Требование: о признании недействительным договора, о применении последствий недействительности договора аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
29 сентября 2016 г. |
Дело N А26-3605/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Колосовой Ж.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ткаченко Я.А.
при участии:
от истца: представитель Кудринский Е.Н. (по доверенности от 21.04.2016),
от ответчика: представитель не явился, уведомлен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20632/2016) Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2016 по делу N А26-3605/2016 (судья Борунов И.Н.), принятое по иску Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации
к Министерству сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, Карельская региональная общественная организация охотников и рыболовов
о признании недействительным соглашения и применений последствий недействительности ничтожной сделки,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1107746633521, ИНН: 7704761773; местонахождение: г. Москва, ул. Б. Пироговская, 21-1) (далее - ФГКУ "УЛХИП", Истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (ОГРН: 1041000031930; ИНН: 1001048092, местонахождение: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Сведлова, 8) (далее - Министерство) и к Карельской региональной общественной организации охотников и рыболовов (ОГРН: 1021000000560; ИНН: 1001021943; местонахождение: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Чайкиной, 8А-95) (далее - КРОООИР) о признании недействительным охотхозяйственного соглашения от 17.01.2012 N 008 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания Министерства письменно согласовать предоставление в аренду земельных и лесных участков в целях добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Решением арбитражного суда от 22.06.2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с названным решением, ФГКУ "УЛХИП" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило состоявшийся судебный акт отменить, иск удовлетворить, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, а также несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом участвующие в деле лица уведомлены.
Ответчики своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав мнение представителя Истца, апелляционный суд установил следующее.
17.01.2012 между КРОООИР (охотпользователем) и Министерством заключено охотхозяйственное соглашение N 008 (далее - Соглашение), по условиям которого КРОООИР предоставлено право на использование охотничьих ресурсов с предоставлением охотничьего угодья площадью 223,8 га в охотничьих хозяйствах, расположенных по адресам согласно п. 2.2 Соглашения.
В соответствии с картами охотничьих угодий, размещенными на официальном сайте субъекта Российской Федерации, и картографическими схемами ФГКУ "УЛХИП", земельный участок с лесным массивом, предоставленный в пользование КРОООИР, расположен в границах Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации в кварталах с 215 по 236 Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России.
Правообладателем земельного участка, в границах которого расположены переданные КРОООИР охотничьи угодья, является федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации.
Правом управления и контроля за использованием лесов и природных ресурсов на территории земель обороны обладает ФГКУ "УЛХИП".
Согласно пункту 19 Устава ФГКУ "УЛХИП" учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Ссылаясь на положения пункта 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий допускается с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, Истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями, указав на то, что Соглашение заключено без согласования с Министерством обороны Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.01.2010, исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
Согласно пункту 5.1. статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, введенному в действие Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, допускается включать земельные участки, указанные в пункте 5 настоящей статьи, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
В силу положений статьи 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (ред. от 14.03.2009) предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2).
Часть вторая статьи 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" утратила силу с 01.04.2010 в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Между тем, в силу положений статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица и индивидуальные предприниматели сохраняют право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом (часть 1); долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов продлению не подлежат (часть 2); такие юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с проявившими соответствующую инициативу юридическими лицами и; индивидуальными предпринимателями в течение трех месяцев даты их обращения в эти органы (часть 4).
Часть 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признана частично не соответствующей Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 17-П.
Между тем, в п. 5.3. постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 17-П в отношении охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к моменту провозглашения настоящего Постановления, указано, что они пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании части 1 статьи 27 данного Федерального закона сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат.
Как было установлено судом первой инстанции, КРОООИР осуществляет пользование животным миром (охота) на предоставленной территории, в том числе в границах Хвойного лесничества Минобороны России (квартала с 215 по 236 Онежского участкового лесничества), на основании полученной в установленном порядке долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 28.12.2001 серии XX N 0153.
Учитывая положения указанных выше правовых норм, а также фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в случае заключения охотхозяйственного соглашения юридическими лицами, допущенными к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", в качестве основания для заключения охотхозяйственного соглашения выступает действующая долгосрочная лицензия на право пользования животным миром, согласования охотхозяйственных соглашений с Министерством обороны Российской Федерации в этом случае не требуется, поскольку Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставил возможность продлить право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий в границах охотничьих угодий, предоставленных ранее по договору о предоставлении в пользование территории или акватории, путем заключения охотхозяйственного соглашения.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Ж.В. Колосова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3605/2016
Истец: ФГКУ "УЛХиП" Минобороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, Общественная организация Карельская региональная охотников и рыболовов
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N46 ПО Г.МОСКВЕ