г. Самара |
|
27 июня 2017 г. |
Дело N А55-31106/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Ефанова А.А,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от МП г.о. Тольятти рынок "Кунеевский" - Леонтьева И.И., доверенность от 09.01.2017 г.,
от контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти - Колесникова Е.С., доверенность 15.07.2016 г.,
от Думы г.о. Тольятти - Коробкова Е.В., доверенность от 25.11.2016 г.,
от мэрии г.о. Тольятти - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Сфера-Сервис" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МП г.о. Тольятти рынок "Кунеевский"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2017 года по делу N А55-31106/2016 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению МП г.о. Тольятти рынок "Кунеевский", Самарская область,
к контрольно-счетной палате городского округа Тольятти,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Дума г.о. Тольятти, Самарская область,
- мэрия г.о. Тольятти, Самарская область,
- общество с ограниченной ответственностью "Сфера-Сервис",
о признании недействительным представления от 14 ноября 2016 года N 3 в части,
УСТАНОВИЛ:
МП г.о. Тольятти рынок "Кунеевский" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором в соответствии со ст.49 АПК РФ изменив предмет исковых требований, просило признать недействительным представление N 3 от 14.11.2016 г. Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти в части доначисления в бюджет г.о. Тольятти в суммы 989,60 тыс. руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе МП г.о. Тольятти рынок "Кунеевский" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили отзывы контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти, Думы г.о. Тольятти на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2017 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г.о. Тольятти указывает, что действия МП г.о. Тольятти рынок "Кунеевский" по неиспользованию унифицированных форм первичной учетной документации считает правомерными.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти, Думы г.о. Тольятти напротив, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти (далее - КСП г.о. Тольятти) по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на III квартал 2016 года, в период с 22.08.2016 г. по 05.10.2016 г., была проведена проверка формирования и перечисления в бюджет г.о. Тольятти полученной прибыли МП г.о. Тольятти рынок "Кунеевский" и соблюдения порядка управления и распоряжением муниципальным имуществом за 2013-2015 годы (далее - Предприятие).
По результатам проведенной проверки КСП г.о. Тольятти был составлен акт о выявленных на Предприятии нарушениях финансово-хозяйственной деятельности от 06.10.2016 г. (далее Акт КСП) и доначислении в бюджет г.о. Тольятти 2145,3 тыс.руб.
- за 2013 год в сумме 116,7 тыс.руб.: 68,7 тыс.руб. - в результате завышения расходов (п.4.1 Акта КСП) и 48,0 тыс. руб. - в результате нарушений условий коллективного договора (п. 4.3.1. Акта КСП);
- за 2014 год в сумме 898,6 тыс. руб.: 889,6 тыс. руб. - в результате завышения расходов (п.4.2 Акта КСП) и 9,0 тыс.руб. - в результате нарушения коллективного договора (п. 4.3.2. Акта КСП);
- за 2015 год в сумме 1130,0 тыс. руб.: 80,8 тыс.руб. - в результате нарушения условий коллективного договора (п.4.3.3. Акта КСП) и 49,2 тыс.руб. -в результате завышения расходов (п. 5.4. Акта КСП), 1000,0 тыс. руб. - в результате отвлечения денежных средств (п. 8.1. Акта КСП)
Акт КСП был подписан Предприятием с возражениями, которые направлены в КСП г.о. Тольятти сопроводительным письмом N 278 от 14.10.2016 г.
25.10.2016 г. с сопроводительным письмом N 09-04/230 в адрес Предприятия КСП г.о. Тольятти направлено заключение, в котором частично сняты замечания.
07.11.2016 г. в адрес КСП г.о. Тольятти сопроводительным письмом N 294, после состоявшегося 02.11.2016 г. заседания КСП г.о. Тольятти с участием представителей Предприятия, направлены дополнительные пояснения по пунктам Акта КСП.
17.11.2016 г. в адрес Предприятия с сопроводительным письмом N 09-04/252 от 16.11.2016 г. поступило представление N 3 от 14.11.2016 г.
По результатам проверки, контрольно-счетной палатой установлено, что в результате неправомерного завышения расходов, повлекших искажение финансового результата деятельности предприятия объем неисполненных обязательств перед бюджетом составил 1038,8 тыс. руб.
Представлением было указано принять меры по перечислению в бюджет городского округа Тольятти недополученной части прибыли от использования имущества, закрепленного в хозяйственное ведение в общей сумме 1 038,8 тыс. руб., в том числе: за 2013 год - 109,8 тыс. руб.; за 2014 год - 799,0 тыс. руб.; за 2015 год - 130,0 тыс. руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Контрольно-счетная палата городского округа Тольятти считает заявление необоснованным, а производство по делу подлежащим прекращению, ссылаясь на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2016 г. N Ф06-6051/2016 по делу N А55-11108/2015.
