г. Москва |
|
15 мая 2017 г. |
Дело N А41-88926/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Балкаровым А.З.,
при участии в заседании:
от Администрации города Бронницы Московской области: Осокин И.М., по доверенности от 29.07.2016;
от Управления Росреестра по Московской области: Новиков С.В., по доверенности от 15.11.2016.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2017 года по делу N А41-88926/16, принятое судьей Новиковой Е.М., по заявлению Администрации города Бронницы Московской области об обжаловании действий Управления Росреестра по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Бронницы Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области со следующим заявлением:
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 26.09.2016 N 23/007/2016-4534 об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования "городской округ Бронницы" Московской области на здание: многоквартирный дом, площадь: 868,2 кв.м., кадастровый номер: 50:62:0020215:28, по адресу: Московская область, г. Бронницы, ул. Советская, д. 110;
Признать незаконным решение Управление Росреестра по Московской области от 28.10.2016 N 50/023/009/2016-5393, 5392, 5394, 5395, 5396, 5397, 5398, 5399, 5401, 5400, 5404, 5402 об отказе в регистрации прекращения право собственности муниципального образования "городской округ Бронницы" Московской области на собственности на квартиры с кадастровыми номерами 50:62:0020215:290 50:62:0020215:289, 50:62:0020215:288, 50:62:0020215:287, 50:62:0020215:286, 50:62:0020215:285, 50:62:0020215:284, 50:62:0020215:283, 50:62:0020215:282, 50:62:0020215:281, 50:62:0020215:280, 50:62:0020215:279 в 2 80_5613320 здании: многоквартирный дом, площадь: 868,2 кв.м., кадастровый номер: 50:62:0020215:28, по адресу: Московская область, г. Бронницы, ул. Советская, д. 110;
Обязать Управление Росреестра по Московской области зарегистрировать право собственности муниципального образования "городской округ Бронницы" Московской области на собственности на здание: многоквартирный дом, площадь: 868,2 кв.м., кадастровый номер: 50:62:0020215:28, по адресу: Московская область, г. Бронницы, ул. Советская, д. 110, прекратив права собственности на расположенные в указанном доме квартиры.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2017 года по делу N А41-88926/16 требования Администрации города Бронницы Московской области удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление Росреестра по Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Администрации простив указанных доводов возражал.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию "городской округ Бронницы" Московской области принадлежат на праве собственности квартиры с КН 50:62:0020215:290, 50:62:0020215:289, 50:62:0020215:288, 50:62:0020215:287, 50:62:0020215:286, 50:62:0020215:285, 50:62:0020215:284, 50:62:0020215:283, 50:62:0020215:282, 50:62:0020215:281, 50:62:0020215:280, 50:62:0020215:279, в 12-квартирном здании: многоквартирный дом, площадь: 868,2 кв.м., кадастровый номер: 50:62:0020215:28, по адресу: Московская область, г. Бронницы, ул. Советская, д. 110.
Право собственности на квартиры зарегистрированы за муниципальным образованием в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРП.
Таким образом, указанный многоквартирный дом находится в муниципальной собственности.
В соответствии с техническим заключением межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда городского округа Бронницы от 25.03.2008, квартиры в многоквартирном доме признаны непригодными для проживания.
Как указывает заявитель, в связи с невозможностью эксплуатации многоквартирного дома для проживания граждан, проживающие в указанном доме граждане, были переселены в другие жилые помещения.
В настоящее время эксплуатация данного здания возможна лишь в целях, не связанных с проживанием.
15 августа 2016 года за N 23/007/2016-4534 Администрацией города Бронницы Московской области были представлены документы в Управление Росреестра по Московской области на государственную регистрацию права собственности на многоквартирный дом.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Управлением было принято решение о приостановлении государственной регистрации, оформленное уведомлением от 24 августа 2016 года.
26 сентября 2016 года Управлением было отказано Администрации в проведении государственной регистрации права собственности на многоквартирный дом.
Также Администрацией были представлены документы на государственную регистрацию заявления от 22.09.2016 за N N 50/023/009/2016-5393, 5392, 5394, 5395, 5396, 5397, 5398, 5399, 5401, 5400, 5404, 5402 о прекращении права собственности на расположенные в Многоквартирном доме квартиры.
В регистрации прекращения права на квартиры по указанным заявлениям также было отказано, что подтверждается сообщением об отказе от 28.10.2016.
Не согласившись с отказом регистрирующего органа, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых действий требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу статьи 4 Закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для ее проведения документов.
Основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав, содержатся в статьях 17, 18 указанного Закона.
Так, в силу пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьями 9 и 13 Закона о государственной регистрации, осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
Из абзаца первого пункта 1 статьи 20 названного Закона следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с данным Федеральным законом.
Материалами дела подтверждается, что Администрация города Бронницы Московской области, как единственный собственник помещений в здании по адресу: московская область, г. Бронницы, ул. Советская, д. 110, имеет намерение зарегистрировать право собственности на многоквартирный дом в целом, как единый объект.
В своей апелляционной жалобе Управление указывает, что дом в целом не является объектом гражданских прав, а государственной регистрации подлежат лишь жилые и нежилые помещения, входящие в состав многоквартирного дома, а также принадлежащее собственникам квартир на праве долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем третьим п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", если собственником всех помещений в здании становится одно лицо, оно вправе, обратившись с заявлением к органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, избрать правовой режим здания как единого объекта, в этом случае с момента внесения в реестр соответствующей записи возникает право собственности указанного лица на здание и прекращается его право собственности на отдельные помещения.
Поскольку материалами дела подтверждается, что фактическим собственником всех помещений в многоквартирном доме является Администрация города Бронницы Московской области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности отказа в государственной регистрации прекращения права собственности на квартиры в нем, а также в государственной регистрации права собственности Администрации города Бронницы Московской области на многоквартирный дом в целом по приведенному Управлением Росреестра основанию.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2017 года по делу N А41-88926/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-88926/2016
Истец: Администрация города Бронницы Московской области
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МО
Третье лицо: Управление Росреестра по МО