г. Самара |
|
26 июля 2017 г. |
Дело N А55-3302/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары - Макарова Е.В., доверенность от 02.05.2017 г.,
от ОАО "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго-филиала ОАО "РЖД" - Маштакова М.В., доверенность от 02.11.2016 г.,
от Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Самара - Салихов А.Ж., доверенность от 16.09.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.05.2017 по делу N А55-3302/2017 (судья Мехедова В.В.)
по заявлению ОАО "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению-структурного подразделения Трансэнерго-филиала ОАО "РЖД",
к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары,
с участием третьего лица - ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара,
о признании незаконным решение,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению-структурного подразделения Трансэнерго-филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары от 22.11.2016 N 57 о привлечении ОАО "Российский железные дороги" в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" (плательщика страховых взносов) к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.05.2017 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 02.05.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв ОАО "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго-филиала ОАО "РЖД" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 02.05.2017 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В материалы дела поступил отзыв ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Самарской области от 02.05.2017 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представители Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары и ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара доводы жалобы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению-структурного подразделения Трансэнерго-филиала ОАО "РЖД" напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Куйбышевская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго - филиал ОАО "РЖД" (далее ОАО "РЖД", Истец) в силу положений Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ), Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах социального страхования в Российской Федерации" является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Самары (далее УПФ, Ответчик), в отношении ОАО "РЖД", была проведена выездная проверка с целью контроля исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, впоследствии был оформлен акт выездной проверки от 17.10.2016 N 65.
На основании указанного акта УПФ, а так же материалов проверки, в отношении ОАО "РЖД", было принято решение от 22.11.2016 N 57 "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" (далее Решение УПФ РФ), согласно которому, установлено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а так же занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в общей сумме 216 142 руб. 80 коп., в том числе в 2014 - 77 702 руб. 80 коп., в 2015 - 138 440 руб. 00 коп.
Данным решением общество привлечено к ответственности в виде начисления штрафа в размере 11 714,94 руб.; начисления пени в размере 10 986,18 руб. Обществу также предложено уплатить недоимку в сумме 58 574,70 руб.
Не согласившись с принятым фондом по результатам проверки ненормативным правовым актом, заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения от 22.11.2016 N 57.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из содержания оспариваемого ненормативного правового акта, по данным проверки база для начисления страховых взносов в 2014 году по тарифу 01 составила - 48 073 939 руб. 72 коп., по отчетным данным - 47 996 236 руб. 92 коп.
По данным проверки база данных по начислению страховых взносов в 2015 году по тарифу 01 составила - 51 400 453 руб. 16 коп., по отчетным данным - 51 262 013 руб. 16 коп.
То есть, в нарушение ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 2012-ФЗ ОАО "РЖД", по мнению фонда, в состав облагаемой базы не включены суммы: оплаты стоимости санаторно-курортных путевок для работников в размере 97 000 руб. 00 коп.; частичной компенсации затрат на занятие физкультурой и спортом в размере 119 142 руб. 80 коп.
Копия вышеуказанного решения от 22.11.2016 N 57 "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" получено истцом 28.11.2016.
ОАО "РЖД" на основании оспариваемого решения оплатило сумму в размере 81 589 руб. 21 коп., в том числе 47 551 руб. 42 коп. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за 2014, 2015 года, 11 023 руб. 28 коп. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 2014, 2015 года, а так же 11 298 руб. 57 коп. - пени и 11 715 руб. 94 коп. штрафа, однако считает, что оно вынесено с нарушением действующего законодательства и должно быть признано недействительным.
Из представленного ПФР в материалы дела отзыва на заявление следует, что нормами законодательства о страховых взносах предусмотрено, что выплаты, производимые организацией в пользу работников в соответствии с коллективным договором, в том числе выплаты, не являющиеся стимулирующими и не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения ими работы (материальная помощь, единовременная выплата работникам, уходящим на пенсию, компенсация стоимости путевок, адресная социальная помощь, оплата стоимости лечения и медикаментов, выплата среднего заработка работникам-донорам, оплата за время прохождения военных сборов и подготовки к ним, допризывной подготовки), облагаются страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, суммы выплат в пользу работников, в том числе стоимость санаторно-курортных путевок и частичная компенсация затрат на занятия физкультурой и спортом, на основании статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ подлежит обложению страховыми взносами в общем порядке как выплаты в рамках трудовых отношений.
В нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" в состав облагаемой базы не включены следующие суммы: 1) оплаты стоимости санаторно-курортных путевок для работников в размере 97 000 руб.; 2) частичной компенсации затрат на занятия физкультурой и спортом в размере 119 142,80 руб.
В соответствии ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды являются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Статья 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ предусматривает, что базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, является сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в ст. 9 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). К мерам стимулирующего характера ст. 191 ТК РФ относит предусмотренные в данной статье меры поощрения работодателем работников за добросовестное исполнение ими трудовых обязанностей - благодарность, премии, ценные подарки и т.п.
К компенсациям ст. 164 ТК РФ относит денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Из ст. 132 ТК РФ следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Таким образом, в облагаемую базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование подлежат включению все выплаты, обусловленные выполнением работником своей трудовой функции, то есть плата за труд в любой ее форме (непосредственная оплата труда), а также выплаты компенсационного либо стимулирующего характера.
Постановлением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (далее ВАС РФ) от 14.05.2014 N 17744/12 признано, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. ст. 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты по оплате стоимости санаторно-курортных путевок, а так же компенсации затрат на занятие физкультурой и спортом для работников ОАО "РЖД", предусмотрены коллективным договором открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на 2014 - 2016 годы.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, от трудового вклада работников, а так же которые не исчислялись исходя из окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Из чего следует, что такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды. Аналогичная правовая позиция отражена в определении ВАС РФ от 29.07.2014 N ВАС-9218/14 по делу N А14-2025/2013; определении ВАС РФ от 30.06.2014 N ВАС-7763/14 по делу N А56-29412/2013.
При этом, суд первой инстанции правомерно согласился с доводом заявителя о несостоятельности ссылки ПФ РФ в решении на Письмо Минтруда России от 09.11.2015 N 17-3/В-538 поскольку данный документ не может быть основанием для начислении недоимки, штрафа, так как, носит информационный характер и не является нормативно-правовым актом.
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02.05.2017 года по делу N А55-3302/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3302/2017
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению-структурного подразделения Трансэнерго-филиала "РЖД"
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары