоплательщика на нарушение налоговым органом положений п. 14 ст. 101 НК РФ в связи с необходимостью провести экспертизу для подтверждения правомерности отражения ОАО АК "Транснефть" на счетах спорных затрат, отнесенных Обществом к НМА, необоснованна, так как у налогового органа отсутствует установленная законодательством о налогах и сборах РФ обязанность подтверждать правомерность ведения налогоплательщиком учета.
ОАО "АК "Транснефть" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки извещено.
Акт налоговой проверки от 30.09.2015 N 52-17-14/1661а, другие материалы, представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по Акту налоговой проверки письмами от 26.10.2015 N ТНФ-01-01/46824 (вх. номер от 26.10.2015 N 21734) рассмотрены при участии представителей лица, в отношении которого проведена проверка (Шашковой В.В. по доверенности от 17.12.2012 N 5310/12, Шорина В.В. по доверенности от 11.02.2014 N 6154/14), что подтверждается протоколом рассмотрения материалов налоговой проверки от 11.11.2015 N 52-07-16/341.
Таким образом, в рассматриваемом случае процедура рассмотрения проверки налоговым органом не нарушена, поскольку налогоплательщиком реализовано право на представление возражений на акт выездной налоговой проверки, а также обеспечено его участие при рассмотрении данных возражений.
При этом анализ и использование представленных при проведении выездной налоговой проверки документов и сведений организации не является нарушением процедуры рассмотрения проверки и не может являться таковым.
Право налогового органа истребовать документы и информацию закреплено ст. ст. 31,93 НК РФ.
В апелляционной жалобе налогоплательщика довод относительно нарушения налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки и принятия решения отсутствует, что свидетельствует о том, что приведенная заявителем позиция не может приниматься во внимание.
Таким образом, обжалуемое решение, является обоснованным и соответствующим законодательству о налогах и сборах Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое решение Межрегиональной ИФНС России по КН N 1 N 52-17-14/2786р от 23.11.2015 является законным и обоснованным.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.08.2016 по делу N А40-68072/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68072/2016
Истец: ОАО "АК "Транснефть", ПАО "Транснефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, ФНС России Межрегиональная Инспекция по крупнейшим налогоплатильщикам N1