г. Москва |
|
23 декабря 2016 г. |
Дело N А40-71284/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Жубоевым Д.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МАРГАРИТА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2016 по делу N А40-71284/16, принятое судьей Буниной О.П. (60-613)
по иску ООО "МАРГАРИТА"
к ДГИ г. Москвы
о взыскании.
при участии:
от истца: |
Прокудин А.А. по дов. от 30.03.2016; |
от ответчика: |
Салаватова К.Х. по дов. N 33-Д-715/15 от 07.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МАРГАРИТА" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ДГИ, Департамент, ответчик) о признании незаконным решения, оформленного уведомлением от 27.11.2015, об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 28.10.2016 в удовлетворении требования отказано.
С решением суда первой инстанции ответчик не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, льготная ставка арендной платы должна быть сохранена Обществу, так как его договор аренды являлся действующим.
В судебном заседании представитель заявителя полностью поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика с решением суда согласен, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом городского имущества г. Москвы и ООО "МАРГАРИТА" был заключен договор аренды от 29.07.2005 N 01-00605/05 (далее - Договор) на нежилые помещения площадью 105,50 кв.м по адресу: г. Москва, Новинский бульвар, дом 7, со сроком действия до 28.02.2010 г. (т.1 л.д.19).
Согласно п.6.1 договора размер арендной платы определяется расчетом размера годовой арендной платы, являющимся неотъемлемой частью договора.
Дополнительным соглашением к договору от 03.03.2010 срок действия договора продлен до 01.07.2015.
Дополнительным соглашением от 02.03.2015 к договору срок действия договора продлен до 01.03.2025, сторонами установлена ставка арендной платы в размере 34 840 руб. за кв. м в год, изменена площадь арендуемого имущества, а также изменены условия договора, установленные в п.2.2. п.2.3, и в разделах с 3 по 10 изменены.
В п.3 Дополнительного соглашения от 02.03.2015 указано, что ставка арендной платы за пользование объектом нежилого фонда установлена по результатам проведенной оценки.
Уведомлением от 27.11.2015 N 33-А-202612/15-(0)-0, направленным в адрес общества Департамент с ссылкой на Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП сообщил о применении для ООО "МАРГАРИТА" ставки арендной платы за 2015 год в размере 34840 руб./кв.м и об установлении ставки арендной платы на 2016 год в размере 38324 руб./кв.м по Договору аренды недвижимого имущества - нежилого помещения общей площадью 105,5 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Новинский б-р, д.7.
ООО "Маргарита", не согласившись с решением Департамента от 27.11.2015, обжаловало его в Арбитражный суд г. Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно пп. 1.1 п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.1.2.2012 "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" N 800-ПП (далее - Постановление N800-ПП) с 1 января 2014 года субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год.
В случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
С силу п. 2.1 Постановления N 800-ПП ставка арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
В п. 2.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (утверждено постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, далее - Положение о Комиссии) также предусмотрено, что решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия).
В пп.5.1, 5.1.2.1, 5.3 Положения о Комиссии установлен порядок обращения с заявлением и представлением документов в обоснование заявления.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424- ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" применение льготной ставки арендной платы с 01.01.2014 осуществляется только на основании решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Так как ООО "Маргарита" доказательств обращения в Комиссию в порядке, установленном п.п. 5.1.-5.3 Положения о Комиссии, за предоставлением имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за 2015 г., не представило, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Обществу.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как они основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 указанного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" установлено, что субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество по основаниям, указанным в пунктах 1-16 указанной статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 17. 1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
В силу части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2015 года разрешалось заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством.
При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды, возможно, было на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Положения части 4 статьи 53 Закона о конкуренции распространялись на случаи заключения с указанными в данной норме субъектами малого и среднего предпринимательства на новый срок договоров аренды и субаренды, заключенным с ними до 01 июля 2008 года.
Между тем, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" часть 4 статьи 53 Федерального закона N 135-ФЗ признана утратившей силу с 1 июля 2013 года.
Таким образом, с указанной даты утратила силу предусмотренная законодательством льгота для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 4.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", введенного постановлением Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13, для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора о сроке и арендной плате с соблюдением положений части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Из материалов дела следует, что дополнительное соглашение к договору N 01-00605/05 от 29.07.2005 было заключено сторонами 02.03.2015, в соответствии с которым, стороны продлили срок действия договора до 01.03.2025 г., внесли изменения в части изменения арендуемой площади (с 26.01.2015 стало помещения площадью 116,8 кв.м., (1 этаж, помещ.I, ком. 1-3, помещ.II ком. 1-4), п. 3 дополнительного соглашения стороны установили, что с 02.03.2015 по результатам проведенной оценки, рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонда без учета НДС, без учета эксплуатационных расходов и коммунальных платежей, платы за пользование земельным участком за 1 кв.м. объекта составляет 34.840 руб.
В разделе 4 договора, стороны предусмотрели, что арендодатель вправе ежегодно производить изменение арендной платы в соответствии с распорядительными документами Правительства Москвы, а также вправе ежегодно проводить корректировку арендной платы в соответствии с величиной коэффициента инфляции, утверждаемого ежегодно, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ и города Москвы.
Арендодатель сообщает арендатору об изменении величины арендной платы путем направления соответствующего уведомления с указанием размера и срока платежа. Согласно условиям дополнительного соглашения о продлении срока действия по Договору с 02.03.2015 установлена рыночная ставка арендной платы 34 840 руб. за 1 кв. м в год в соответствии с результатами проведенной оценки (отчет от 28.01.2015 N Д-Ц0004/15).
Ставка арендной платы на 2016 год рассчитана с учетом применения коэффициента-дефлятора в размере 1,1, установленного п.3 Постановления Правительства Москвы N 809-ПП, и составляет 34 840 * 1.1 = 38 324,00 руб.
Общество, подписывая указанное соглашение, не могло не знать об условиях, содержащихся в п. 3 указанного дополнительного соглашения и устанавливающих новый размер арендной платы за используемое помещение.
Каких-либо разногласий по условиям указанного Дополнительного соглашения в адрес Департамента не поступало. Соглашение подписано и зарегистрировано в установленном законом порядке. Размер арендной платы определен на основе рыночной оценки.
На основании заключенного с ДГИ Москвы государственного контракта ЗАО "Международный Бизнес Центр: консультации, инвестиции, оценка" представлен отчет от 28.01.2015 N Д-Ц0004/15 права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонда торгового назначения общей площадью 116,8 кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, Новинский бульв., д. 7 (т.2 л.д.27-80). Правильность оценки и расчета заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, оспариваемое Обществом уведомление соответствует условиями заключенного сторонами договора, в редакции данного дополнительного соглашения, и оснований считать его неправомерным у суда первой инстанции не имелось.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.10.2016 по делу N А40-71284/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-71284/2016
Истец: ООО МАРГАРИТА
Ответчик: ДГИ г.Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы