Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
28 апреля 2016 г. |
Дело N А40-2267/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Чеботаревой И.А., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Хохловым Э.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 февраля 2016 года по делу N А40-2267/2016 (33-18)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области
к ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Сорокин Д.В. по дов. от 06.10.2015 N 833/10Д; |
УСТАНОВИЛ:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области (далее - Управление Роскомнадзора по Тульской области) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит привлечь ФГУП "Почта России" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за выявленные нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией, на основании протокола N 785 от 18.12.2015 г об административном правонарушении.
Решением суда от 08 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены, ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30.000 руб. В обоснование данного решения суд указал на наличие в действиях ответчика состава вмененного административного правонарушения. Суд также пришел к выводу о соблюдении установленных сроков и процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которое просит решение суда первой инстанции отменить ввиду нарушения порядка привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, освободить от административной ответственности.
Представители заявителя в судебное заседание не явились. Располагая доказательствами надлежащего извещения заявителя о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, 17 декабря 2015 года в 10-20 в результате анализа обращения Потоцкого А.Д. от 25.11.2015 о замедлении пересылки посылки N 66402092000719 из ОПС Иркутск 664020 в ОПС Тула 300040 Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610 КПП 772401001, генеральный директор Страшнов Дмитрий Евгеньевич; юридический адрес: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37, тел./факс (495) 96569950/9569951), владельца лицензии на предоставление услуг почтовой связи N 108074 от 11.04.2013 было обнаружено нарушение обязательных требований действующего законодательства в сфере связи допущенное юридическим лицом ФГУП "Почта России" при пересылке посылки N 66402092000719. отправленного 13.11.2015 из ОПС Иркутск 664020, расположенному по адресу: 664020, г. Иркутск, ул. Сибирских Партизан, д. 22, в ОПС Тула 300040, расположенное по адресу: 300040 г. Тула, ул. Ложевая, д. 147.
Согласно нормативам контрольный срок пересылки посылок, установленный приказом ФГУП "Почта России" от 05.06.2007 N 229-п из г. Иркутск в г. Тулу составляет 11 дней. Прибыла посылка N 66402092000719 в место вручения ОПС Тула 3000040 27.11.2015.
Таким образом, срок пересылки посылки N 66402092000719 составил 14 дней, замедление пересылки составило 3 дня, что является нарушением требований п. 2 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 179-ФЗ "О почтовой связи" и п. 46 "а" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 в соответствии п. 3 ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176- ФЗ "О почтовой связи".
Согласно п. 46 Правил, операторы почтовой связи обязаны:
а)пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;
б)обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность области почтовой связи, и условиями договора;
г) оказывать в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке содействие уполномоченным государственным органа осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
д) соблюдать тайну связи.
При оказании услуги почтовой связи допущено нарушение п.5 "Лицензионных требований" лицензии N 108074 от 11.04.2013 на предоставление услуг почтовой связи. Указанное нарушение подпадает под действие части 3 статьи 14.1 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 г. N195-ФЗ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)).
Указанное нарушение допущено 24.11.2015 по адресу: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37 Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610 КПП 772401001, генеральный директор Страшнов Дмитрий Евгеньевич; юридический адрес: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37.
По факту правонарушения ведущим специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) в сфере (ОК(Н)СС) Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Тульской области Муратовой Еленой Александровной в присутствии начальника отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Тульской области Улитова Андрея Витальевича составлен протокол об административном правонарушении N 785 от 18.12.2015 в отношении деяния ФГУП "Почта России", подпадающего под действие ч. З ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Генеральному директору ФГУП "Почта России" Страшному Дмитрию Евгеньевичу 17.12.2015 г. N HP 3835-01/71 была направлена телеграмма с телеграфным уведомлением о вручении о необходимости прибытия его как законного представителя ФГУП "Почта России" или иного уполномоченного лица 18.12.2015 г. в Управление по адресу: г. Тула, ул. Смидович, д. 1-А, для составления протокола об административном правонарушении и предоставления объяснений.
Представителю юридического лица ФГУП "Почта России" действующего по доверенности от 04.12.2015 N 66.1.3-07/189, выданной в порядке передоверия, Беланову Борису Анатольевичу права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ разъяснены.
В своих объяснениях Беланов Б.А. признал факт правонарушения.
ФГУП "Почта России" не обеспечило соблюдение (исполнение) соответствующих правил, норм нормативов и лицензионных условий в соответствии с п. 5 лицензионных требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) N 108074 от 11.04.2013, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 14.11.2002, N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
Административное правонарушение допущено ФГУП "Почта России" (юридический адрес: Варшавское шоссе, д. 37 Москва, 131000 ИНН 7724261610 ОГРН1037724007276).
На основании изложенного, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Пунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 418, Минкомсвязи России наделено полномочиями по принятию правил оказания услуг почтовой связи.
Суд первой инстанции, привлекая ФГУП "Почта России" к административной ответственности, правомерно исходил из наличия в действиях ответчика события и состава вмененного правонарушения.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора обязательным.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Согласно ст. 16 Федерального закона о почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, предусмотрено, что к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила), операторы почтовой связи обязаны: пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора; оказывать в установленных законодательством случаях и порядке содействие правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий; бесплатно удостоверять доверенности граждан на получение их представителями адресованных им почтовых отправлений и почтовых переводов; соблюдать тайну связи.
ФГУП "Почта России" нарушены п.5 лицензионных требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) N 108074 от 11.04.2013, выданной Роскомнадзором, согласно которым лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи от 31.07.2014 N 234 (далее -Правил).
Как следует из положений п. 34 Правил, почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя).
При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
С адресата (его уполномоченного представителя), а в случае возврата - с отправителя может взиматься плата за хранение регистрируемого почтового отправления в течение срока, составляющего более одного рабочего дня после вручения вторичного извещения с приглашением на объект почтовой связи для получения почтового отправления (не считая дня вручения). Размер платы за хранение определяется в соответствии с тарифами, устанавливаемыми операторами почтовой связи.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФГУП "Почта России" нарушило требования п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, распоряжения ФГУП "Почта России" от 30.10.2008 N 61-р, т.е. условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), за что ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Факт допущенных ответчиком нарушений лицензионных требований апелляционный суд полагает установленным, в связи с чем указанные действия ФГУП "Почта России" образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении ФГУП "Почта России" составлен полномочным должностным лицом и в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Правонарушение, совершенное ФГУП "Почта России", фактически посягает на права потребителей. Поэтому срок давности привлечения к административной ответственности по вменяемому правонарушению в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня его совершения. Данный вывод соответствует правовой позиции выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 ноября 2010 г. N 6971/10.-
Само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного ст.4.5 КоАП РФ, что подтверждено правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 09.12.2003 N10964/03. Кроме того, сроки, установленные ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ, пресекательными не являются.
Безосновательным является довод заявителя на нарушение ответчиком положений Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Упомянутый Федеральный закон не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях.
Доказательствами же по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным органом доказано наличие состава вменяемого заявителю правонарушения.
Что касается порядка привлечения общества к административной ответственности, то нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N10, судами не установлено.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Руководствуясь ч.41 ст.206, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08 февраля 2016 года по делу N А40-2267/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2267/2016
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области
Ответчик: ФГУП "Почта России"