Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2017 г. N Ф08-10428/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
12 октября 2016 г. |
Дело N А63-1843/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самариной К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственному бюджетному учреждению санаторий "Кавказ" Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2016 по делу N А63-1843/2016 по иску государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь, ОГРН 1022601934630, к Федеральному государственному бюджетному учреждению санаторий "Кавказ" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Кисловодск, ОГРН 1022601317826, (ныне Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, ОГРН 1027700102858) о взыскании 378 080 руб. 21 коп. задолженности за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами (судья Мисникова О.А.), при участии в судебном заседании: от Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации - Тарасова Д.А., доверенность от 08.06.2016; от государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - истец) обратилось с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению санаторий "Кавказ" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Кисловодск (ныне Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва) (далее - ответчик) о взыскании 378 080 руб. 21 коп. задолженности за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами по договору N 413 от 31.12.013 за период с 04.06.14 по 20.08.14.
Решением от 19.07.2016 суд взыскал с ответчика в пользу истца 378 080 руб. 21 коп. задолженности и 10 561 руб. 60 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправомерное применение заниженных нормативов, а также на наличие актов сверки взаимных расчетов.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения и ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Ходатайство удовлетворено судом.
В судебном заседании представитель ответчика просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя ответичка и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 31.12.2013 между ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в лице Кисловодского "Водоканала" и Федеральным государственным бюджетным учреждением санаторий "Кавказ" Министерства здравоохранения Российской Федерации был заключен договор N 413 холодного водоснабжения и водоотведения (с приложениями к нему) со сроком действия с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года (пункты 61, 62 договора).
В соответствии с пунктом 1 договора истец взял обязательства подавать ответчику через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду на объект ответчика (г. Кисловодск, ул. Ярошенко,11) и осуществлять приём сточных вод ответчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а ответчик обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором.
В соответствии с подпунктом "т" пункта 14 договора, ответчик взял на себя обязательства соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод.
Сведения о нормативах допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 8 к договору.
В силу пункта 33 договора контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения осуществляет организация ВКХ либо по её поручению транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента.
При этом организация ВКХ вправе взимать с ответчика плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объёму и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пункта 11 договора).
Судом установлено, что 04.06.2014 истцом проводилась проверка качества отводимых абонентом стоков, и осуществлялся отбор проб сточных вод с составлением комиссионного акта контрольного отбора N 1966, подписанных должным представителем ответчика без возражений.
В ходе проверки было установлено превышение установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, регламентированных Постановлением администрации города-курорта Кисловодска N 1593 от 15.12.10 (качественного состава сбрасываемых стоков) по пяти компонентам, что было отражено в журнале результатов проведенных исследований состава и свойств сточных вод и 16 июня 2014 года в адрес ответчика было направлено предписание N 20-09/1355.
По результатам проведенной проверки в соответствии с "Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края, в том числе за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ", утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 21 апреля 2010 года N 126-п, были произведены расчеты платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Согласно подпункту "е" пункта 14 договора абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
На основании данных расчетов в адрес ответчика были направлены счета на оплату: N 14/193 от 18.07.14 на 69 131 руб. 62 коп., счет N 14/259 от 25.08.14 на 165 262 руб. 35 коп., счет N 14/295 от 19.09.14 на 143 686 руб.24 коп.
Учитывая то, что выставленный на оплату счет ответчик не оплатил, претензионные требования N 14-02-08/2632 от 16.12.15 остались без ответа и удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд Ставропольского края с настоящим иском.
Истец (предприятие ВКХ) и ответчик (абонент) заключили между собой договор холодного водоснабжения и водоотведения N 413 от 31.12.13 (со сроком действия с 01.01.2014 на три года), согласно которого предприятие ВКХ обеспечивает абонента питьевой водой и принимает сточные воды, а абонент, в свою очередь, обязуется своевременно производить оплату за полученную воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества, не допускать превышения допустимых нормативов сбросов вредных веществ в системы канализации.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
В пункте 88 Правил N 167 определено, что абонент (заказчик) обязан, в частности, обеспечивать выполнение условий договора и требований данных правил; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 этих Правил; своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, сбросы загрязняющих веществ.
В пункте 65 Правил N 167 определено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
При этом расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 70 Правил N 167).
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). При отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств (пункты 65 - 68 Правил N 167).
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", далее - Постановление N 1310).
Сведения о нормативах допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 8 к договору.
В силу пункта 33 договора контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения осуществляет организация ВКХ либо по её поручению транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента.
При этом истец вправе взимать с ответчика плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объёму и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пункт 11 договора).
Из материалов дела следует, что 04.06.2014 представителями истца в рамках проверочных мероприятий осуществлялся отбор проб сточных вод, отводимых в канализацию по адресу: г. Кисловодск, ул. Ярошенко, 11 в контрольном колодце абонента (схема-приложение к договору) с составлением акта контрольного отбора N 1966, подписанного уполномоченным представителем ответчика - Гронг Ф.С. без возражений.
Апелляционная коллегия, соглашается с судом первой инстанции, что действия представителей предприятия ВКХ соответствуют порядку отбора проб, установленному договором. Представитель абонента не заявил возражений или замечаний ни при отборе проб, ни при их консервации. Возражения не были заявлены вплоть до подачи искового заявления.
Анализ проб сточных вод абонента, отобранных представителями истца, проведен в лаборатории филиала ГУП СК Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации", имеющей аккредитацию до 28.10.16. По результатам анализа отобранных проб лаборатория предприятия ВКХ установила наличие в пробах сточных вод ответчика повышенного содержания загрязняющих веществ по пяти компонентам.
Анализ отобранных проб сточных вод, показал, что их качество не соответствует нормативу допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод установленных для ответчика в приложении N 8 к договору NN 413 от 31.12.13.
Сумма платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ по расчету истца за период за период с 04.06.14 по 20.08.14 составила 378 080 руб. 21 коп.
Таким образом истец, установив нарушение ответчиком договорных обязательств по соблюдению нормативов водоотведения, а также требований указанных правовых актов, правомерно произвел начисление платы за сброс загрязняющих веществ в соответствии с установленным порядком.
Довод ответчика об истечении срока действия договора ввиду заключения нового неправомерен, так как договорные обязательства продолжают действовать до их исполнения.
Ссылка на акты сверки расчетов судом не принимается ввиду того, что указанные акты отражают только исполнение обязательств по договору в части оплаты холодного водоснабжения и водоотведения.
Возражения, касающиеся неправомерного применения нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ опровергаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.02.15 по делу N А63-7406/2014, которым признано приложение к постановлению администрации города-курорта Кисловодска N 1593 от 15.12.10 соответствующим постановлению Правительства РФ от 29.07.13 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральному закону N 416-ФЗ от 07.12.11 "О водоснабжении и водоотведении", постановлению Правительства РФ N1 67 от 12.02.1999 года "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
Также неправомерна ссылка ответчика на пункт 3 Постановления Правительства Ставропольского края от 21.04.2010 N 126-п "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края", поскольку данный пункт в указанной ответчиком редакции начал действовать с 17 сентября 2014 года, а задолженность предприятием заявлена до 20 августа 2014 года.
Ответчик не представил в дело доказательств, свидетельствующих об отсутствии превышения содержания концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых санаторием. Также не представлены доказательства, свидетельствующие о действии в спорный период иного порядка взимания платы за сброс загрязняющих веществ в систему канализации, а также иных тарифов, применяемых при расчетах с организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отнесены на ответчика.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2016 по делу N А63-1843/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1843/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2017 г. N Ф08-10428/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ФГБУ "РНЦ МРиК" Минздрава России, ФГБУ "РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КУРОРТОЛОГИИ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ САНАТОРИЙ "КАВКАЗ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