Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2017 г. N Ф08-2122/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ростов-на-Дону |
|
29 декабря 2016 г. |
Дело N А32-28687/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования города Краснодара,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.10.2016 по делу N А32-28687/2015,
по заявлению Администрации муниципального образования города Краснодара,
к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю,
о признании недействительным представления,
принятое судьей Купреевым Д.В.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае о признании недействительным представления от 08.06.2015 N 18-01-12/3073.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 произведена замена заинтересованного лица по делу его правопреемником - Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю и в удовлетворении требований администрации отказано. Решение мотивировано отсутствием правовых оснований для признания оспариваемого представления недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что представление на соответствует ст. 270.2 БК РФ и нарушает права и законные интересы администрации при выполнении полномочий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае в соответствии с приказом Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарского края от 24.03.2015 N 147-п в период с 24.03.2015 по 08.04.2015 в отношении администрации муниципального образования город Краснодар (управление по жилищным вопросам) проведена выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации при предоставлении и использовании средств государственной финансовой поддержки на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2014 году.
В ходе проверки контролирующим органом выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в связи с чем, 08.06.2016 Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае вынесено представление N 18-01-12/3073 с требованием к заместителю главы муниципального образования город Краснодар устранить причины и условия, способствующие совершению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с указанным представлением контролирующего органа от 08.06.2016 N 18-01-12/3073, Администрация муниципального образования город Краснодар обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности оспариваемого администрацией представления управления.
Согласно статье 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Из оспариваемого представления следует, что оно вынесено на основании статьи 269.2 БК РФ и пункта 68 Правил осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, далее - Правила N 1092).
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Частью 2 статьи 269.2 БК РФ, установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, действовавшего в период вынесения контролирующим органом спорного представления, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно пункту 8.1 Типового положения о территориальном (межрегиональном территориально) управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в субъекте Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов России от 26.08.2014 N 80н), действовавшего в проверяемый период, территориальное управление осуществляет полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правилами N 1092.
Правила N 1092 определяют порядок осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 67 Правил N 1092 (в подлежащей применению редакции) по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ее территориального органа) принимает решение: о применении мер принуждения; об отсутствии оснований для применения мер принуждения; о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии) при представлении объектом контроля письменных возражений, а также при представлении объектом контроля дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).
Таким образом, из системного толкования приведенных положений законодательства в сфере бюджетного надзора (контроля) следует, что проверочные мероприятия проводятся уполномоченным органом в отношении объекта контроля, которому в результате проверки может быть выдано предписание или представление.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1092 объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета; федеральные государственные учреждения; федеральные государственные унитарные предприятия; государственные корпорации и государственные компании; хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах; юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично- правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации; органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации; юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета; государственные заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, осуществляющие действия, направленные на осуществление закупок товаров, работ, услуг для федеральных нужд в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе; товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации; региональные операторы.
В соответствии с пунктом 68 Правил N 1092 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений; предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Российской Федерации; уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Представления и предписания в течение 10 рабочих дней вручаются (направляются) представителю объекта контроля (пункт 73 Правил N 1092). В силу пункта 75 данных Правил должностные лица, принимающие участие в контрольных мероприятиях, осуществляют контроль за исполнением объектами контроля представлений и предписаний. В случае неисполнения представления и (или) предписания к лицу, их не исполнившему, принимаются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, представления и предписания выдаются по результату ревизионных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля; предписания направляются (вручаются) представителю объекта контроля.
Из анализа приведенных положений следует, что должностные лица не относятся к объектам контроля при осуществлении проверок Росфиннадзором. Руководство деятельностью учреждения осуществляется директором, который действует от имени учреждения без доверенности и представляет ее интересы в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах, других организациях, в отношениях с физическими и юридическими лицами.
Таким образом, с учетом положений законодательства, регламентирующего проведение ревизионных мероприятий органами Росфиннадзора, и статуса руководителя учреждения как лица, несущего ответственность за выполнение возложенных на заявителя функций и действующего от его имени, оспариваемое представление выдано объекту контроля - учреждению в лице ее руководителя (заместителя главы администрации).
Суд первой инстанции указал, что то обстоятельство, что представление адресовано объекту контроля, а не его должностному лицу, подтверждается также фактом обращения за оспариванием названных актов именно учреждения, которое считает себя лицом, обязанным исполнить представление надзорного органа.
Оспариваемый акт вынесен уполномоченным органом, является документом властно-распорядительного характера, содержащим предписания, подлежащие обязательному исполнению. Невыполнение представления в установленные сроки является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что представление является ненормативным правовым актом, выданным юридическому лицу (объекту контроля управления), оспаривание которого подведомственно арбитражному суду на основании статей 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 265 БК РФ, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 269.2 БК РФ, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Частью 2 статьи 270.2 БК РФ установлено, что под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Из материалов дела следует, что Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае в соответствии с приказом от 24.03.2015 N 147-п в период с 24.03.2015 по 08.04.2015 в отношении администрации муниципального образования город Краснодар (управление по жилищным вопросам) проведена выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации при предоставлении и использовании средств государственной финансовой поддержки на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2014 году.
По результатам проверки контролирующим органом составлен акт от 22.04.2015.
Как указано в акте проверки от 22.04.2015 контрольными мероприятиями установлено недостижение установленных значений показателей результативности предоставления субсидии из краевого бюджета в размере 24 101 236 рублей, в том числе средства Фонда - 9 934 691 рубль, выразившееся:
- в фактическом проживании 10 граждан в аварийных жилых помещениях при имеющихся в 2014 году правоустанавливающих документах на обменное (приобретенное) жилье по 9 аварийным жилым помещениям, общей площадью 379,6 кв.м по следующим адресам: ул. Длинная, 106 литер "Б" (кв. N 3, площадью 42,30 кв.м, количество граждан 1), ул. Красноармейская, 89 литер "В" (кв. N 14,площадью 30,50 кв.м, количество граждан 1), ул. Красноармейская, 93 литер "Б" (кв. N 9а, площадью 31,90 кв.м, количество граждан 1), ул. Октябрьская, 142 литер "В" (кв. N 10, площадью 9,00 кв. м, количество граждан 1), ул. Рашпилевская, 170/6 литер "А" (кв. N 1, 2, 3, 4, 7, площадью 30,50 кв. м, количество граждан 6 человек) в размере средств краевого бюджета 11 155 748 рублей, в том числе средства Фонда - 4 598 474 рубля;
- в неполном выполнении мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до 31.12.2014, свободных от судебных споров квартир, и недостижении целевых показателей, установленных на 2014 год: "расселенная площадь жилых помещений в аварийных многоквартирных домах; количество расселенных жилых помещений; количество переселенных жителей" - 13 аварийных жилых помещений, общей площадью 381 кв.м, 30 граждан по следующим адресам: ул. Гимназическая, 57 литер "В" (11 жилых помещений; 326,60 кв.м, 26 граждан), ул. Рашпилевская, 52 литер "А" (1 жилое помещение, 29,00 кв.м, 3 гражданина), ул. Октябрьская, 140 (1 жилое помещение, 25,40 кв.м. гражданин Петряева В.Ф.), в размере средств краевого бюджета 11 196 892 рубля, в том числе средства Фонда - 4 615 434 рубля;
- не предоставлении новых жилых помещений (взамен изымаемых) по 2 квартирам у 6 граждан, общей площадью 59,5 кв.м.
В рамках проверки достоверности и полноты отчетности, представленной в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, о фактическом переселении граждан из аварийного жилищного фонда и выполнения мероприятий муниципальной адресной программы "переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Краснодар на 2013-2014 годы", контролирующим органом проведен визуальный осмотр по состоянию на 26.03.2015, для подтверждения выполнения мероприятий муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Краснодар на 2013-2014 годы" в части:
- окончания переселения граждан в сроки до 01.11.2014, по состоянию на 14.01.2015 - расселено 31 жилое помещение;
- сноса многоквартирного дома в срок до 01.12.2014.
В ходе визуального осмотра 16 многоквартирных аварийных домов установлено, что 1 дом снесен, 4 дома расселены, к 1 дому нет доступа, в 10 аварийных домах занято 35 жилых помещений, в том числе 26 жилых помещений занято в связи с судебными спорами (поданы исковые заявления, решение суда не вынесено), 9 муниципальных жилых помещений занято гражданами, подписавшими акт о мене жилыми помещениями.
Из представленных в материалы дела копий соглашений о мене жилыми помещениями следует, что в соответствии с пунктом 10 соглашений о мене жилыми помещениями объект передается сторонами в состоянии, отвечающим требованиям настоящего соглашения и их назначению, не позднее 10 дней с момента подписания настоящего соглашения путем передачи сторонами правоустанавливающих документов, ключей книжек по оплате коммунальных платежей по передаточному акту.
Акты приема-передачи приложены к соглашениям о мене жилыми помещениями и соответствуют дате подписания соглашения.
Из чего следует, что граждане-собственники 9 жилых помещений имеют правоустанавливающие документы на обменное жилье.
В момент проведения визуального осмотра факт проживания определялся наличием граждан (бывших) собственников жилья с признаками ведения домашнего хозяйства, света, не разбитых окон и наличием занавесок, жалюзи.
По данному факту предоставлена пояснительная записка начальника Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар о результатах осмотра аварийных многоквартирных домов, в которой по факту проживания граждан в расселенных жилых помещениях аварийных многоквартирных домов по ул. Длинной, Юблитер "Б" (кв. N 3), ул. Красноармейской, 89 литеры "А", "Б", "В" (кв. NN 9/1, 9/2, 9/3,14, 26), ул. Красноармейской, 93 литер "Б" (кв. N 9а), ул. Октябрьской, 142 литеры "Б", "В" (кв. N N 8, 9, 10) указано, что в результате обследований, проведенных 19.12.2014, 25.12.2014 и 13.02.2015 специалистами Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар, зафиксировано, что в вышеперечисленных расселенных жилых помещениях никто не проживает, что подтверждалось отсутствием признаков жизни в данных квартирах (двери закрыты и частично выбиты, свет в помещениях не горел), а также неоднократно в телефонных беседах переселенные граждане подтверждали факт освобождения ими указанных квартир. На основании вышеизложенного составлены акты обследований.
В отношении зафиксированного факта проживания граждан в аварийном многоквартирном доме по ул. Рашпилевской, 170/6 литер "А" (кв. N N 1, 2, 3, 4, 7) администрация пояснила, что собственники указанных квартир получили свидетельства о государственной регистрации права собственности на предоставление муниципального жилищного фонда в январе-феврале 2015 года, с данными гражданами неоднократно проводилась беседа о необходимости фактического освобождения жилых помещений аварийного жилищного фонда.
Вместе с тем, заверенные копии актов обследований от 19.12.2014, 25.12.2014 и 13.02.2015 Управлением по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар в ходе проверки не представлены.
Разделом 2 "Основные цели и задачи Программы, показатели оценки ее результатов" краевой Программы установлено, что целью Программы является финансовое и организационное обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов, находящихся на территориях муниципальных образований - участников Программы, в результате реализации которых будут созданы безопасные и благоприятные условия проживания граждан.
В рамках реализации Программы должны быть решены следующие основные задачи:
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, переселяемых из аварийных многоквартирных домов, находящихся на территориях муниципальных образований, путем переселения их в установленном законодательством порядке в пригодные для проживания, благоустроенные применительно к условиям соответствующих населенных пунктов жилые помещения;
- привлечение и эффективное использование финансовых ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Пунктом 5.1. Соглашения от 26.08.2013 N ПО-5 установлено, в целях соблюдения условий предоставления субсидии из краевого бюджета муниципальное образование обязано обеспечить: целевое, своевременное, адресное и эффективное использование субсидии из краевого бюджета; достижение значений показателей результативности предоставления субсидии из краевого бюджета, указанных в разделе 7 Соглашения.
Пунктом 7.6 раздела 7 "Порядок оценки эффективности использования субсидий и показатели результативности предоставления субсидий", разделом 9 "Планируемые показатели выполнения Программы" Краевой программы установлено, что результативность предоставления оценивается по перечню показателей разбивкой по годам, а именно: расселенная площадь жилых помещений в аварийных многоквартирных домах; количество расселенных жилых помещений; количество переселенных жителей.
Разделом 7 "Показатели результативности предоставления субсидии из краевого бюджета" Соглашения от 26.08.2013 N ПО-5 являются: число жителей муниципального образования, которых планируется переселить из аварийного жилищного фонда; количество и общая площадь жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, которые планируется расселить; значение показателей результативности предоставления субсидии из краевого бюджета в приложениях 2-4 к Программе.
На основании вышеизложенного, визуальным осмотром на дату 26.03.2015, установлено 9 не переселенных жилых помещений, собственники которых имеют правоустанавливающие документы на переселение из аварийного жилья, переселение граждан из которого просрочено, ввиду не полного выполнения муниципальным образованием город Краснодар организационных мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, из них собственниками 8 жилых помещений оформлены соглашения о мене жилыми помещениями в 2014 году, 1 (одно) жилое помещение в 2015 году.
Таким образом, в нарушение раздела 2, пункта 7.6. раздела 7, раздела 9 адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 25.06.2013 N 615, пунктов 5.1, 7.1, 7.2 Соглашения от 26.08.2013 N ПО-5 о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования город Краснодар на софинансирование мероприятий адресной программы Краснодарскогокрая "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", администрацией муниципального образования город Краснодар не достигнуты значения показателей результативности по переселению 9 аварийных жилых помещений, 10 граждан, общей площадью 379,60 кв.м, имеющие правоустанавливающие документы на обменное жилье, по следующим адресам: ул. Длинная, 106 литер "Б" (кв. N 3, количество граждан 1, площадью 42,30 кв.м), ул. Красноармейская,89 литер "В" (кв.14,количество граждан 1, площадью 30,50 кв.м), ул. Красноармейская,93 литер "Б" (кв.9а, количество граждан 1, площадью 31,90 кв. м), ул. Октябрьская, 142 литер "В" (кв. N 10, количество граждан 1, площадью 9,00 кв.м), ул. Рашпилевская, 170/6 литер "А" (кв. N 1, 2, 3, 4, 7, количество граждан 6 человек, площадью 265,90 кв.м) на сумму 1 1 155 748,00 рублей, в том числе средства Фонда 4 598 474 рублей (59 202 464,00 краевые средства (в том числе, средства Фонда 24 403 653,00) / 2 014,5 кв.м аварийных жилых помещений х 379,60 кв.м (отсутствует показатель результативности).
Пунктом 5 Дополнительного соглашения от 09.09.2014 N 1 Соглашения от 26.08.2013 N ПО-5, предусмотрена "Ответственность Сторон", а именно, пунктом 8.4 установлено, что в случае невыполнения и неполного выполнения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до 31.12.2014, недостижения целевого показателя "Общая площадь, подлежащая расселению" установленного на 2014 год, муниципальное образование обязуется по требованию Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края возвратить полученные средства субсидии из краевого бюджета в сумме, исчисленной из расчета 5 000 рублей за каждый день такой просрочки, начиная с 01.01.2015, за каждое жилое помещение, переселение граждан из которого просрочено.
В соответствии с пунктом 4.2.6 раздела 4 "Порядок расходования субсидии из краевого бюджета, обязательства Муниципального образования" Соглашения от 26.08.2013 N ПО-5, обеспечить выполнения мероприятий по сносу аварийных многоквартирных домов до 31.12.2014.
В соответствии с пунктом 8, абзацем 7 Раздела II, абзацем 7 Раздела V муниципальной Программы (в редакции от 11.07.2014 N 4657), результатом реализации мероприятий Программы будет являться решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также улучшение социально-экономической обстановки в муниципальном образовании город Краснодар за счет комплексного освоения территории после ликвидации аварийного жилищного фонда.
Согласно Муниципальной программе (пункт 8 Паспорта Муниципальной программы), ожидаемым конечным результатом реализации Программы является выполнение государственных обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и ликвидация при финансовой поддержки Фонда, краевого и местного бюджетов 2 014,50 кв.м аварийного жилищного фонда с отселением 145 граждан из 16 многоквартирных жилых домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащие сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Вместе с тем, из представленной заместителем главы муниципального образования город Краснодар информационного письма от 30.03.2015 N 3762/09 следует, что в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Краснодар на 2013-2014 годы" администрацией муниципального образования город Краснодар освобождены и готовы к сносу 5 аварийных многоквартирных домов (9 жилых помещений) по следующим адресам: ул. Рашпилевская 170/1 литер "Б" (кв. NN 4, 7); ул. Рашпилевская 170/2 литер "В" (кв. N 15, 16); ул. Октябрьская, 142 литеры "Б", "В" (кв. NN 8, 9, 10); ул. Октябрьская, 144 литер "Б" (кв. N 7); ул. Ставропольская, 336/8 литер "А" (кв. N 9).
В адрес Департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар управлением по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар направлены письма от 17.10.2014 N 22-8987, от 08.12.2014 N 22-10674, от 19.09.2014 N 22-7970, от 02.07.2014 N 22-5199, от 03.03.2015 N 22-2426 о том, что вышеуказанные аварийные многоквартирные дома полностью расселены и готовы к сносу с целью дальнейшего осуществления работ по демонтажу данных аварийных домов.
Согласно письму департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар от 27.03.2015 N 2140/24 аварийный многоквартирный дом по ул. Ставропольской, 336/8 литер "А" снесен.
Аварийные многоквартирные дома: ул. Рашпилевская 170/1, ул. Рашпилевская 170/2, ул. Октябрьская 144, ул. Октябрьская 142 планируется демонтировать в текущем году.
Кроме того, заместитель главы администрации указал, что в 2014 году демонтажные работы объектов, включенных в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Краснодар на 2013-2014 годы", в рамках заключенного соглашения от 26.08.2013 N ПО-5 не выполнялись ввиду производства подготовительных работ в целях дальнейшего выполнения демонтажных работ объектов.
Согласно данным отчетов, представленных администрации в ходе проверки, не расселено 6 аварийных домов по причине судебных споров, а именно 63 гражданина из 26 аварийных жилых помещений, площадью 927,30 кв.м.
В ходе контрольных мероприятий Управлением Росфиннадзора по Краснодарскому краю запрошены копии судебных актов и информация о ходе судебных разбирательств.
Из анализа запрошенных судебных актов следует, что из 26 жилых помещений по состоянию на 31.12.2014:
- свободны от судебных споров 13 жилых помещения, в том числе: - 11 жилых помещений МКД по ул. Гимназическая 59, 26 граждан, площадью 326,60 кв.м, дата окончания судебных споров 18.11.2014;
Согласно представленной пояснительной записке и судебным актам, администрацией муниципального образования город Краснодар поданы 11 исковых заявлений в Ленинский районный суд о прекращении права собственности, выселении из аварийного жилищного фода 15.09.2014, 17.09.2014, ответчиками являлись граждане аварийного жилищного фонда. Указанные исковые заявления определениями суда оставлены без рассмотрения.
Как указано выше, администрацией МО г. Краснодар предъявлено исковое заявление к гражданам Малина Л.Г. и другим о разделе земельного участка по ул. Гимназическая 59 литер "В"; апелляционным определением Ленинского районного суда города Краснодара от 18.11.2014 (решением мирового судьи от 28.05.2014) произведен реальный раздел земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208006:88 площадью 1175 кв.м для эксплуатации многоквартирного дома и иных объектов недвижимости по ул. Гимназическая 59 в городе Краснодаре на четыре самостоятельных участка, а именно: N 1 и N 2 - участки для эксплуатации многоквартирного дома; участок N 3 - под аварийными литерами; участок N 4 - территория общего пользования.
Управлением по жилищным вопросам администрации МО г. Краснодар направлено письмо N 22-532 в адрес Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о разделе земельного участка площадью 1 175 кв.м с кадастровым номером 23:43:0208006:88 по ул. Гимназическая 59 только 26.01.2015. На дату проверки раздел земельного участка продолжается.
Пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность администрации муниципального образования город Краснодар изъять для муниципальных нужд земельный участок под аварийным многоквартирным домом по ул. Гимназическая 59 литер "В" и соответственно каждое жилое помещение в указанном доме.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что Администрация муниципального образования город Краснодар, в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, затягивает работы по документальному сопровождению переселения граждан из указанного многоквартирного дома, что влечет к нарушению условий, сроков и планируемых результатов краевой и муниципальной программ, Соглашения от 26.08.2013 N ПО-5.
- 1 жилое помещение квартира N 12 по ул. Рашпилевская 52, 3 граждан, площадью 29 кв.м.
Согласно представленной пояснительной записке и судебным актам, администрацией МО г. Краснодар подано 1 исковое заявление в Ленинский районный суд о прекращении права собственности, выселении из аварийного жилищного фонда 15.09.2014. Ответчиками являлись собственники аварийного жилищного фонда Бачевская Н.Е., Бачевский М.А., Бачевский А.И. Указанное исковое заявление определением суда оставлено без рассмотрения.
За период с октября 2014 года и на момент проверки с собственниками аварийного жилья (кв. N 12) Бачевской Н.Е., Бачевским М.А., Бачевским А.И. не заключены соглашения о мене жилыми помещениями, что влечет к нарушению условий, сроков и планируемых результатов Краевой и муниципальной программ, Соглашения от 26.08.2013 NПО-5.
- 1 жилое помещение квартира N 7 по ул. Октябрьская 140, 1 гражданка, площадь 25,40 кв.м, дата окончания судебных споров 20.11.2014.
Согласно представленной пояснительной записке и судебным актам, администрацией МО г. Краснодар подано 1 исковое заявление в Ленинский районный суд о прекращении права собственности, выселении из аварийного жилищного фонда 15.09.2014. Ответчиком являлся собственник аварийного жилищного фонда Петряева В.Ф. Указанное исковое заявление определением суда оставлено без рассмотрения.
Собственник квартиры N 7 по ул. Октябрьская, 140 - Петряева В.Ф. предъявила исковое заявление в Ленинский районный суд города Краснодара о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии и признании права собственности на жилое помещение площадью 84,6 кв.м. Администрацией муниципального образования город Краснодар предъявлены встречные исковые требования о сносе самовольной двухэтажной постройки, возведенной Петряевой В.Ф. Решением суда от 20.11.2014 исковые требования администрации муниципального образования город Краснодар удовлетворены, в удовлетворении исковых требований Петряевой В.Ф. отказано.
За период с 21.11.2014 по 31.12.2014 с собственником аварийного жилья не заключено соглашение о мене жилыми помещениями.
Однако в вышеуказанной пояснительной записке изложено, что после принятия судебного акта Петряева В.Ф. выразила согласие на заключение с администрацией муниципального образования город Краснодар соглашения мены жилыми помещениями, которое в настоящее время находится на согласовании в департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации.
На основании вышеизложенного, данные обстоятельства влекут к нарушению условий, сроков и планируемых результатов краевой и муниципальной программ, Соглашения от 26.08.2013 N ПО-5.
Таким образом, в нарушение раздела 2, пункта 7.6. раздела 7, раздела 9 адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 25.06.2013 N 615, пунктов 5.1, 7.1, 7.2 Соглашения от 26.08.2013 N ПО-5 о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования город Краснодар на софинансирование мероприятий адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017", администрацией муниципального образования город Краснодар не достигнуты значения показателей результативности: "расселенная площадь жилых помещений в аварийных многоквартирных домах; количество расселенных жилых помещений; количество переселенных жителей " за 2014 год 13 аварийных жилых помещений, 31 гражданин, общей площадью 381 кв.м по следующим адресам: ул. Гимназическая, 57 литер "В" (11 жилых помещений; 26 граждан, 326,60 кв.м), ул. Рашпилевская, 52 литер "А" (1 жилое помещение, 3 гражданина (Бачевские), 29,00 кв.м), ул. Октябрьская, 140 (1 жилое помещение, 1 гражданин Петряева В.Ф., 25,40 кв.м.), на сумму 11 196 892 рубля, в том числе средства Фонда 4 615 434 рубля (59 202 464 рубля краевые средства (в том числе средства Фонда 24 403 653) / 2014,50 кв.м площадь аварийного жилищного фонда х 381 кв. м. (отсутствует показатель результативности), имеющих все основания для заключения правоустанавливающих документов и переселения граждан в благоустроенные жилые помещения.
По вопросу отражения в оспариваемом предписании факта представления недостоверной отчетности формы N 4 "О ходе переселения граждан из аварийного жилищного фонда" за 2014 год, судом установлено, что в отчете содержится информация, отличная от фактических данных, выявленных в ходе проверки: за 2014 год фактически расселено 30 жилых помещений, в то время как в отчете отражено расселение 31 жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что от гражданки Харченко Е.Е., проживающей по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская 170, корп. 6 кв. 3, 07.08.2014 получено согласие на заключение с администрацией муниципального образования город Краснодар соглашения о мене жилыми помещениями квартиры N 3 общей площадью 60,3 кв.м, расположенной в аварийном многоквартирном доме по ул. Рашпилевской, 170/6, принадлежащей ей на праве собственности, на квартиру N 135 общей площадью 83,9 кв.м муниципального жилищного фонда по ул. 3-ей Целеноградской 1.
Департаментом муниципальной собственности и городских земель проведены мероприятия по определению выкупной цены квартиры N 135 по ул. 3-ей Целеноградской 1, (отчет об оценке рыночной стоимости от 21.11.2014 N М-14-780-004). Со стороны администрации муниципального образования город Краснодар соглашение о мене жилыми помещениями подписано в декабре 2014 года. В автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" внесена информация о завершении переселения граждан из аварийного жилищного фонда - квартиры N 3, расположенного в аварийном МКД по ул. Рашпилевской 170/6. Соглашение о мене жилыми помещениями зарегистрировано в администрации МО г. Краснодар 12.03.2015, в связи с необходимостью внесения изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 03.09.2012 N 7631 "Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по ул. Рашпилевской 170/6, в Западном внутригородском округе города Краснодара.
Для внесения изменений в постановление администрации МО г. Краснодар от 03.09.2012 N 7631 "Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в МКД, расположенном по ул. Рашпилевской 170/6, в Западном внутригородском округе города Краснодара" необходимы подтверждающие документы, а именно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на жилое помещение - квартиру N 3 по ул. Рашпилевской 170/6. Однако в полученных выписках данные о правообладатели отсутствовали.
После неоднократных запросов и получения выписки проведены работы по внесению изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 03.09.2012 N 7631. С учетом изложенного, в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" внесена информация о переселении 82 граждан из 31 жилого помещения".
Таким образом, у контролирующего органа имелись достаточные правовые основания для вывода об отражении заявителем в отчете формы N 4 информации, отличной от информации проверки.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае правовых оснований для вынесения представления от 08.06.2015 N 18-01-12/3073.
В обоснование заявленных требований администрация указывает на необходимость назначения контролирующим органом внеплановой выездной проверки, ввиду наличия возражений от 07.05.2015 N 5670/09 на акт выездной проверки.
Данный довод приводится и в апелляционной жалобе администрации.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, довод подлежит отклонению судом ввиду следующего.
Согласно пункту 62 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере", действовавшего в период вынесения контролирующим органом спорного представления (далее - Правила), По результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.
Акт выездной проверки (ревизии) в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с настоящими Правилами (пункт 64 Правил).
Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии) (пункт 65 Правил).
В соответствии с пунктом 66 Правил акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Службы (ее территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта.
Реализуя право на предоставление возражений, заявитель письмом от 07.05.2015 N 5670/09 направил в адрес контролирующего органа письменные возражения на акт проверки.
Возражения администрации рассмотрены Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае.
В силу пункта 67 по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ее территориального органа) принимает решение:
- о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
- об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения; о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля письменных возражений, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).
Пункт 94 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2014 N 18н, предусматривает принятие руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (территориального органа) по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) решения:
- о применении мер принуждения;
- об отсутствии оснований применения мер принуждения;
- о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии) при наличии письменных возражений от объекта контроля, а также при предоставлении объектом контроля дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной проверки (ревизии).
Таким образом, решение о внеплановой проверки принимается в случае, если поступившие от объекта контроля письменные возражения влияют на выводы, сделанные по результатам проверки.
В свою очередь, в данном случае по результатам рассмотрения материалов проверки контролирующим органом принято решение о вынесении представления объекту контроля, что не является нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере".
Указанная правовая позиция согласуется с выводами Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенными в постановлении от 13.04.2016 по делу N А32-31750/2015.
При таких обстоятельствах установленные статьей 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления учреждения судом не выявлены.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Таким образом, решение суда от 11.10.2016 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 по делу N А32-28687/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28687/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2017 г. N Ф08-2122/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КК
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2122/17
29.12.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18960/16
11.10.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28687/15
13.10.2015 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15829/15