Заявитель и Мэрия считают, что на подведомственность споров, связанных с оспариванием ненормативных актов Контрольно-счетной палаты, арбитражным судам указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября 2015 г. N 307-КГ15-11717.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены, в том числе, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом под ненормативным актом, подлежащим обжалованию в арбитражный суд, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие для конкретного лица определенные юридические последствия.
Положения о праве контрольно-счетных органов на вынесение представления и предписания по результатам проведения контрольных мероприятий предусмотрены статьей 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), устанавливающего общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Понятия "представления" и "предписания" также даны в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В соответствии с частью 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Анализ вышеуказанных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также норм статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ, свидетельствует о том, что представление так же как и предписание являются властными актами, содержащими в себе требования к определенному лицу совершить указанные в них действия.
Отличием представления от предписания является то, что предписание выносится в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования лицом проведению контрольных мероприятий, а также и то, что неисполнение предписания в силу части 4 статьи 270.2 БК РФ является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение как предписания, так и представления влечет за собой привлечение лица, не исполнившего (ненадлежащим образом исполнившего) предписание или представление к предусмотренной законом ответственности.
Так, пунктом 7 статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.
Данная норма является отсылочной и не содержит указания как на конкретную санкцию, так и на наступление ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) представления контрольно-счетного органа.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Таким образом, указанной нормой предусмотрена административная ответственность как за неисполнение предписания, так и за неисполнение постановления, представления или решения органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
В связи с чем, представление Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти N 3 от 14.11.2016 г. является основанием для возникновения прав и обязанностей у Предприятия и содержит властные распоряжения, обязательные к исполнению последним, оно принято по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, и его неисполнение влечет за собой наступление ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Следовательно, оспариваемое представление обладает признаками ненормативного правового акта, порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создает очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оно может быть оспорено согласно статье 198 АПК РФ в судебном порядке в арбитражном суде.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17 июня 2016 г. N Ф06-8910/2016 по делу N А55-11638/2015.
Также возможность оспаривания подобных представлений по правилам главы 24 АПК РФ подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 28.07.2015 N 301-КГ15-7891, от 09.09.2015 N 308КГ15-10367, от 02.10.2015 N 307-КГ15-11717, от 14.01.2016 N 307-КГ15-17833, от 09.02.2016 N 310-КГ15-19735.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно рассмотрел спор по правилам главы 24 АПК РФ, регулирующей порядок и особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов.
Согласно части 3 статьи 1 Положения о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти, утвержденного решением Думы от 22.01.2014 г. N 169 (далее - Положение о КСП), КСП обладает функциональной и организационной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
В статье 11 Положения о КСП установлено, что КСП осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно.
Планирование деятельности КСП осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Думы, предложений и запросов мэра.
Поручения Думы формируются на основании предложений председателя Думы и решений постоянных комиссий Думы.
Решением Думы от 08.06.2016 г. N 1100 "О поручениях Думы городского округа Тольятти в план деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на III квартал 2016 года" КСП поручено включить в план деятельности КСП по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольные мероприятия в отношении объектов контроля, в том числе, в отношении МП "Рынок "Кунеевский" - провести проверку формирования и перечисления в бюджет городского округа Тольятти части прибыли, полученной МП "Рынок "Кунеевский", и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, переданным в пользование МП "Рынок "Кунеевский", за 2013-2015 годы.
В соответствии с планом работы КСП на III квартал 2016 года, утвержденным распоряжением председателя КСП от 27.06.2016 г. N 23, КСП в период с 22.08.2016 г. по 05.10.2016 г. провела проверку формирования и перечисления в бюджет городского округа Тольятти части прибыли, полученной МП "Рынок "Кунеевский" и соблюдения им установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом за 2013- 2015 годы.
По результатам указанной проверки КСП подготовила акт проверки от 06.10.2016 г., в котором указываются выявленные нарушения (пункты 1-14 акта проверки), заключение от 25.10.2016 г. на возражения по акту проверки и отчет по проверке формирования и перечисления в бюджет городского округа Тольятти части прибыли, полученной МП "Рынок "Кунеевский" и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, переданным в пользование МП "Рынок "Кунеевский", за 2013 - 2015 годы. Кроме того, КСП направила в адрес Заявителя представление от 14.11.2016 г. N 3 о перечислении в бюджет городского округа Тольятти установленной в ходе контрольного мероприятия недополученной части прибыли от использования имущества, закрепленного в хозяйственное ведение за МП "Рынок "Кунеевский" в 2013- 2015 годах в сумме 1 038,8 тыс. руб.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Положения о КСП отчеты и заключения о результатах проведенных контрольных и экспертно - аналитических мероприятий представляются в Думу и мэру.
Согласно части 8 статьи 6 Порядка осуществления контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, утвержденного решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 19.02.2014 N 197 (далее - Порядок осуществления КСП полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю), отчет о проведенном контрольном мероприятии с сопроводительным письмом в течение трех рабочих дней с момента утверждения председателем контрольно-счетной палаты представляется (направляется) в Думу и мэру.
По итогам рассмотрения отчета мэр в течение тридцати дней направляет в контрольно-счетную палату информацию о принятых мерах.
22.11.2016 постоянной комиссией Думы по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики рассмотрен вопрос "Об отчете контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти по проверке формирования и перечисления в бюджет городского округа Тольятти части прибыли, полученной муниципальным предприятием городского округа Тольятти "Рынок "Кунеевский", и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, переданным в пользование муниципальному предприятию городского округа Тольятти "Рынок "Кунеевский", за 2013-2015 годы".
Решением постоянной комиссии Думы по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики от 22.11.2016 г. N 263 мэрии рекомендовано выполнить предложения в соответствии с отчетом КСП:
1) принять меры по обеспечению перечисления в бюджет городского округа Тольятти установленную в ходе контрольного мероприятия недополученную часть прибыли от использования имущества, закрепленного в хозяйственное ведение за МП "Рынок "Кунеевский" в 2013-2015 годах в сумме 1 038,8 тыс. руб.;
2) обеспечить надлежащий контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, относящегося к муниципальной собственности городского округа;
3) привлечь к ответственности лиц, виновных в установленных контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти нарушениях;
4) представить в срок до 22.12.2016 г. информацию о принятых мерах по результатам рассмотрения выявленных нарушений, изложенных в рассматриваемом отчете, и план мероприятий по устранению МП "Рынок "Кунеевский" выявленных нарушений.
Кроме того, рекомендовано МП "Рынок "Кунеевский" выполнить предложения в соответствии с отчетом КСП:
1) перечислить в бюджет городского округа Тольятти недополученную часть прибыли от использования имущества, закрепленного в хозяйственное ведение за 2013-2015 годы в сумме 1 038,8 тыс. руб.;
2) с целью получения дополнительных доходов своевременно пересматривать тарифы МП "Рынок "Кунеевский" в соответствии с Положением о порядке установления тарифов на услуги (работы), предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями городского округа Тольятти на платной основе, и порядке их оказания, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 15.06.2011 г. N 570;
3) в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности совершать крупные сделки на основании согласований с мэрией;
4) осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с нормами действующего законодательства;
5) обеспечить эффективное использование муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения;
6) привести бухгалтерский учет в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе принять меры по осуществлению раздельного учета по видам деятельности МП "Рынок "Кунеевский".
Согласно части 1 статьи 268.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля относится:
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
- контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
- контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ).
В части 2 указанной статьи БК РФ закреплено, что при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:
- проводятся проверки, ревизии, обследования;
- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
- направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с БК РФ, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
При этом в части 3 статьи 268.1. БК РФ установлено, что порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ к основным полномочиям контрольно-счетных органов относится, в том числе, осуществление внешнего государственного и муниципального финансового контроля:
1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно части 3 статьи 3 Порядка осуществления КСП полномочий по внешнему муниципальному финансовому при осуществлении полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю контрольно-счетной палатой, в том числе:
- проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ею в установленном порядке контрольных и экспертно - аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом N 6-ФЗ;
- направляются объектам контроля представления, предписания.
Частью 1 статьи 17 Положения о КСП (в редакции от 06.07.2016 г.) КСП по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в объекты контроля представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба городскому округу Тольятти или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Представление КСП подписывается председателем КСП либо его заместителем.
Представление должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и недостатки, выявленные в результате проведения контрольного мероприятия, конкретные основания вынесения представления с указанием нормативного правового акта, положения которого были нарушены, указания по предотвращению нанесения материального ущерба городскому округу Тольятти или возмещению причиненного вреда, а также меры, направленные на пресечение и предупреждение нарушений.
