Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
21 сентября 2016 г. |
Дело N А40-106677/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2016 по делу N А40-106677/16, принятое судьей Аксеновой Е.А. (шифр судьи 121-937)
по заявлению ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания"
к ФАС России
третье лицо: Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан
о признании недействительным решения от 11.02.2016 N СП/8124/16,
при участии:
при участии:
от заявителя: |
Гапонова М.Т. по дов. от 15.09.2016, Трофимова А.С. по дов. от 28.10.2015, 28.10.2015; |
от заинтересованных лиц: |
Кыров Д.Н. по дов. от 16.11.2015; |
от третьего лица: |
Гайдарбегов М.Г. по дов. от 13.09.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Северная ППК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФАС России (далее - ответчик, антимонопольный орган) от 11.02.2016 года N СП/8124/16 об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" о досудебном рассмотрении спора с Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2016 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители заинтересованного лица и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 24.09.2015 Общество обратилось в Федеральную антимонопольную службу России с заявлением о досудебном рассмотрении спора с Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан, связанного с установлением и применением цен (тарифов) на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Дагестан в 2015 году, регулируемых в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
11.02.2016 Федеральной антимонопольной службой вынесено решение СП/8124/16 об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении Общества.
Как усматривается из материалов дела, при рассмотрении заявления Общества, ФАС России установлено следующее.
Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 1 марта 2013 г. N 105 полномочия в области государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении закреплены за РСТ Дагестана.
В соответствии с п. 23.6 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 г. N 235-т/1 (далее - Методика), ожидаемые на текущий период (год) и прогнозные на период регулирования индексы изменения отправленных пассажиров в пригородном сообщении определяются с учетом прогнозной динамики дальности поездки пассажира и прогноза пассажирооборота. При этом темпы изменения пассажирооборота в пригородном сообщении определяются на базе прогнозной динамики вагоно-километровой работы с корректировкой на населенность вагонов. Населенность вагонов принимается в расчетах по согласованию с регулирующим органом. Если населенность вагонов компании пригородных пассажирских перевозок на ожидаемый период (год) или на период регулирования оказывается ниже, чем в отчетном периоде, оценка индексов изменения пассажирооборота производится регулирующим органом с учетом стимулирования прироста объемов работы субъектов регулирования, в том числе за счет снижения количества безбилетных пассажиров.
Между Правительством Республики Дагестан и ОАО "Северо-Кавказская ППК" 31 марта 2015 г. заключен договор N 53 об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Дагестан на 2015 год, в соответствии с которым объем вагонокилометровой работы пригодных поездов установлен в размере 855 560 вагоно- километров.
При необходимости регулирующий орган самостоятельно проверяет показатели объемов работы, представленные субъектом регулирования, в том числе с применением маркетинговых исследований или экспертных оценок.
По инициативе ОАО "СКППК" в протокол разногласий к Договору транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Дагестан на 2015 год от 31 марта 2015 г. N 1 включено положение N 2, согласно которому Правительство Республики Дагестан приняло на себя обязательство организовать в течение 2015 года (не реже 1 раза в квартал) совместно с Перевозчиком проведение обследований пассажиропотоков с целью получения информации о фактическом объеме перевозимых пассажиров.
Таким образом, ОАО "СКППК" соглашалось с правом регулирующего органа (РСТ Дагестана) на проведение выездных обследований пассажиропотоков.
Согласно абз. 2 п. 23.6 Методики населенность вагонов принимается в расчетах по согласованию с регулирующим органом.
Кроме того, проведение выездных обследований пассажиропотоков в 2014 году для расчета экономически обоснованных тарифов на 2015 год было прямо предписано приказом ФСТ России от 27 августа 2014 г. N 1343-д, изданного по результатам рассмотрения досудебного спора ОАО "СКППК" с РСТ Дагестана.
Согласно абз. 2 п. 23.6 Методики населенность вагонов принимается в расчетах по согласованию с регулирующим органом.
