Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2017 г. N Ф07-13070/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
02 ноября 2016 г. |
Дело N А26-4712/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Рычаговой О.А.
судей Медведевой И.Г., Тойвонена И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Новожиловой Е.Г.
при участии:
участвующие в деле лица представителей в судебное заседание не направили, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-22859/2016, 13АП-22861/2016) МУП Прионежского муниципального района "Соцсфера" и Администрации Прионежского муниципального района на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.08.2016 по делу N А26-4712/2016 (судья Москалева Е.И.), принятое по заявлению МУП Прионежского муниципального района "Соцсфера" о признании МУП Прионежского муниципального района "Прионежский водоканал" несостоятельным (банкротом),
установил:
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.06.2016 по заявлению муниципального унитарного предприятия Прионежского муниципального района "Соцсфера" (далее - МУП "Соцсфера", заявитель) возбуждено производство по делу о банкротстве в отношении муниципального унитарного предприятия Прионежского муниципального района "Прионежский водоканал" (далее - МУП "Прионежский водоканал", должник).
Определением от 02.08.2016 суд отказал во введении в отношении должника процедуры наблюдения и прекратил производство по делу о банкротстве. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что МУП "Прионежский водоканал" является субъектом естественной монополии и рассмотрение заявления о признании указанного должника банкротом должно происходить с учетом положений параграфа 6 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
МУП "Соцсфера" и Администрация Прионежского муниципального района обратились с апелляционными жалобами на указанное определение, в которых просили его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований МУП "Соцсфера". По мнению подателей жалоб, деятельность должника не может быть признана деятельностью субъекта естественной монополии с учетом того, что на территории Прионежского муниципального района деятельность по водоснабжению и водоотведению осуществляют три организации, притом, что должник не включен в реестр субъектов естественных монополий соответствующими органами регулирования. Податели указывают, что судом первой инстанции не было надлежащим образом исследовано, осуществляет ли должник фактически деятельность в качестве субъекта естественной монополии на дату вынесения обжалуемого определения, притом, что должник не мог на законных основаниях использовать централизованные системы и системы коммунальной инфраструктуры в Прионежском районе, ввиду отсутствия арендных правоотношений между заявителем и должником по состоянию на июнь-август 2016 года. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Кроме того, суд незаконно возложил на заявителя бремя доказывания того, что должник не является субъектом естественной монополии.
МУП "Соцсфера" в апелляционной жалобе в порядке части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, которые судом первой инстанции не запрашивались.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от конкурсного управляющего МУП "Соцсфера" в апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу Администрации Прионежского муниципального района, в котором он поддерживает доводы жалобы, а также позицию бывшего руководителя МУП "Соцсфера".
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие их представителей.
Апелляционный суд в порядке статей 262, 268 части 2 АПК РФ приобщил к материалам дела дополнительные документы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность определения от 02.08.2016, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены судебного акта.
Согласно положениям статьи 223 АПК РФ и статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Параграфом 6 "Банкротство субъектов естественных монополий" главы IX Закона о банкротстве установлены специальные правила, регулирующие особенности банкротства субъектов естественных монополий, что связано с их особым положением среди участников имущественного оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Закона о банкротстве для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о монополиях) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о монополиях деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, исходя из норм Закона о монополиях, основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности должника является сбор, очистка и распределение воды, для ведения указанной деятельности должник арендовал у заявителя объекты систем водоснабжения и коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих централизованное водоснабжение в населенных пунктах Прионежского района. Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам N 226 от 09.12.2015 для МУП "Прионежский водоканал" установлены тарифы на питьевое водоснабжение до 31.12.2016, а также производственная программа по питьевому водоснабжению до конца 2016 года.
Статей 5 Закона о монополиях установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
К одному из методов регулирования естественных монополий применяемых соответствующими органами является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (статья 6 Закона о монополиях).
Таким образом, наличие установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении оказываемых организацией услуг тарифов является одним из признаков субъектов естественных монополий.
Учитывая, что должник ведет деятельность по водоснабжению с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры, ему установлен действующий тариф на услуги по водоснабжению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что должник является субъектом естественной монополии и рассмотрение заявления о признании указанного должника банкротом должно происходить с учетом положений параграфа 6 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Довод подателей жалоб о том, что должник не включен в реестр субъектов естественных монополий не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку факт невключения должника в указанный реестр безусловно не свидетельствует об отсутствии у него статуса субъекта естественной монополии, исходя из осуществляемой им деятельности.
Ссылка подателей жалоб на тот факт, что срок действия договора аренды объектов централизованных систем водоснабжения и систем коммунальной инфраструктуры между должником и заявителем на момент проверки обоснованности заявления истек и наличие признаков субъекта естественной монополии необходимо устанавливать на момент рассмотрения обоснованности заявления, основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению как необоснованные.
В соответствии с пунктом 3 статьи 197 Закона о банкротстве, дело о банкротстве может быть возбуждено судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве" При этом взыскателем должна быть исчерпана возможность удовлетворения своих требований путем обращения взыскания на имущество должника.
Согласно пунктам 1-3, пункту 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности:
в первую очередь - на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;
во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.
Как усматривается из заявления и приложенных к нему документов, в обоснования требования о признании должника банкротом заявитель ссылается на наличие у должника задолженности в размере 516 174,66 руб., взысканной решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.04.2016 по делу А26-1974/2016, таким образом, размер задолженности не соответствует условиям, изложенным в пункте 3 статьи 197 Закона о банкротстве в части размера кредиторской задолженности. Кроме того, заявителем не соблюдены требования в части представления доказательств об обращении взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Исполнительные листы и доказательства невозможности удовлетворения требований заявителя путем обращения взыскания на имущество должника, перечисленное в пунктах 1-3 статьи 94 Закона об исполнительном производстве заявителем не представлены
Таким образом, заявителем не исполнены требования, установленные пунктом 3 статьи 197 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Закона о банкротстве определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия заявлений других кредиторов о признании должника банкротом арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал МУП Прионежского муниципального района "Соцсфера" во введении наблюдения в отношении МУП Прионежского муниципального района "Прионежский водоканал" и прекратил производство по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта апелляционном судом не установлено, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.08.2016 по делу N А26-4712/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с МУП Прионежского муниципального района "Соцсфера" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Рычагова |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4712/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2017 г. N Ф07-13070/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: МУП Прионежского муниципального района "Прионежский водоканал"
Кредитор: МУП Прионежского муниципалоьного района "СОЦСФЕРА"
Третье лицо: Администрация Прионежского муниципального района, Ассоциация "Сибирская межрегиональная СРО арбитражныхуправляющих", МУП Временный управляющий "Соцсфера" Забелин Алексей Николаевич, Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Карелия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия