г. Ростов-на-Дону |
|
29 декабря 2016 г. |
дело N А32-24851/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гордейко М.А.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представителя Мирошникова А.А. по доверенности от 15.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой-Юг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2016 по делу N А32-24851/2016
по иску Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ОГРН 1062308024371, ИНН 2308120713)
к обществу с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой-Юг" (ОГРН 1062315005015, ИНН 2315121073)
о взыскании суммы субсидии,
принятое судьей Карпенко Т.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой-Юг" (далее - ответчик, общество) о взыскании суммы субсидии в краевой бюджет в размере 283 537 рублей.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по предоставлению отчетной документации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2016 исковые требования удовлетворены.
Суд указал, что на момент рассмотрения спора ответчиком не представлено доказательств выполнения условий предоставления субсидии, срок предоставления которых наступил, или по возврату субсидии, следовательно, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Отклоняя довод ответчика о пропуске срока предоставления отчетности в связи с непреодолимыми обстоятельствами, суд указал, что в пункте 7.1. договора определены события, на которые стороны не могут оказывать влияния и за возникновение которых не несут ответственности. Изложенные в отзыве ответчика события, на которые он не мог повлиять, не относятся к форс-мажорным.
Кроме того, доказательств того, что ответчиком соблюдено условие об уведомлении другой стороны о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренное с пунктом 7.2. договора, ответчиком также не представлено.
Общество с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой-Юг" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что бухгалтерская отчетность была предоставлена с незначительным нарушением сроков по причине действия непреодолимой силы. Отчетность была направлена на неверный адрес электронной почты, который был указан в договоре, кроме того, бухгалтер общества была госпитализирована, что послужило основной причиной задержки в предоставлении документов.
Эти обстоятельства не были приняты истцом и судом во внимание как обстоятельства непреодолимой силы, рассмотрен только факт незначительного нарушения, а не причины по существу.
В отзыве на апелляционную жалобу истец апелляционную жалобу не признал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2014 году ответчик обратился к истцу с заявлением об участии в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат по направлению "Возмещение (субсидирование) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства".
Ответчиком были представлены в уполномоченный орган документы по двум договорам финансовой аренды (лизинга):
- по договору от 27.09.2012 N 202НР-МСЮ/01/2012, заключенному с ООО "РЕСО-Лизинг" на сумму 4 691 188 руб.;
- по договору от 09.04.2014 N Р14-10436-ДЛ, заключенному с ОАО "ВЭБ-лизинг" на сумму 4 204 250 руб.
Приказом от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий малого и среднего предпринимательства" принято решение о признании ответчика прошедшим отбор субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на право заключения договора о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга).
23.12.2014 между истцом и ответчиком заключен договор N 194/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства. Денежные средства в размере 590 773 рублей перечислены ответчику 29.12.2014 (платежное поручение N 390734, из которых 283 537 руб. по договору финансовой аренды (лизинга) от 09.04.2014 N Р14-10436-ДЛ).
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.01.2015 "О департаменте поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 года N 755 "О министерстве экономики Краснодарского края" департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края (данным постановлением министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края переименовано в департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края) организует разработку и реализацию региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" переименован в департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" утвержден порядок субсидирования из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства.
В связи с тем, что ответчиком в департамент в нарушение действующего законодательства в установленный срок отчетная документация предоставлена не была, истцом в адрес ответчика было направлено уведомление от 18.05.2016 N 333-2672/16-02-03 с требованием вернуть полученную субсидию в краевой бюджет в течение 10 календарных дней, которое ответчик оставил без ответа и исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент предоставления субсидий) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Истец является Уполномоченным органом, координатором подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" (далее - Подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201.
Пунктом 1.11.2 Порядка возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования) установлено условие предоставления субсидии - предоставление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены Уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказом Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 гг." государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - приказ Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167), который является нормативным правовым актом и 23.09.2014 опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru.
В соответствии с пунктом 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в Уполномоченный орган:
копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке;
копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора);
копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование);
копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке;
копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Обязательство по предоставлению ответчиком аналогичной отчетности также установлено пунктом 4.2 договора субсидирования.
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка субсидирования ответственность за соблюдение целей и условий, установленных при предоставлении субсидий, за достоверность представляемых документов и сведений несут субъекты малого и среднего предпринимательства.
Положениями пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из содержания пункта 4.3. договора субсидирования субъект предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договоров финансовой аренды (лизинга) обязан предоставить в министерство информацию о том, что договоры не расторгались, не были признаны недействительными, не изменялись приведенные по перечню условия договоров.
Сроки предоставления отчетности также установлены договором.
Апелляционный суд отмечает, что условие о своевременном предоставлении отчетности является условием, установленным при предоставлении субсидии, а потому при его нарушении применяются последствия, установленные пунктом 3.5 Порядка субсидирования и пунктом 6.3 договора субсидирования.
В связи с тем, что ответчик не выполнил условие предоставления субсидии в уведомлении (требовании) N 333-2672/16-02-03 от 18.05.2016, направленном в адрес ответчика, истец просил вернуть субсидии в краевой бюджет.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку на момент рассмотрения спора ответчиком не представлено доказательств выполнения условий предоставления субсидии, срок предоставления которых наступил, или по возврату субсидии, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца.
Расчет суммы субсидии расшифрован истцом в пояснениях (л.д. 58-83).
Доводам апелляционной жалобы ответчика о наличии обстоятельств непреодолимой силы, вопреки указаниям общества, была дана достаточная оценка судом первой инстанции.
Со ссылкой на пункт 7.1 договора суд указал, что изложенные в отзыве ответчика события, на которые он не мог повлиять не относятся к форс-мажорным.
В соответствии с пунктом 7.2. договора в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана незамедлительно информировать другую сторону и, по возможности, предоставить удостоверяющий документ. Отсутствие уведомления в течение 15 календарных дней с момента, когда такое обстоятельство возникло, лишает сторону права в дальнейшем ссылаться на данное обстоятельство. Доказательств того, что данное условие соблюдено, ответчиком также не представлено (лист 5, абзац 8-9).
Согласно пунктам 4.6-4.7 договора от 23.12.2014 отчетность предоставляется субъектом предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом, лично либо через уполномоченного представителя.
Ошибочное направление обществом отчетности посредством электронной почты, на которое ссылается ответчик, не может считаться надлежащим исполнением ответчиком обязательства по договору, равно как и болезнь главного бухгалтера.
Ответчик не доказал невозможность привлечения другого специалиста для подготовки документов и их представления департаменту в установленный договором субсидирования срок; не представил доказательства обращения к истцу с заявлением об установлении иного срока для представления документов.
Правильность указанных выводов подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2016 по делу N А32-28563/2015 со сходными фактическими обстоятельствами.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2016 по делу N А32-24851/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24851/2016
Истец: Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
Ответчик: ООО "МонолитСтрой-Юг"