Как следует из экспертного заключения по перерасчету экономически обоснованного тарифа для ОАО "СКППК" на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Республике Дагестан на 2015 год, РСТ Республики Дагестан силами собственных сотрудников, а также с привлечением специалистов Минпромтрансэнерго Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан и "Северо-Кавказская ППК" 17-18 сентября и 10- 11 октября 2014 были проведены мероприятия по установлению фактической населенности вагонов на действующих в настоящее время маршрутах железнодорожного сообщения Дербент-Граница и Граница-Дербент.
В результате работы межведомственной комиссии размер фактической населенности вагонов рассчитан в размере 17,37 чел./ваг.
С учетом объема вагонокилометровой работы, учтенной при расчете тарифа на 2014 год - 1 108 981 ваг-км, пассажирооборот составил в итоге: 17,37 чел./ваг.*1 108 981 ваг- км = 19 185,37 тыс. пасс-км.
С учетом величины социального заказа, согласованного сторонами в Договоре в размере 849 720 вагоно-км, пассажирооборот в итоге составил: 17,37 чел./ваг.*849 720 ваг-км = 14 759,64 тыс. пасс-км.
Из материалов дела следует, что РСТ Республики Дагестан в рамках досудебного урегулирования споров в ФАС России были представлены следующие документы:
Акт Рабочей комиссии Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 30.10.2014 о проведении выездных мероприятий в целях определения фактического уровня пассажирооборота в пригородных пассажирских поездах ОАО "СКППК" с выездом в г. Дербент согласно следующих планов:
-17.09.2014 - проверка вечерних рейсов 6826 "Дербент-Граница" и 6827 "Граница- Дербент" (результат - рейсами 6826-6827 перевезено 161 пассажир при пассажирообороте 4620 пасс-км.), =18.09.2014 - проверка утренних рейсов 6803 "Дербент-Граница" и 6804 "Граница- Дербент" (результат - рейсами 6803-6804 перевезено 203 пассажира припассажирообороте 6360 пасс-км.), где в проведении проверочных мероприятий принимал участие директор Дагестанского филиала ОАО "СКППК".
Акт проверки Рабочей комиссии Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан Дагестанского филиала ОАО "СКППК" от 17.09.2014, 18.09.2014, согласно которому была проведена совместная проверка пригородного поезда Дербент-Граница- Дербент, на наличие пассажиров, результат - рейсами 6826-6827 перевезен 161 пассажир; рейсами 6804-6803 перевезено 203 пассажира, количество пассажирооборота не устанавливалось. При проведении проверочных мероприятий участие принимали представители Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, Министерства промышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, исходил из следующего.
Согласно п. 23.7.2.2 Методики расходы по использованию арендуемых основных средств (железнодорожного подвижного состава, включая мотор-вагонный подвижной состав, локомотивы без локомотивной бригады, вагоны локомотивной тяги, автоматизированные системы оплаты, контроля и учета проезда в электропоездах в пригородном сообщении - далее АСОКУПЭ) определяются с учетом ставок аренды в отчетном периоде, ожидаемых в текущем периоде объемов арендуемых основных средств (объемов работы) и ожидаемого на текущий период изменения арендных ставок, принятых регулирующим органом.
В случае превышения темпов роста арендной ставки, учитываемой при планировании на текущий период (год) расходов на аренду, над темпами роста инфляции (индексом цен производителей промышленной продукции, без продукции топливно-энергетического комплекса) компанией пригородных пассажирских перевозок представляется экономическое обоснование изменения арендных ставок, в том числе калькуляция и обоснование изменения соответствующих расходов арендодателя и объемов основных средств, представляемых в аренду.
Кроме того, компанией пригородных пассажирских перевозок также представляется обоснование необходимости увеличения парка подвижного состава с учетом прогнозируемой динамики изменения объемных показателей работы (вагоно- километровой и поездо-километровой работы) в пригородном сообщении и степени износа существующего парка.