Объекты контроля в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме КСП о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что при проведении проверки заявителя и подготовке в отношении заявителя акта проверки, отчета и представления N 3 от 14.11.2016 г. КСП действовала правомерно в соответствии со своими полномочиями по проведению соответствующих проверок в рамках осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
В соответствии с Положением о порядке перечисления в бюджет городского округа Тольятти части прибыли от использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями городского округа Тольятти, утвержденным постановлением мэра города Тольятти от 16.09.2005 N 132-п/1 (с изменениями), п.9 решения Думы городского округа Тольятти от 18.12.2013 N 140 "О бюджете городского округа Тольятти на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" норматив отчисления в бюджет городского округа Тольятти части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, по итогам работы за 2013 год утвержден в размере 30%.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402 - ФЗ "О бухгалтерском учете" произведенные Предприятием расходы не подтверждены первичными учетными документами в размере 229,1 тыс. руб., что привело к неправомерному завышению расходов и занижению конечного результата финансово-хозяйственной деятельности за 2013 на общую сумму 229,1 тыс.руб.
Суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованными доводы МП рынок "Кунеевский" о том, что заключенные договоры от 07.02.2013 г. N 133/п, 19.07.2013 N 149/п являются договорами возмездного оказания услуги и достаточно актов выполненных услуг.
По смыслу положений статьи 702 (договор подряда) и статьи 779 (договор возмездного оказания услуг) Гражданского кодекса Российской Федерации договор подряда отличается от договора на возмездное оказание услуг тем, что результат деятельности подрядчика имеет овеществленный характер и выражается в создании вещи по заданию заказчика или ее трансформации (реконструкции, ремонте и т.д.), в отличие от деятельности услугодателя, не приводящей к созданию вещественного результата. По договору подряда ценность для заказчика представляет результат работ, в договоре на оказание услуг ценностью для заказчика являются сами действия исполнителя.
Из содержания заключенных договоров следует, что выполнение работ по нему преследует цель получения материального результата - демонтажные работы, монтаж/демонтаж, перенос торговых павильонов.
В ходе проверки было установлено, что отсутствует какая-либо техническая документация, определяющая объем и содержание работ по договорам, также - сметная документация, определяющая стоимость работ, акты выполненных работ по форме N КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, которые являются обязательным пакетом документов при выполнении строительно-монтажных работ по договору строительного подряда.
В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете обязательными реквизитами первичного учетного документа является, в том числе содержание факта хозяйственной жизни и величина натурального измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.
Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших хозяйственные операции, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
Предоставленные акты выполненных услуг в нарушение требований подпунктов 4 и 5 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не содержат наименования работ, единиц измерения, количества выполненных работ, стоимости единиц работ, определить по ним объем и стоимость выполненных работ невозможно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным вывод КСП о том, что произведенные Предприятием расходы не подтверждены первичными учетными документами в размере 229,1 тыс. руб.
Таким образом, за 2013 год бюджет городского округа Тольятти недополучил часть прибыли от использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МП рынок "Кунеевский", в размере 68,7 тыс. руб. (229,1 тыс. руб. х 30%}.
Также в 2013 году на основании приказов директора Предприятия произведены выплаты материальной помощи сотрудникам на лечение в сумме 78,0 тыс. руб. Однако документы, подтверждающие произведенные расходы на лечение отсутствуют.
В нарушение ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Предприятием произведены расходы, не подтвержденные первичными учетными документами в размере 78,0 тыс. руб.
Так же, МП рынок "Кунеевский" произведены выплаты материальной помощи работникам Предприятия в связи с тяжелым материальным положением и семейными обстоятельствами, не предусмотренные Коллективным договором в общей сумме 59,0 тыс. руб.
В результате, данные выплаты привели к неправомерному завышению расходов и занижению конечного результата финансово-хозяйственной деятельности Предприятия за 2013 год на общую сумму 137,0 тыс. руб. (78,0 тыс.руб. + 59,0 тыс.руб.).
Таким образом, за 2013 год бюджет городского округа Тольятти недополучил часть прибыли от использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МП рынок "Кунеевский" в размере 41,1 тыс.руб. (137,0 тыс.руб. х 30%).
Согласно Положению о порядке перечисления в бюджет городского округа Тольятти части прибыли от использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями городского округа Тольятти, утвержденному постановлением мэра города Тольятти от 16.09.2005 N 132-п/1 (с изменениями), п.9 решения Думы городского округа Тольятти от 10.12.2014 N 558 "О бюджете городского округа Тольятти на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" норматив отчисления в бюджет городского округа Тольятти части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, по итогам работы за 2014 год утвержден в размере 50 %.
МП рынок "Кунеевский" заключило договоры с ООО "Юпитер" на выполнение работ на территории рынка "Поле чудес" от 15.10.13 N 168/п на сумму 914,0 тыс.руб. по сносу разрушенных зданий и построек, от 08.11.13 N 171/п на сумму 666,0 тыс. руб. по строительно-монтажным работам, земляным работам.
Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 установлено, что сдача заказчику работ оформляется Актом унифицированной формы N КС-2 и Справкой о стоимости выполненных работ по форме N КС-3. В ходе проверки установлено, что формы NN КС-2, КС-3 на выполненные работы не составлялись.
Также в ходе проверки был произведен осмотр фактически выполненных работ по обустройству площадки "Поле чудес", расположенной по адресу: г. Тольятти, Центральный район, юго-западнее пересечения улиц Мира и Голосова, в результате которого установлено полное отсутствие строительно-монтажных, земляных работ и работ по реконструкции туалетной комнаты. Данное помещение находится в полуразрушенном состоянии, не эксплуатируется.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" произведенные Предприятием расходы не подтверждены первичными учетными документами, а так же приняты к бухгалтерскому учету документы, по не имевшим места фактам хозяйственной жизни в размере 1 580,0 тыс. руб.
В результате данный факт привел к неправомерному завышению расходов Предприятия и занижению конечного результата финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год на общую сумму 1 580,0 тыс.руб.
Таким образом, за 2014 год бюджет городского округа Тольятти недополучил часть прибыли от использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МП рынок "Кунеевский", в размере 790,0 тыс. руб. (1 580,0 тыс.руб. х 50%}.
Кроме того, в нарушение ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" на основании приказов директора Предприятия выделена материальная помощь на лечение без подтверждающих документов на общую сумму 18,0 тыс. руб.
В результате вышеизложенного, данные выплаты привели к неправомерному завышению расходов Предприятия и занижению конечного результата финансово- хозяйственной деятельности за 2014 год на общую сумму 18,0 тыс. руб.
Таким образом, за 2014 год бюджет городского округа Тольятти недополучил часть прибыли от использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МП рынок "Кунеевский", в размере 9,0 тыс. руб. (18,0 тыс.руб. х 50%}.
На основании Положения о порядке перечисления в бюджет городского округа Тольятти части прибыли от использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями городского округа Тольятти, утвержденным постановлением мэра города Тольятти от 16.09.2005 N 132-п/1 (с изменениями), п. 9 решения Думы городского округа Тольятти от 09.12.2015 N 911 "О бюджете городского округа Тольятти на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" норматив отчисления в бюджет городского округа Тольятти части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, по итогам работы за 2015 год утвержден в размере 50 %.
В нарушение ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" на основании приказов директора Предприятия была выделена материальная помощь сотрудникам на лечение без подтверждающих документов на общую сумму 82,5 тыс.руб.
В нарушение Коллективного договора на основании приказов директора Предприятия выдана разовая премия за выполнение производственного задания без указания объема и вида выполненных работ на общую сумму 79,0 тыс. руб.
Таким образом, данные выплаты привели к неправомерному завышению расходов Предприятия за 2015 и занижению конечного результата финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год на общую сумму 161,5 тыс. руб. (82,5 тыс. руб. + 79,0 тыс. руб.).
Следовательно, за 2015 год бюджет городского округа Тольятти недополучил часть прибыли от использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МП рынок "Кунеевский", в размере 80,8 тыс. руб. (161,5 тыс. руб. х 50%).
МП рынок "Кунеевский" не привело суду доказательств и доводов, подтверждающих обоснованность и фактическое несение расходов.
Требование о соблюдении требований бюджетного и трудового законодательства Российской Федерации, законодательства о бухгалтерском учете не нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно не возлагает на него какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку соблюдение бюджетного законодательства по целевому и правомерному использованию бюджетных средств является обязанностью любого участника бюджетных отношений в силу закона.
Принимая во внимание, что оспариваемое представление вынесено заинтересованным лицом в интересах городского округа Тольятти, а также юридического лица - заявителя в целях более эффективного использования бюджетных средств и фонда оплаты труда, данный ненормативный правовой акт не может нарушать какие-либо права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что представление Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти N 3 от 14.11.2016 г. в оспариваемой части является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было правомерно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы полностью дублируют содержание искового заявления, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2017 года по делу N А55-31106/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31106/2016
Истец: МП г.о. Тольятти рынок "Кунеевский"
Ответчик: Контрольно-счетная палата городского округа Тольятти
Третье лицо: Дума г.о. Тольятти, Мэрия г.о. Тольятти, ООО "СФЕРА СЕРВИС"