Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2017 г. N Ф06-25357/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
19 июня 2017 г. |
А72-15985/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от акционерного общества "Исузу Рус" - представителя Туркевича П.Э. (доверенность от 20.04.2016 N 20-2016),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области - представителя Тихановой В.В. (доверенность от 30.01.2017 N 03-26/00434),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Исузу Рус"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 марта 2017 года по делу N А72-15985/2016 (судья Леонтьев Д.А.),
по заявлению акционерного общества "Исузу Рус" (ОГРН 1071674002432, ИНН 1646022089), Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (ОГРН 1047301036672, ИНН 7325051184), Ульяновская область, г. Ульяновск,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока (ОГРН 1042504383228, ИНН 2540010720), - Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области (ИНН 4900009740, ОГРН 1044900038160), - общество с ограниченной ответственностью "ВИЛКОН" (ОГРН 1024900952306, ИНН 4909069590),
об оспаривании ненормативных актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Исузу Рус" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным Решения N 07-30/7 от 30.06.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, утверждённого Решением N 07-07/10186 от 24.08.2016 Управления ФНС России по Ульяновской области в части доначисления НДС за период 2013-2014 гг. общей сумме 338 949,58 руб., начисления штрафа и пени в связи с неуплатой/излишним возмещением НДС.
Определением от 25.01.2017 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока.
Определением от 16.02.2017 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МИФНС N 1 по Магаданской области и ООО "ВИЛКОН".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17 марта 2017 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 марта 2017 года по делу N А72-15985/2016 и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Податель жалобы указывает, что услуги, оказываемые в рамках Договора от 18.06.2013 года N020/03 являются агентскими услугами в рамках смешанного договора и подлежат обложению НДС по ставке в размере 18%.
В материалы дела поступил отзыв налогового органа на апелляционную жалобу заявителя, в котором Инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 марта 2017 года по делу N А72-15985/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Кроме того, в материалы дела поступило ходатайство третьего лица- ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока, о рассмотрении апелляционной жалобы заявителя в отсутствие своего уполномоченного представителя.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 марта 2017 года по делу N А72-15985/2016 оставить без изменения.
Третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее так же - налоговый орган, инспекция) проведена выездная налоговая проверка Акционерного общества "Исузу Рус" (далее так же - заявитель, налогоплательщик, АО "Исузу Рус") по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, по результатам которой вынесено решение N 07-30/7 от 30.06.2016 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее так же - НК РФ), в виде штрафа в общей сумме 333 562,95 руб.
Оспариваемым решением АО "Исузу Рус" доначислены: налог на добавленную стоимость (далее так же - НДС) в сумме 1 643 855 руб.; НДС (налоговый агент) в сумме 23 960 руб.; начислены пени в общей сумме 159 335,04 руб.
Не согласившись в части с решением налогового органа N 07-30/7 от 30.06.2016 заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, которым жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа в обжалуемой части - без изменения.
С решением МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области N 07-30/7 от 30.06.2016, вынесенным в его отношении заявитель частично не согласен, считает его частично незаконным, не соответствующим нормам НК РФ и нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции о признании недействительным Решения N 07-30/7 от 30.06.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС за период 2013-2014 гг. в общей сумме 338 949,58 руб., начисления штрафа и пени в связи с неуплатой/излишним возмещением НДС.
По мнению заявителя, спорную сумму вычетов он заявил по услугам таможенного оформления, оплаченным контрагенту ООО "Пасьет-Техник", который, в свою очередь, как агент, действующий от заявителя, заказал и оплатил своему контрагенту ООО "ВИЛКОН".
Поскольку оказанные услуги таможенного оформления не относятся к транспортно-экспедиционным и оказаны в рамках агентского договора третьим лицом, а не перевозчиком, то данные услуги подлежат обложению по ставке 18% и заявитель вправе заявлять по ним вычеты.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В составе налоговых вычетов, заявленных АО "Исузу Рус" отражен НДС в сумме 340 474,59 руб. по счетам-фактурам, выставленным ООО "Пасьет-Техник" в адрес ЗАО "Соллерс-Исузу" (предыдущее наименование заявителя) за услуги таможенным исполнителем и транспортно-экспедиционное обслуживание перевозки грузов по маршруту порт Иокогама (Япония) порт Владивосток в РФ.
Из материалов дела следует, что между ЗАО "Соллерс-Исузу" и ООО "Пасьет-Техник" заключен Договор N 020/03 от 18.06.2013 об оказании услуг таможенным исполнителем и на транспортно-экспедиционное обслуживание перевозки грузов.
В соответствии с п.1.1 Договора N 020/03 от 18.06.2013 Исполнитель (ООО "Пасьет-Техник") обязуется по поручению Заказчика (ЗАО "Соллерс-Исузу") организовать выполнение комплекса услуг по транспортно-экспедиторскому обслуживанию (далее ТЭО) грузов Заказчика, связанных с перевозкой, хранением, перевалкой, прохождением таможенных формальностей, оплатой таможенных платежей и сборов, содействии в таможенном оформлении грузов, страховании грузов, а Заказчик обязуется оплатить услуги Исполнителя.
В комплекс услуг включено:
* декларирование товаров и транспортных средств,
* представление таможенному органу Российской Федерации документов и сведений, необходимых для таможенных целей,
* предъявление декларируемых товаров и транспортных средств по требованию таможенных органов РФ,
* совершение иных действий, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров и транспортных средств.
* от своего имени, за счет и по поручению помещать товары и транспортные средства на склад временного хранения или зону таможенного контроля.
* услуги вне территории РФ:
* приемка груза в порту Иокогамы,
* погрузка груза на судно,
* портовые сборы,
* морской фрахт,
* услуги на территории РФ:
* погрузочно-разгрузочные работы в порту Владивосток,
* размещение на СВХ
* хранение груза первые 10 суток
* подготовка пакета документов для таможенного оформления
* организация приёмки доставки грузов от грузоотправителя
* при оказании услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию, Исполнитель обязуется, следовать правомерным указаниям Заказчика по распоряжению грузом,
* незамедлительно информировать Заказчика обо всех осложнениях, проблемах и разногласия возникающих в ходе выполнения услуг, а также обо всех требованиях и претензиях, предъявляемых таможенными органами или иными государственными и контролирующими органами.
* обеспечивать передачу Заказчику отгрузочной информации в течение последующих суток после окончания погрузки на борт судна.
Условия выполнения услуг и цены согласовываются в Приложениях к настоящему Договору. Согласно приложений установлено, что стоимость услуг по договору состоит из стоимости:
* организации мультимодальной перевозки автомобилей-шасси по маршруту порт Иокогама (Япония) - Free out порт Владивосток (Россия) (не облагается НДС);
* организации таможенного оформления транспортных средств в порту Владивостока (с учетом НДС);
* организации услуг по выгрузке транспортных средств - шасси в порту Владивосток (ставка НДС - 0%).
Из анализа счетов-фактур установлено, что за услуги по договору от 18.06.2013 N 020/03 ООО "Пасьет-Техник" выставляло несколько счетов-фактур. Часть счетов-фактур выставлялась за организацию услуг по выгрузке транспортных средств, выгрузку/погрузку самоходной колесной техники с учетом НДС 0%, другая за организацию таможенного оформления транспортных средств (шасси) в порту г.Владивосток с учетом НДС 18%.
Транспортировка груза с территории Японии до п.Владивосток осуществлялась посредством морской перевозки.
Таким образом, установлено, что по договору N 020/03 от 18.06.2013 об оказании услуг таможенным исполнителем и на транспортно-экспедиционное обслуживание перевозки грузов с ООО "Пасьет-Техник" пункт погрузки груза - Япония, окончательный пункт разгрузки товара - порт в РФ.
Кроме того, в целях исполнения договора N 020/03 от 18.06.2013, между ООО "Пасьет-Техник" и ООО "ВИЛКОН" был заключен договор N0031/00-13-80 от 09.08.2013 на оказание услуг таможенного представителя.
ООО "ВИЛКОН" представило пояснения, согласно которым услуги по таможенному оформлению оказывались по ставке 18%, счета-фактуры выставлялись в адрес ООО "Пасьет-Техник" и им оплачивались с указанием НДС 18%.
В соответствии с п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пп.4.1 п.1 ст.148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке товаров от места прибытия на территорию РФ до места убытия с территории РФ, и услуг, указанных в подпункте 4.3 данного пункта), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ.
В соответствии с пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях указанного подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Суд первой инстанции правомерно указал, что принципиальным моментом в данных правоотношениях является то, что поскольку международная перевозка конкретного груза облагается по ставке 0%, то и все сопутствующие услуги по отношению к данному конкретному грузу подлежат обложению по ставке 0% вне зависимости от количества лиц, участвующих в этих отношениях.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налоговая ставка 0 процентов применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.
В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый-второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
При этом по смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
Услуги по договору между заявителем и ООО "Пасьет-Техник" оказываются при организации международной перевозки товаров, пунктом отправления, которых является территория иностранного государства (Нарита, Япония, порт Иокогама, Япония), пунктом прибытия - территория РФ (порт Владивосток).
Таким образом, в соответствии с п.п.2.1 п.1 ст.164 НК РФ услуги, оказанные ООО "Пасьет-Техник" в адрес АО "Исузу Рус" по транспортно-экспедиционному обслуживанию в отношении таможенного оформления транспортных средств, перевозки грузов с территории иностранного государства (Япония) на территорию Российской Федерации, подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов.
Налогоплательщик не вправе произвольно по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога. В связи с этим налогообложение ООО "Пасьет-Техник" операций по реализации транспортно-экспедиционных услуг по налоговой ставке 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, а операции, подлежащие налогообложению по ставке 0%, неправомерно приняты к вычету АО "Исузу Рус" по ставке 18 %.
В связи вышеизложенным суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что спорный договор не является в чистом виде договором на оказание транспортно-экспедиционных услуг, а является смешанным, содержащим в себе положения агентского договора, как не имеющий значения при рассмотрении настоящего дела.
Учитывая изложенное, при оказании услуг, подлежащих налогообложению по ставке 0 %, в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки, установленной пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, данный счет-фактура является не соответствующим требованиям пп. 10, 11 п. 5 ст. 169 НК РФ и, следовательно, не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
Следовательно, счета-фактуры выставленные ООО "Пасьет-Техник" в адрес АО "Исузу Рус" с выделением суммы НДС по ставке 18 % составлены с нарушением требований пп. 10, п. 5 ст. 169 НК РФ.
Согласно п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст.171 НК РФ налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии со ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.3, 6 - 8 ст.171 НК РФ.
На основании вышеизложенного, в нарушение ст.164, 169, 171, 172 НК РФ АО "Исузу Рус" неправомерно заявило к вычету суммы налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным ООО "Пасьет-Техник" в адрес АО "Исузу Рус".
Таким образом, решение, вынесенное налоговым органом в отношении АО "Исузу Рус" законно и обоснованно, оснований для признания его недействительным не имеется.
Выводы суда согласуются с позицией, изложенной в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 N 17АП-17602/2014-АК по делу N А60-34867/2014.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, исследованы судом, им дана надлежащая правовая оценка.
Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерном заявлении АО "Исузу Рус" к вычету сумм налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным ООО "Пасьет-Техник" за услуги по Договору N 020/03 от 18.06.2013.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В силу того, что подателем жалобы при обращении в суд апелляционной инстанции была оплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, при том, что, по настоящему делу следовало оплатить государственную пошлину лишь в размере 1 500 рублей (п.п. 3, 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ), излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику на основании положений статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 марта 2017 года по делу N А72-15985/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Исузу Рус" (ОГРН 1071674002432, ИНН 1646022089), Ульяновская область, г. Ульяновск, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 1665 от 14.04.2017 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15985/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2017 г. N Ф06-25357/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ИСУЗУ РУС"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ФРУНЗЕНСКОМУ РАЙОНУ Г.ВЛАДИВОСТОКА, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ВИЛКОН"