Расходы на аренду АСОКУПЭ учитываются в составе экономически обоснованных затрат компании пригородных пассажирских перевозок в случае, если расходы по соответствующей статье затрат не включены в состав затрат, связанных с оплатой услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с п. 23.7.2.3 Методики расходы, связанные с оплатой услуг по управлению и эксплуатации подвижного состава, определяются на текущий период с учетом планируемого в текущем периоде времени работы локомотивных бригад и ставок платы за единицу объемов работы, принятых регулирующим органом.
В случае превышения темпов роста ставок за управление и эксплуатацию подвижного состава над темпами роста цен производителей промышленной продукции компанией пригородных пассажирских перевозок представляется обоснование роста изменения ставок с калькуляцией соответствующих расходов сторонней организации.
Государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в целях обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок").
При расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов руководствуются методикой, согласно пункту 9 которой основным методом для расчетов является метод экономически обоснованных затрат.
При этом прогноз затрат субъекта регулирования на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в текущем периоде и на период регулирования выполняется с применением: регулируемых государством цен (тарифов), включая цены (тарифы) на продукцию (услуги) естественных монополий и их прогнозных значений, индексов инфляции, индексов изменения цен производителей промышленной продукции, определяемых прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, доведенных на текущий период и период регулирования; цен, установленных на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; данных, полученных по результатам экспертиз, проводимых регулирующим органом.
Из материалов дела следует, что, не обладая собственным подвижным составом и локомотивными бригадами, ОАО "СКППК" ежегодно заключает соответствующие договоры аренды с ОАО "РЖД" в целях надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по перевозке пассажиров на территории Республики Дагестан.
В рамках указанных договоров оказываются услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава.
Включение расходов по аренде транспортных средств в состав экономически обоснованных затрат, принимаемых при расчете тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, прямо предусмотрено методикой, которая являясь нормативно-правовым актом, подлежит обязательному применению и исполнению на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из экспертного заключения РСТ Республики Дагестан по перерасчету экономически обоснованного тарифа, ОАО "СКППК" не подписало договор с Правительством Республики Дагестан об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Дагестан на 2014 год, где перевозки по большей части маршрутов были отменены и возобновлены только 15.05.2015.
Одновременно "СКППК" в адрес Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан был представлен договор с ОАО "РЖД" N 64 от 17.04.2015, согласно которому рост ставок аренды на 2015 год также превышает размер инфляции 2015/2014.
С учетом вышеуказанного, эксперты произвели перерасчет ставок аренды на 2015 год, взяв за основу ставки, учтенные в тарифе 2013 года, индексировав с применением индексов цен производителей промышленной продукции, без продукции топливно-энергетического комплекса, 2014/2013 и 2015/2014 в соответствии со Сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации.
В связи с изложенным, ставка была принята регулирующим органом за основу в соответствии с положениями договора с ОАО "РЖД" от 17.04.2015 N 64, в связи с исключением из состава работ по управлению и эксплуатации операций по внутренней уборке вагонов.
Согласно п. 16 Методики, в случае, если субъект регулирования в течение периода регулирования понес экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования, в том числе затраты, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемую в течение периода регулирования, эти затраты (включая затраты, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, которые учитываются по ставке процента, определенной соглашением сторон по долговым обязательствам, но не более ставки, установленной в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации) учитываю период регулирования.
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства от 05.08.2009 N 643, органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.
Принимая во внимание, учитывая, что на момент принятия решения об установлении экономически обоснованного тарифа отсутствовала согласованная между ОАО "СКППК" и Республикой Дагестан информация о фактических расходах, доходах и объемных показателях работы (пассажирообороте) ОАО "СКППК" за 2015 год, заявляемые ОАО "СКППК" требования необоснованны, в связи с чем спорное решение ФАС России законно и обоснованно.
Совокупности обстоятельств, установленных ст. 201 АПК РФ судом не установлено, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании решения антимонопольного органа.
Доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с оценкой судов имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.06.2016 по делу N А40-106677/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106677/2016
Истец: ОАО Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания
Ответчик: ФАС России
Третье лицо: Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан