Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2017 г. N Ф07-3397/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
06 декабря 2016 г. |
Дело N А56-46399/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Желтянникова В.И.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.
при участии:
от заявителя: Степанов М.А. (доверенность от 01.12.2015)
от ответчика: Жильцов Н.В. (доверенность от 30.12.2015)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28313/2016) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2016 по делу N А56-46399/2016 (судья Васильева Н.В.), принятое
по заявлению ООО "ЮрСервис"
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на приобретение помещения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮрСервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) в реализации Обществом преимущественного права на приобретение недвижимого имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 233 лит. А, пом. 4Н, выраженного в уведомлении от 17.06.2016 N 65445-32/16; обязании Комитета выполнить действия по заключению с Обществом договора купли-продажи указанного нежилого помещения, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Решением от 09.09.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комитет, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, полагая, что отказ Комитета в предоставлении заявителю арендуемых помещений в порядке Закона N 159-ФЗ является правомерным, учитывая наличие у ответчика просрочки по оплате арендной платы на момент обращения с заявлением о выкупе. Податель жалобы указывает, что согласно справке о расчетах по договору аренды по состоянию на 19.05.2016 у Общества существовала задолженность в виде пени за просрочку перечисления арендной платы в размере 283 руб. 54 коп.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 20.08.2009 N А-002404 аренды помещения 4Н, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 233 лит. А, сроком действия до 19.08.2019.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 18.05.2016 о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения в соответствии с Законом N 159-ФЗ.
Письмом от 17.06.2016 N 65445-32/16 в реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений в собственность Обществу отказано в связи с тем, что на дату подачи заявления по договору аренды объекта имеется задолженность по неустойкам (пени, штрафы).
Полагая отказ Комитета незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно пункту 5 статьи 3 названного Закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого ими муниципального недвижимого имущества при соблюдении условий, перечисленных в ст. 3 названного Закона.
Согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением о выкупе) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что: арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2015 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч.4 статьи 4 Закона N 159-ФЗ, а в случае, предусмотренном ч.2 или частью 2.1 статьи 9 того же Закона, - на день подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьи 3 указанного Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 Закона N 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с названным Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (ч. 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
Из материалов дела и оспариваемого отказа следует, что причиной отказа Обществу в реализации преимущественного права на приобретение в собственность нежилого помещения является наличие задолженности по пеням в размере 283 руб. 54 коп., возникшей в связи с просрочкой внесения арендной платы за август 2014 года.
Пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена презумпция добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Комитет до обращения Общества с заявлением о реализации преимущественного права извещал Общество о наличии задолженности по арендной плате, по неустойкам (штрафам, пеням) по договору аренды нежилого помещения и предъявлял Обществу требования об их уплате.
Кроме того, согласно представленному Обществом в опровержение доводов апелляционной жалобы письму Комитета от 17.11.2016 и справке о расчетах задолженность по пеням на дату подачи заявления о выкупе спорного помещения отсутствует.
Согласно пункту 3.4 договора аренды арендатор перечисляет арендную плату не позднее 10 числа первого месяца оплачиваемого квартала. Предварительно письменно уведомив арендодателя, арендатор вправе, начиная со следующего платежного периода, перечислять арендную плату помесячно - за каждый месяц вперед, не позднее 10 числа оплачиваемого месяца, рассчитав ее в соответствии с пп. 3.2 договора
Комитетом не представлено доказательств поступления денежных средств, уплаченных Обществом по платежному поручению от 05.08.2014 N 516 в оплату арендной платы по договору за август 2014, с нарушением установленного договором срока.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что возражения Комитета относительно наличия у Общества задолженности по пеням представляют собой действия, имеющие целью исключительно воспрепятствование реализации Обществом преимущественного права на приобретение нежилых помещений в порядке, предусмотренном Законом N 159-ФЗ.
Таким образом, судом первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворены правомерно.
Доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, не нашедшие своего подтверждения в материалах дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2016 по делу N А56-46399/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46399/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2018 г. N Ф07-16049/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЮРСЕРВИС"
Ответчик: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16049/17
15.11.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27564/17
01.11.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11920/17
02.08.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12631/17
22.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3397/17
31.01.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33959/16
06.12.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28313/16
09.09.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-46399/16