Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Москва |
|
19 октября 2016 г. |
Дело N А40-150839/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.10.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Яковлевой Л.Г., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
помощником судьи Нурбаевой Д.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Маркет" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2016 по делу N А40-150839/16, принятое судьей Лапшиной В.В.
по заявлению Министерства промышленности энергетики и торговли Красноярского края
к ООО "Маркет"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО "Маркет" (далее - ответчик, Общество) на основании ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
Решением от 17.08.2016 арбитражный суд удовлетворил заявленные требования полностью и привлек общество к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение в связи с нарушением норм процессуального права и не соответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Министерства.
Дело рассмотрено без участия представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев дело на основании ст.ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, что в рамках осуществления государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", при непосредственном обнаружении, достаточных данных указывающих на наличие в действиях общества события административного правонарушения, выразившегося в обороте алкогольной продукции по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Лугавская, 24/1, лит Б, без маркировки (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, а также без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, должностным лицом министерства было возбуждено административное производство.
Как верно установлено судом первой инстанции, ООО "Маркет" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, на основании выданной лицензии серии 24 КРК N 00002793, регистрационный N 24РПА0002833 от 15.09.2015, сроком действия до 28.10.2017. Обособленный торговый объект указан в приложении N 4 к лицензии, порядковый N 123.
Согласно протоколу осмотра N А-09-137-2015/ю от 20.08.2015 в ходе осмотра торгового и подсобного (складского) помещений магазина "Индиго", было установлено, что общество осуществляло в указанном торговом объекте оборот (закупка, хранение и розничная продажа) алкогольной продукции водки. Хранение алкогольной продукции, в целях ее розничной продажи осуществлялось как в торговом зале магазина "Индиго", так и в подсобном (складском) помещении магазина.
Из протокола осмотра видно, что в витринах и на полках торгового зала магазина "Индиго" была размещена алкогольная продукция (пиво, вино, водка, коньяк и т.п.) на которой имеются ценники, на которых указано: наименование организации ООО "Маркет", наименование алкогольной продукции, объем потребительской тары, цена за единицу реализуемой алкогольной продукции, таким образом, алкогольная продукция была предложена ООО "Маркет" к продаже потребителю.
На момент проведения осмотра, при входе в магазин ООО "Маркет" и в торговом помещении магазина "Индиго" отсутствовала информация о том, что представленная в витринах и на полках алкогольная продукция продаже не подлежит, информация о принадлежности алкогольной продукции другому лицу также отсутствовала.
В ходе осмотра должностному лицу Министерства были представлены объяснения покупателя, из которых установлено, что покупатель 20.08.2015 в 15 часов 55 минут купил алкогольную продукцию наименования: водка "Первая слеза кедровая", по цене 185 рублей за 1 шт., емк. 0,5 л., в магазине "Индиго" по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Лугавская, 24/1, лит Б. Факт покупки подтверждается чеком ККТ N 8866 ООО "Маркет" от 20.08.2015, ИНН 2455032169 (время по чеку ККТ 17:18 не соответствовало фактическому) и копией чека N 182 от 20.08.2015, выданных продавцом по факту продажи.
Из объяснений Араповой А.П. следует, что закупку, доставку, хранение и розничную продажу алкогольной продукции в торговом помещении магазина "Индиго" по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Лугавская, 24/1, лит. Б, осуществляет ООО "Маркет", которое является собственником (владельцем) алкогольной продукции, размещенной в витринах и на полках торгового зала, а также в подсобном (складском) помещении магазина. Иных доводов и сведений в ходе осмотра представителями ООО "Маркет" не представлено.
При проведении осмотра 20.08.2015 в торговом и подсобном (складском) помещениях магазина "Индиго" по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Лугавская, 24/1, лит Б, была обнаружена алкогольная продукция (водка), маркированная федеральными специальными марками (далее - ФСМ), подлинность которых вызывает сомнение (визуально определяемыми признаками подделки размытость микротекста, размытость границ отражающей полосы) в общем количестве 183 бутылки.
В ходе проведения осмотра сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота на выявленную нелегальную алкогольную продукцию (водку) Обществом не представлены.
В ходе административного расследования по делу N А-09-137-2015/ю, должностным лицом министерства в адрес ООО "Маркет" был направлен запрос от 20.08.2015 о предоставлении сопроводительных документов: (товарно- транспортной накладной, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции (водки), изъятой в магазине "Индиго".
Должностным лицом Министерства вынесено определение от 20.08.2015 о направлении изъятых 6 бутылок (образцов) алкогольной продукции, маркированной ФСМ подлинность которых вызывает сомнение в Экспертно-криминалистический центр ГУ МВД России по Красноярскому краю для проведения экспертизы федеральных специальных марок.
На оставшуюся алкогольную продукцию наименованием водка "Золотой велес Моя деревня студеная", в количестве 177 бутылок, собственником которой является ООО "Маркет", должностным лицом Министерства был наложен арест, согласно протоколу ареста товаров и иных вещей 20.08.2015 N А-09-137-2015/ю.
В целях обеспечения сохранности и недопущения возврата в нелегальный оборот алкогольная продукция передана из магазина "Индиго" на хранение в Министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края.
В соответствии с заключением эксперта от 24.08.2015 N 6611, представленные на экспертизу федеральные специальные марки, которыми маркированы 6 бутылок алкогольной продукции (водки) изъятой у ООО "Маркет", не имеют обязательных элементов защиты, бумага исследуемых ФСМ не содержит специальных защитных волокон "Зона", изображения ФСМ не являются продукцией ФГУП "Гознак".
По результатам проведенного административного расследования выявлен незаконный оборот алкогольной продукции (приобретение в целях сбыта, хранение и розничная продажа) осуществляемый ООО "Маркет" без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность алкогольной продукции (водки), с нарушением лицензионных требований установленных статей 10.2, 12, 16 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ). Таким образом, ООО "Маркет" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
По результатам проведения указанных мероприятий в отношении ООО "Маркет" 29.09.2015 составлен протокол об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) - влечет наложение административного штрафа с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных, справок, прилагаемых к товарно- транспортным накладным). Документы на алкогольную продукцию и в частности ТТН и разделы "А" и "Б" справок к ТТН должны соответствовать требованиям, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию".
Алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, считается алкогольной продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.95 N 171- ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная 6 продажа, на которые распространяется действие Федерального закона.
Статьей 16 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Федерального закона.
ООО "Маркет", являясь участником правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции, не могло не знать об установленном законодательством Российской Федерации запрете оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность алкоголя, о запрете оборота алкогольной продукции без маркировки или нанесения, предусмотренной законодательством РФ, обязано было соблюдать требования ст. 10.2, ст. 12, ст. 16 Федерального закона N 171- ФЗ и ограничениях, предусмотренные ст. 26 Федерального закона.
В соответствии с п.1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" юридические лица, должностные лица нарушающие требования указанного закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные выше противоправные действия ООО "Маркет" по незаконному обороту (закупке, хранению и розничной продаже) алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных федеральным законом, образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, верно установил факт отсутствия сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота указанной выше алкогольной продукции, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 29.09.2015 и иными материалами.
Кроме того, по факту выявленного оборота алкогольной продукции (водки), маркированной федеральными специальными марками с признаками поддельности, в отношении ООО "Маркет" был составлен протокол N А-09-137-2015/ю от 29.09.2015 по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ.
Материалы и протокол об административном правонарушении направлены на рассмотрение в Центральный районный суд г. Красноярска.
Судом принято постановление от 25.01.2016 о привлечении ООО "Маркет" к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 200 000 руб., с конфискацией предметов административного правонарушения, которое вступило в законную силу 07.04.2016.
Довод жалобы о том, что данное дело согласно положениям п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ подлежало рассмотрению в суде общей юрисдикции отклоняется как противоречащий разъяснениям, указанным в подпункте "д" пункта 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Исходя из изложенных обстоятельств, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2016 по делу N А40-150839/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-150839/2016
Истец: Министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края
Ответчик: ООО Маркет