Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2017 г. N Ф07-301/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А56-28185/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Сомовой Е.А., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Ахромова А.В. по доверенности от 11.01.2016 N 01-16;
от ответчика (должника): Гунгер К.Г. по доверенности от 23.09.2016 N 01-04-2747/16-0-0;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21700/2016) ОАО "Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2016 по делу N А56-28185/2016 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс"
к Государственной административно-технической инспекции
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
открытое акционерное общество "Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс" (ОГРН 1027809203311, место нахождения: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Московская, д. 2; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Государственной административно-технической инспекции (ОГРН 1027809192575, место нахождения: 191014, г. Санкт-Петербург, пр. Литейный, д. 36 лит. А; далее - Инспекция, ГАТИ, административный орган) от 13.04.2016 N 1118 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), в виде штрафа в размере 300 000 руб..
Решением суда от 07.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, фактическим производителем работ являлся Субподрядчик - ООО "Геопромстрой", который и является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Инспекции возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.03.2016 специалистом ГАТИ, в присутствии двух понятых, зафиксированы административные правонарушения по адресу: Санкт-Петербурга, ул. Кораблестроителей, уч.1 (северо-восточнее д. 35, лит. В по ул.Кораблестроителей), выразившиеся в производстве земляных работ по бурению скважин без ордера ГАТИ, а также в отсутствии ограждения зоны производства работ, отсутствии информационного щита, не обеспечении безопасного прохода пешеходов.
04.03.2016, в соответствии со статьей 27.8. КоАП РФ, в присутствии двух понятых и защитника организации по доверенности N 3/3 от 03.03.2016 Лебедева М.О. специалистом ГАТИ проведен осмотр территории по вышеуказанному адресу; по факту правонарушений были составлены протоколы об административных правонарушениях от 04.03.2016 N 32057 (по пункту 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N 273-70) и N 32058 (по пункту 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N 273-70), копии протоколов были вручены защитнику организации Лебедеву М.О.
Определением от 07.04.2016 дела были объединены в одно производство.
По результатам рассмотрения дела заместитель начальника ГАТИ вынес постановление N 1118 от 13.04.2016 о назначении Заявителю административного наказания по пунктам 1 и 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 в виде штрафа в размере 300 000 рублей. Копия постановления получена защитником организации Лебедевым М.О. в день рассмотрения дела.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило указанное постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события и состава вменяемых Обществу административных правонарушений, процессуальных нарушений в ходе привлечения к административной ответственности не установил, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, без ордера, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за нарушение утвержденных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, за исключением правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, что для юридических лиц влечет наложение административного штрафа - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4 утверждены Правила производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга (далее - Правила).
Согласно пунктам 6.1, 4.1, 4.2, 4.8 Правил производство земляных работ на инженерных коммуникациях, при инженерных изысканиях, установке геодезических знаков без ордера ГАТИ запрещено, в противном случае данные работы будут являться самовольными.
В силу пункта 1.4 Правил "ордер" - это документ, дающий право на производство работ, выдаваемый ГАТИ; производитель работ - это юридическое или физическое лицо, которое выполняет работы или организовывает производство работ путем привлечения субподрядчиков (генеральный подрядчик).
Согласно Правилам производитель работ (генеральный подрядчик) обязан выполнить или обеспечить выполнение (при производстве работ силами субподрядчиков) следующих требований.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил при выполнении работ производитель работ обязан установить на месте работ информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его подрядчиков (в случае наличия договоров субподряда), сроков начала и окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств (в случае такого ограничения или прекращения), фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за производство работ, номеров их рабочих телефонов.
Согласно пункту 3.2.6 Правил производитель работ обязан оградить зону работ ограждением, обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность объектов, входящих в зону производства работ, установить технические средства организации дорожного движения в соответствии с согласованной схемой организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 16.8 Правил производитель работ обязан постоянно следить за сохранностью, рабочим состоянием и надлежащим видом технических средств организации дорожного движения, указанных в схеме организации дорожного движения, а также временным ограждением зоны производства работ.
Производство земляных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, без ордера ГАТИ влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, а нарушение иных правил производства указанных работ - предусмотренную пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на выполнение требований Правил, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вмененных правонарушениях применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" не является надлежащим субъектом правонарушения, поскольку работы производились Субподрядчиком - ООО "Геопромстрой", получил надлежащую оценку суда первой инстанции и правомерно отклонен как несостоятельный.
В соответствии с условиями государственного контракта N ПМ-19/2015 от 27.11.2015 Общество является подрядчиком, принявшим на себя обязательства по производству работ по проведению горно-экологического мониторинга, следовательно несет обязанности по соблюдению требований Правил при производстве работ.
Нарушив вышеперечисленные нормы, Общество совершило правонарушения, предусмотренные пунктами 1 и 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
То обстоятельство, что работы непосредственно выполняются субподрядчиком, не отменяет обязанность ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" выполнять установленные Правилами требования к производителю работ. Право привлечь к выполнению работ субподрядчиков предусмотрено гражданским законодательством. В силу статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации привлечение субподрядчиков к выполнению работ не снимает с подрядчика, который в таких случаях именуется генеральным подрядчиком, обязанностей по отношению к заказчику, вытекающих из договора подряда и не прекращает действие договора подряда, заключенного между заказчиком и генеральным подрядчиком. Таким образом, организация при заключении договоров субподряда продолжает являться лицом, выполняющим работы.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим субъектом административной ответственности за указанные нарушения является ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс".
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вмененных административных правонарушений.
Нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ по данной категории дел, не установлено.
При вынесении оспариваемого постановления ГАТИ учтены смягчающие ответственность обстоятельства (работы завершены), отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ не установлено. Наказание правомерно назначено в пределах санкции соответствующей нормы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей подлежит возврату Обществу, поскольку подача апелляционной жалобы по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 июля 2016 года по делу N А56-28185/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс" (ОГРН 1027809203311) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей по платежному поручению от 12.07.2016 N 1534.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28185/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2017 г. N Ф07-301/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс"