г. Тула |
|
27 октября 2016 г. |
Дело N А09-8469/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.07.2016 по делу N А09-8469/2016 (судья Терешин А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ритком" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Военному комиссариату Брянской области (далее - ответчик) о взыскании 470 950 руб. долга по договорам на выполнение работ по изготовлению и установке надгробного памятника льготной категории граждан от 15.08.2015 N 1662, от 31.07.2015 N 1818, от 12.03.2016 N 1978, от 21.07.2015 N 1781, от 22.12.2015 N 1910, от 25.07.2015 N 1799, от 31.07.2015 N 1829, от 24.09.2015 N 1852, от 25.09.2015 N 1863, от 21.10.2015 N 1880, от 21.10.2015 N 1878, от 21.10.2015 N 1887, от 21.10.2015 N 1889, от 25.09.2015 N 1862, от 25.09.2015 N 1861, от 25.09.2015 N 1866, от 28.08.2015 N 1794, от 12.02.2016 N 1948, от 04.02.2016 N 1925, от 04.02.2016 N 1924.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Тараканова Вера Петровна, Сиваева Любовь Афанасьевна, Чарочкина Марина Викторона, Клецин Игорь Васильевич, Корнеева Раиса Петровна, Федосеева Елена Алексеевна, Лысенко Сергей Владимирович, Баранова Елена Васильевна, Малькевич Ирина Николаевна, Люборец Надежда Павловна, Зебзеев Валерий Алексеевич, Чернякова Алла Николаевна, Бабецкая Ольга Романовна, Головнева Любовь Петровна, Воронова Тамара Николаевна, Раздомахина Ирина Ивановна, Головко Валерий Васильевич, Лысенко Раиса Васильевна, Провоторова Ирина Анатольевна, Агеева Елена Петровна.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что ООО "Ритком" в рамках гражданско-правовых обязательств, возникших из договоров на выполнение работ по изготовлению и установке надгробных памятников льготной категории лиц, заключенных с третьими лицами, были выполнены работы по изготовлению и установке надгробных памятников на месте захоронения бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - малолетние узники) Пономаревой Антонине Дмитриевне, Сиваевой Марии Даниловне, Чарочкину Виктору Васильевичу, Клециной Надежде Егоровне, Корнеева Анатолия Семеновича, Федосеевой Клавдии Николаевне, Лысенко Владимиру Петровичу, Кузнецовой Марии Филипповне, Малькевич Тамаре Леонтьевне, Люборец Антонине Григорьевне, Соболевой Нине Михайловне, Черненко Марии Ефимовне, Свистковой Нине Петровне, Ермачковой Марии Ивановне, Медведевой Екатерине Сергеевне, Моисеенковой Евдокии Михайловне, Чуприк Ивану Павловичу, Гавриленко Татьяне Корнеевне, Астаховой Нине Сергеевне, Ивановой Марии Андреевне на сумму 470 950 руб.
Ссылаясь на то, что выполненные работы Военным комиссариатом Брянской области не оплачены, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (далее - Указ N 1235) предоставление проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп; остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма - анналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Этим же указом установлено, что определение порядка выдачи удостоверений о праве на эти льготы и подготовка разъяснений по применению Указа возложены на Министерство социальной защиты населения Российской Федерации совместно с заинтересованными центральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны; остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данная норма закона не содержит каких-либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма.
В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей); для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба; погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ).
Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ положения статьи 11 Закона N 8-ФЗ дополнены частью 5, устанавливающей, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников; расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609 (далее - Положение N 1609), одной из задач военных комиссариатов является организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещения расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидам и участникам войны, предусмотренное статьей 24 Закона N 5-ФЗ, пунктом 5 статьи 11 Закона N 8-ФЗ, по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.
Данный правовой подход изложен в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 03.04.2015 по делу N А09-5048/2014, Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.05.2014 и определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 по делу N А09-8076/2013.
При таких обстоятельствах истец вправе претендовать на выплату ему суммы, израсходованной на организацию похорон указанным лицам за счет средств федерального бюджета.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правила статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагают на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений. Ответчик при наличии у него возражений по существу исковых требований обязан представить доказательства, подтверждающие обоснованность своих возражений.
Довод заявителя в жалобе о том, что договоры на оказание ритуальных услуг с истцом им не заключались, а возмещение понесенных расходов на погребение носит социальный характер и не связано с осуществлением предпринимательской деятельности отклоняется апелляционным судом.
В силу пункта 38 Положения N 1609 одной из задач военных комиссариатов является возмещение расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников лицам, взявшим на себя обязанности по увековечению памяти погибших (умерших) в порядке и размерах, предусмотренных законодательством российской Федерации.
В данном случае предметом рассматриваемого спора является компенсация истцу расходов на оказание ритуальных услуг, которые были понесены обществом в ходе осуществления им предпринимательской деятельности.
Также не может быть принят во внимание судом довод жалобы о том, что правом на обращение в комиссариат за возмещением расходов на погребение обладают только родственники умерших.
Статьей 5 Закона N 8-ФЗ установлено, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
Согласно статье 6 Закона N 8-ФЗ в случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
В данном случае истец, взявший на себя обязанность по оказанию услуг по погребению погибшего (умершего), а также изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить уполномоченным лицам расходы на погребение, изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим лицам перечисленных категорий.
Закон N 5-ФЗ и Закон N 8-ФЗ не связывают право на возмещение расходов на погребение погибшего (умершего) по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по погребению погибшего (умершего), увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату услуг по захоронению (ритуальных услуг), памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2009 N 5622/09.
В рассматриваемом случае ООО "Ритком", взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших) малолетних узников, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и является заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Из вышеназванных положений закона вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов возместить уполномоченным лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам ВОВ и другим лицам перечисленных категорий.
При этом нормы Закона о ветеранах и Закона о погребении не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке надгробных памятников с обязательным наличием у обратившихся за возмещением таких расходов лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку надгробного памятника.
Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) малолетних узников не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату надгробных памятников и в какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
Указанные льготы распространяются на несовершеннолетних узников фашизма, поскольку норма, изложенная в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, не содержит каких-либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма.
Таким образом, возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидам и участникам войны, предусмотренное статьей 24 Закона о ветеранах, пунктом 5 статьи 11 Закона о погребении, по своему содержанию, является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.
Данная правовая позиция также отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 мая 2015 года N 307-ЭС15-4929.
В соответствии с пунктом 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 N 5 (далее - Порядок) порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются:
а) на военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;
б) на погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы 20 и более лет;
в) на ветеранов военной службы;
г) на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы;
д) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 35 Порядка установлено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 36 Порядка, в случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
Согласно положениям пункта 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы:
заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов;
документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);
свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния;
справка о месте захоронения погибшего (умершего);
удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;
фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Факт оказания истцом по заданию заказчиков услуг по изготовлению надгробных памятников по увековечиванию памяти малолетних узников, являвшихся родственниками заказчиков, выполнению граверных работ, установке изготовленных надгробных памятников на месте погребения, подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспорен.
Согласно расчету истца задолженность ответчика за выполнение работы по изготовлению и установке надгробных памятников льготной категории лиц составила 470 950 руб.
Из представленных документов усматривается, что согласно квитанции N 002342 Федосеевой Елене Алексеевне (в отношении умершей Федосеевой Клавдии Николаевны) были выполнены работы на сумму 25 584 руб., в то время как истцом заявлено ко взысканию 23 749 руб.
Проанализировав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства (заявления граждан, договоры, квитанции, акты приема-сдачи выполненных работ, справки о месте захоронения, свидетельства о смерти, прейскурант цен, фотографии мест захоронений с изготовленными надгробиями), учитывая, что увеличение исковых требований является исключительным правом истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом подтверждены расходы на изготовление и установку надгробных памятников умершим. в связи с этим правомерно удовлетворил требования истца о взыскании 470 950 руб.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь частью 4 статьи 229, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 27.07.2016 по делу N А09-8469/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
О.Г. Тучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8469/2016
Истец: ООО "Ритком"
Ответчик: Военный комиссариат Брянской области
Третье лицо: Агеева Елена Петровна, Бабецкая Ольга Романовна, Баранова Елена Васильевна, Воронова Тамара Николаевна, Головко Валерий Васильевич, Головнева Любовь Петровна, Зебзеев Валерий Алексеевич, Клецин Игорь Васильевич, Корнеева Раиса Петровна, Лысенко Раиса Васильевна, Лысенко Сергей Владимирович, Люборец Надежда Павловна, Малькевич Ирина Николаевна, Министерство обороны Российской Федерации, Провоторова Ирина Анатольевна, Раздомахина Ирина Ивановна, Сиваева Любовь Афанасьевна, Тараканова Вера Петровна, Федосеева Елена Алексеевна, Чарочкина Марина Викторовна, Чернякова Алла Николаевна
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5534/16