город Ростов-на-Дону |
|
30 мая 2017 г. |
дело N А32-40450/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
от общества: представительнее явился, извещен;
от Новороссийской таможни: представители Походина Е.Б. по доверенности от 22.05.2017, удостоверение, Долгих А.А. по доверенности от 24.05.2017 удостоверение;
от ЮОТ: представитель Журавлева Л.О. по доверенности от 19.01.2017, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофрут",
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.03.2017 по делу N А32-40450/2016,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофрут",
к Новороссийской таможне, Южной оперативной таможне,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении по ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ, о признании незаконным решения от 14.10.2016,
принятое судьей Меньшиковой О.И.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофрут" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) и Южной оперативной таможне (далее - ЮОТ) о признании незаконным и отмене постановления от 22.07.2016 года N 10317000-710/2016 по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, о признании незаконным и отмене решения от 14.10.2016 N 10314000/107ю/68Б.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2017 в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована отсутствием в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Таможни и ЮОТ представили отзыв на апелляционную жалобу, в котором просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без его участия.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей таможни и ЮОТ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.12.2015 между обществом (покупатель), и компанией "NAHDET MISR CO. FOR AGRO INDUSTRIES S.A,E. (EX. ESSA TRADE)", Египет (продавец), заключен контракт N 21 -NS-2015 купли-продажи товаров, ассортимент и количество которого оговаривается в дополнительных соглашениях на каждую поставку.
24.03.2016 в порт Новороссийск прибыл теплоход "MONA LISA", на борту которого в том числе находился контейнер N MNBU9001850 с товаром, мандарины в количестве 3 000 грузовых мест весом брутто 19 500 кг.
24.03.2016 в целях помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления специалистом по таможенному оформлению ООО "Агрофрут" Ждановой Е.Ю. в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского Юго-Восточного таможенного поста Новороссийской таможни подана в электронном виде декларация на товар (далее - ДТ) N 10317110/240316/0005727, в которой ООО "Агрофрут" заявлены "мандарины свежие сорт MURCOTT, урожай 2016, класс 1, размер 30-50. Упакованы в 3 000 картонных коробок на 20 поддонах, изготовитель: "NAHDET MISR CO. FOR AGRO INDUSTRIES)), Египет, товарный знак: "NAHDET", весом нетто 18 000 кг. Классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС -0805 20 900 0, заявленная таможенная стоимость товара - 811 690,80 рублей.
В целях подтверждения установленных законодательством запретов и ограничений по товару N 1, задекларированному по ДТ N 10317110/240316/0005727, обществом была представлена декларация о соответствии от 13.02.2016 N ТС N RU Д-ЕG.ПО55.В.05279, в соответствии с которой продукция, мандарины свежие, изготовитель: "NAHDET MISR CO. FOR AGRO INDUSTRIES", Египет. Код ТН ВЭД ТС: 0805 20 900 0, серийный выпуск по контракту от 28.12.2015 N 21-NS-2015, соответствует требованиям ТР ТС 021/2011; ТР ТС 022/2011. Декларация о соответствии от 13.02.2016 N ТС N RU Д-ЕG.ПО55.В.05279 принята на основании протокола испытаний от 13.02.2016 N 1/781/2016, выданного Испытательной лабораторией центр Новороссийского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Федеральный Центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки".
30.03.2016 по результатам таможенного досмотра (АТД N 10317110/300316/001222) установлено, что на упаковке части товара N 1 (300 картонных коробок), задекларированного по ДТ N10317110/240316/0005727, имеется маркировка: "NAHDET MISR ORANGES/PRODUCT OF EGYPT", однако отсутствует информация о товаре, выполненная на русском языке, то есть отсутствует маркировка, соответствующая требованиям ТР ТС 022/2011.
Таможня пришла к выводу о том, что запреты и ограничения по спорной части товара, мандарины свежие, задекларированного по ДТ N 10317110/240316/0005727, в количестве 300 картонных коробок, маркировка которой не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, не соблюдены.
30.03.2016 на основании п. 2 ст. 201 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) в связи с несоблюдением обществом требований пп. 1 п. 1 ст. 195 ТК ТС (не представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений) таможней в выпуске товара N 1, заявленного в ДТ N 10317110/240316/0005727, было отказано.
На данном основании таможней сделан вывод о том, что представленная обществом при декларировании товара по ДТ N 10317110/240316/0005727 декларация о соответствии от 13.02.2016 N ТС N RU Д-EG.ПО55.В.05279 не распространяет свое действие на часть заявленного товара, и, следовательно, является по отношению к нему недействительным документом.
По факту представления при подаче ДТ N 10317110/240316/0005727 недействительной декларации о соответствии от 13.02.2016 N ТС N RU Д EG.ПО55.В.05279, в отношении общества 12.05.2016 было возбуждено дело об административном правонарушении N 10317000-710/2016 по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника таможни Онипко В.Е. 22.07.2016 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10317000-710/2016, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Общество, не согласившись с вышеуказанным постановлением, в порядке ведомственного контроля обжаловало его в Южную оперативную таможню.
Решением и.о. заместителя начальника Южной оперативной таможни Горбуновым С.В. от 14.10.2016 г. N 10314000/107ю/68Б постановление Новороссийской таможни оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Согласно части 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление явление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Примечанием к ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрено, что для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, является порядок таможенного декларирования товара, в отношении которого применяются ограничения и запреты, установленные международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в заявлении при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представлении недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
К административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ подлежит привлечению лицо, осуществляющее деятельность, связанную с незаконным ввозом товаров в Российскую Федерацию, вступающее в правоотношения с таможенными органами. Таким лицом является либо декларант, либо его таможенный представитель (специализированная организация, с которой предпринимателем заключен договор для таможенного оформления товара) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 N 1572-О).
При этом, правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считается оконченным с момента заявления декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, если такие сведения могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 N 15АП-16291/2015 по делу N А32-12257/2015.
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" разъяснено, что в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 Кодекса предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные, сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
Если действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в части 1 и части 2 статьи 16.3 Кодекса, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 Кодекса (абзац 5 пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ТС и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза. При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено ТК ТС и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС), международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (п. 1 статьи 152 ТК ТС).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 210 ТК ТС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии со статьей 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (часть 1 статьи 181 ТК ТС).
Статьей 190 ТК ТС определено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно пункту 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о наименовании товара и его описание (подпункт 5), сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8), сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса (подпункт 11).
Пунктом 1 статьи 183 ТК ТС установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено данным Кодексом. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункт 1 статьи 183 ТК ТС).
Статьей 195 ТК ТС установлены условия, при соблюдении которых таможенными органами осуществляется выпуск товаров. Одним из таких условий является представление лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
В соответствии со статьей 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с пп. "а" п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее -Положение), к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая, в том числе, включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза установлены обязательные требования.
Пищевая продукция включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.
Товар, мандарины свежие, является пищевой продукцией и на данный товар распространяется действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" N ТР ТС 021/2011, и технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" N ТР ТС 022/2011.
Согласно ст. 4 ТР ТС 021/2011 под пищевой продукцией следует понимать продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
Статьей 5 ТР ТС 021/2011 установлено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (ст. 39 ТР ТС 021/2011).
Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки техническому регламенту Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (ст. 3 ТР ТС 022/2011).
В соответствии со ст. 23 ТР ТС 021/2011 декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением: непереработанной пищевой продукции животного происхождения; специализированной пищевой продукции; уксуса. Декларирование соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения (п. 1 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011):
- наименование пищевой продукции;
- состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- количество пищевой продукции;
- дату изготовления пищевой продукции;
- срок годности пищевой продукции;
- условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
- наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя -изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера;
- рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
- показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений ч. 4.9 настоящей статьи;
- сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Предусмотренная п. 1 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011 и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(-ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(-ах) государства(-в) - члена(-ов) Таможенного союза (п. 2 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011).
Информацию о наименовании места нахождения изготовителя пищевой продукции, поставляемой из третьих стран, допускается указывать буквами латинского алфавита и арабскими цифрами или на государственном(-ых) языке(-ах) страны по месту нахождения изготовителя пищевой продукции при условии указания наименования страны на русском языке (п. 3 ч. 4.8 ст. 4 ТР ТС 022/2011).
Общие требования к маркировке пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку, установлены п. 1 ч. 4.2 ст. 4 ТР ТС 022/2011.
В соответствии с п. 1 ч. 4.2 ст. 4 технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011 маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения:
- наименование пищевой продукции;
- количество пищевой продукции;
- дату изготовления пищевой продукции;
- срок годности пищевой продукции;
- условия хранения пищевой продукции;
- сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии);
- наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя -изготовителя пищевой продукции.
В случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011.
Согласно ДТ N 10317110/240316/0005727 ввезенный товар, мандарины свежие, заявлен обществом под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и в соответствии с требованиями действующего таможенного законодательства на Обществе лежала обязанность по предоставлению в таможенный орган документов, удостоверяющих соответствие товара требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011.
Товар был предъявлен таможенному органу и задекларирован по ДТ N 10317110/240316/0005727. Вместе с указанной ДТ таможенному органу представлена декларация о соответствии от 13.02.2016 N ТС N RU Д Е&ПО55.В.05279.
Между тем, из материалов дела следует, что на части товара N 1, находящегося в 300 картонных коробках, задекларированного по ДТ N 10317110/240316/0005727, отсутствует маркировка, соответствующая требованиям ТР ТС 022/2011.
Судом первой ин станции на основании просмотренных фотоматериалов дела и CD-диск с актом досмотра, установлено, что к внутренней стороне контейнера прикреплен лист с неразборчивым текстом.
Таким образом, часть товара N 1, задекларированного по ДТ N 10317110/240316/0005727, находящегося в 300 картонных коробках, к декларации о соответствии от 13.02.2016 N ТС N RU Д EG.ПО55.В.05279 не относится, поскольку его маркировка не соответствует требованиям ТР ТС 022/2011.
Декларация о соответствии от 13.02.2016 N ТС N RU Д^.ПО55.В.05279 действует только в отношении товаров, указанных в декларации о соответствии и маркировка которого соответствует требованиям ТР ТС 022/2011. Следовательно, названный документ относится к другим товарам, маркировка которых соответствует требованиям Технического регламента, вследствие чего не подтверждает соблюдение установленного ограничения в отношении декларируемого товара и поэтому декларация о соответствии от 13.02.2016 N ТС N RU Д-ЕG.ПО55.В.05279 является недействительным документов в отношении части товара N 1, задекларированного по ДТ N 10317110/240316/0005727, на транспортной упаковке которого отсутствуют маркировка, содержащая информацию на русском языке о наименовании, количестве, дате изготовления, сроке годности, наименовании и месте нахождения изготовителя.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, обязательным элементом состава административного правонарушения является вина, наличие которой в действиях (бездействии) физического или юридического лица подлежит доказыванию наряду с другими элементами состава административного правонарушения.
Исходя из данной нормы закона, вина юридического лица определяется через три основные составляющие:
- наличие обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить;
- наличие объективной возможности исполнить данную обязанность, которая заключается в отсутствии объективных препятствий, то есть обстоятельств, не зависящих от воли лица;
- неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
Таким образом, понятие "вины юридического лица" имеет самостоятельную правовую конструкцию. Формы вины в виде умысла и неосторожности не применимы к данному субъекту ответственности, поскольку связаны с интеллектуально-волевым признаком, который присущ исключительно физическому лицу и не может существовать у юридического лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П юридическое лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения, если в ходе производства по делу будет доказано, что нарушение не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры. То есть юридическое лицо посредством всех своих представителей должно предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность, в то время, когда у юридического лица имелась возможность принятия таких мер.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. При этом права лица, корреспондирующиеся с его обязанностями в каждом правоотношении, как раз и определяют указанную степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом.
В соответствии со статьей 187 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем.
Вина ООО "Агрофрут" выражается в том, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований и норм таможенного законодательства, но им не были предприняты все необходимые для этого меры.
Предусмотренное ст. 187 ТК ТС право до подачи декларации на товары осматривать товар является правом субъекта внешнеэкономической деятельности. Корреспондируя с обязанностью представлять в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, указанная норма предоставляет возможность лицу именно минимизировать или вообще исключить риск наступления ответственности. Воспользоваться либо не воспользоваться данной возможностью является исключительным правом декларанта. В любом случае наличие такого права не исключает обязанность лица представлять таможенному органу достоверные документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что общество перед декларированием товара, имея возможность воспользоваться правами, предоставленными ст. 187 ТК ТС (в частности правом осматривать товар, находящийся под таможенным контролем), не предприняло достаточных мер, направленных на проверку наличия и достоверности нанесенной на упаковку (картонную коробку) товара маркировки и ее соответствия требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011.
При этом проведение такой операции, как предварительный осмотр товара, в данном случае не выходило за рамки разумной достаточности, не требовало значительных материальных и временных затрат.
Общество могло установить наличие непосредственно на картонных коробках с товаром маркировки, соотнести ее с требованиями ТР ТС 022/2011 и декларацией о соответствии. Установив несоответствие маркировки требованиям ТР ТС 022/2011, Общество могло обратиться в таможенный орган с заявлением на проведение действий, связанных с обеспечением нанесения маркировки, соответствующей требованиям ТР ТС 022/2011, предоставить новую декларацию о соответствии.
Непринятие Обществом указанных мер повлекло представление в таможенный орган недействительного документа - декларации о соответствии от 13.02.2016 N ТС N RU Д Е&ПО55.В.05279, не подтверждающей соблюдение Обществом установленных ограничений в отношении части декларируемого товара.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в частности, ДТ N 10317110/240316/0005727, декларацией о соответствии от 13.02.2016 N ТС N RU Д^.ПО55.В.05279, актом таможенного досмотра N 10317110/300316/001222, заключением ОТО и ЭК Новороссийской таможни, постановлением от 22.07.2016 г. N 10317000-710/2016, иными материалами дела об административном правонарушении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции верно отклонил доводы общества о том, что таможенный орган не уполномочен проводить оценку соответствия товара требованиям технического регламента, а также о том, что действие технических регламентов Таможенного союза не распространяется на ввозимые товары до момента их реализации на территории Российской Федерации, в силу следующего.
В соответствии с п. 2 предисловия к ТР ТС 022/2011 технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 1 ТР ТС 022/2011 настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки.
Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (ст. 3 ТР ТС 022/2011).
Таким образом, исходя из анализа данных норм в их совокупности, под ограничением на ввоз пищевой продукции на таможенную территорию ЕАЭС в данном случае понимается требование соответствия ввозимой продукции установленным техническими регламентами критериям качества и безопасности. При ввозе такой продукции и подаче декларации на товар с целью его выпуска в свободное обращение декларант обязан подтвердить таможенному органу соответствие продукции требованиям технических регламентов. В противном случае, пищевая продукция, не соответствующая установленным критериям качества и безопасности, не может быть разрешена к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.
В соответствии с п. 1 ст. 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными правом Евразийского экономического союза (п. 2 ст. 111 ТК ТС).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) таможенные органы обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, а также содействуют осуществлению мер по защите жизни и здоровья человека и интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.
Пунктом 4 статьи 161 Федерального закона N 311-ФЗ определено, что в целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В порядке взаимодействия из территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю письмом от 28.11.2013 N 34-06/7001 и Управления Роспотребнадзора по Ростовской области письмом от 07.04.2013 N 03 63/4657 получены разъяснения о запрете ввоза пищевой продукции на территорию ЕАЭС в случае несоответствия ее маркировки требованиям ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 022/2011. При этом разъяснено, что действие сертификата соответствия и декларации о соответствии не распространяется на эту пищевую продукцию.
Судом также верно отклонен довод общества о неприменении таможенным органом пп. "б", "в" ст. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, поскольку пищевая продукция, в данном случае мандарины свежие, включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526, и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза установлены обязательные требования.
В соответствии со ст. 3 ТР ТС 021/2011 данный технический регламент распространяет свое действие на пищевую продукцию.
Не соответствует фактическим обстоятельствам дела довод общества о том, что на ввозимый товар не распространяется действие ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 022/2011, поскольку коробки не являются потребительской упаковкой.
Общие требования к маркировке пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку, установлены п. 1 ч. 4.2 ст. 4 ТР ТС 022/2011.
В случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011.
Предусмотренная п. 1 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011 и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза (п. 2 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011).
Данные выводы согласуются со сложившейся судебной практикой, в частности: постановлениями Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по делу N А32-25809/2015, от 18.11.2015 по делу N А32-25808/2015, от 13.09.2016 по делу N А32 9710/2016.
Таким образом, общество правомерно привлечено таможней к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Основания для отмены оспариваемого решния ЮОТ также не установлено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении таможенным органом не допущено, что по существу заявителем не оспаривается.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности. Суд учитывает, что общество не признало вину в совершении вменяемого правонарушения.
В ходе нового рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции исследован вопрос о правильности определения размера подлежащего взысканию с общества штрафа.
Санкция части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Суд первой инстанции, проверив расчет суммы штрафа, произведенной таможней, признал его арифметически и методологически верным.
Апелляционный суд повторно проверив расчет суммы штрафа не нашел оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о законности назначенного таможней постановлением штрафа.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2017 по делу N А32-40450/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40450/2016
Истец: ООО "Агрофрут"
Ответчик: Новороссийская таможня, Южная оперативная таможня