г. Красноярск |
|
29 декабря 2016 г. |
Дело N А33-20509/2015 |
Резолютивная часть определения объявлена "22" декабря 2016 года.
Полный текст определения изготовлен "29" декабря 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от истца (товарищества собственников недвижимости Дачного некоммерческого товарищества "Дружба") - Резанова А.С. - председателя правления на основании протокола от 10.10.2015,
от Тороповой Станиславы Михайловны: Берсенева Р.П., представителя по доверенности от 13.04.2016, Овинникова В.А., представителя по доверенности от 28.05.2016,
от Мазуровой Жанны Львовны: Берсенева Р.П., представителя по доверенности от 13.04.2016, Овинникова В.А., представителя по доверенности от 28.05.2016
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу лиц, не привлеченных к участию в деле, Мазуровой Жанны Львовны и Тороповой Станиславы Михайловны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" ноября 2015 года по делу N А33-20509/2015, принятое судьёй Лесковым Р.В.,
установил:
товарищество собственников недвижимости Дачное некоммерческое товарищество "Дружба" (ИНН 2460241471, ОГРН 1122468057865, г.Красноярск, далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (ИНН 2411003428, ОГРН 1022400667574 Красноярский край, Емельяновский, п.Элита, далее - администрация) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенного в письме от 23.07.2015 N 152; об обязании в двухмесячный срок принять и направить в адрес заявителя решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению истца, поданному в администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края 07.07.2015, зарегистрированному с входящим номером 207.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "19" ноября 2015 года заявление удовлетворено, признано незаконным решение администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в письме от 23.07.2015 N 152, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации, в качестве устранения последствий принятия незаконного отказа возложить на администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района обязанность в двухмесячный срок со дня принятия настоящего решения принять и направить в адрес Товарищества собственников недвижимости Дачного некоммерческого товарищества "Дружба" решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению, поданному в администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края 07.07.2015, зарегистрированному с входящим номером 207.
Не согласившись с данным судебным актом, Мазурова Жанна Львовна и Торопова Станислава Михайловна, не привлеченные к участию в деле, обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе Мазурова Ж.Л. и Торопова С.М. указывают, что они, являясь многодетными гражданами, проживающими на территории Красноярского края и имеющие право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обратились в администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края с заявлениями о предоставлении земельных участков из категории земель - сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - животноводство, с местоположением: Элитовский сельсовет, район д. Бугачево.
Администрация Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края отказала Мазуровой Ж.Л. и Тороповой С.М. в предоставлении истцам в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:17251 и 24:11:0000000:17252, сформированных по ранее поданным заявлениям от 01.07.2015, что явилось основанием для обращения указанных лиц с исковыми заявлениями в Емельяновский районный суд Красноярского края.
Вместе с тем, указанные земельные участки имеют наложение границ с земельным участком, в отношении которого администрация приняла решение, являющееся предметом спора по настоящему делу, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в письме от 23.07.2015 N 152.
Податели апелляционной жалобы полагают, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 19.11.2015 по делу N А33-20509/2015 влияет на их права и обязанности, поскольку 06.07.2016, то есть в период нахождения гражданских дел по искам Мазуровой Ж.Л. и Тороповой С.М. в производстве Емельяновского районного суда Красноярского края, земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0000000:17251 и 24:11:0000000:17252 были сняты с государственного кадастрового учета по заявлению администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края с целью обеспечения возможности последующего исполнения указанного решения Арбитражного суда Красноярского края от 19.11.2015 по настоящему делу.
Податели апелляционной жалобы указали, что как на момент обращения товарищества в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, об обязании совершить действия (14.09.2015), так и на момент рассмотрения дела и вынесения обжалуемого судебного акта (19.11.2015), постановка на государственный кадастровый учет земельного участка согласно схеме КПТ, представленной товариществом в администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края по заявлению от 07.07.2015 вх.N 207, не представлялась возможной по причине полного совпадения его местоположения с местоположением земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:17251 и 24:11:0000000:17252, поставленными на государственный кадастровый учет 02.09.2015.
Таким образом, податели апелляционной жалобы полагают, что решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.11.2015 по делу N А33-20509/2015 непосредственно затронуты права и интересы заявителей Мазуровой Ж.Л. и Тороповой С.М., так как данное судебное решение явилось основанием к аннулированию сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 24:11:0000000:17251 и 24:11:0000000:17252.
В отзыве на апелляционную жалобу и пояснениях к отзыву товарищество с ее доводами не согласилось, просило производство по апелляционной жалобе прекратить.
Представители заявителей апелляционной жалобы поддержали доводы, изложенные в ней, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель заявителя по делу с апелляционной жалобой не согласился, по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, производство по апелляционной жалобе прекратить.
В судебное заседание не явился и не направил своих представителей ответчик - администрация Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению спора в отсутствие ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
07.07.2015 от заявителя в администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края поступило заявление вх. N 207 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектная площадь земельного участка - 10 936 кв.м., для ведения дачного хозяйства, местоположение: 400 м на северо-восток относительно ориентира д. Бугачево, ул. Центральная, 4а.
23.07.2015 администрация Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края письмом от 23.07.2015 N 152 отказало заявителю в удовлетворении заявлении, указав, что цель использования земельного участка для ведения дачного хозяйства не исключает возможность размещения жилого дома для постоянного проживания. В связи с тем, что вид разрешенного использования размещение дачных и садовых домов согласно классификатору Министерства экономического развития РФ утвержденный приказом от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" отнесен к жилой застройке, в связи с чем, формирование испрашиваемого земельного участка возможно только в границах населенного пункта. Согласно утверждённым правилам землепользования и застройки, документам градостроительного зонирования, генеральному плану застройки и развития территории, данный земельный участок расположен на землях с категорией для сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, формирование участка не представляется возможным.
Из приложенных к апелляционной жалобе документов следует, что 18.08.2016 при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно каталогу координат, представленного СНТ ДНТ "Дружба" с заявлением от 07.07.2015 вх.N 207, при подгрузке сведений ГКН (выписка 24/16-356532 от 13.05.2016), кадастровым инженером было установлено, что на 13.05.2016 испрашиваемый земельный участок полностью совпадает с земельными участками с кадастровыми номерами 24:11:0000000:17251 и 24:11:0000000:17252. При дальнейшем запросе информации из ЕГРН на официальном сайте Росреестр в режиме он-лайн в отношении указанных земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0000000:17251 и 24:11:00000000:17252 было установлено, что данные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 02.09.2015 и аннулированы на дату 06.07.2016. То есть на дату принятия решения суда, обязывающего администрацию Элитовского сельсовета утвердить схему размещения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно заявления за N 207, данные земельные участки были заняты иными земельными участками кадастровыми номерами: 24:11:0000000:17251 и 24:11:00000000:17225 и являлись предоставленными иному кругу лиц.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Статья 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Заявитель 07.07.2015 обратился в администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края с заявлением вх. N 207 об утверждении схемы размещения земельного участка, площадью 10 936 кв.м., для ведения дачного хозяйства, местоположение: 400 м на северо-восток относительно ориентира д. Бугачево, ул.Центральная, 4а, для его последующего образования и предоставления в аренду.
Статья 11.2. Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Пунктом 2 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.3 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации).
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
В пункте 16. статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Пунктом 19 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации указано, что не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
23.07.2015 администрация Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края письмом от 23.07.2015 N 152 отказало заявителю в удовлетворении заявлении, указав, что цель использования земельного участка для ведения дачного хозяйства не исключает возможность размещения жилого дома для постоянного проживания. В связи с тем, что вид разрешенного использования размещение дачных и садовых домов согласно классификатору Министерства экономического развития РФ утвержденный приказом от 01.09.2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" отнесен к жилой застройке, в связи с чем, формирование испрашиваемого земельного участка возможно только в границах населенного пункта. Согласно утверждённым правилам землепользования и застройки, документам градостроительного зонирования, генеральному плану застройки и развития территории, данный земельный участок расположен на землях с категорией для сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, формирование участка не представляется возможным.
Администрацией не приведено правового обоснования обжалуемого отказа у утверждении схемы размещения земельного участка, изложенного в письме от 23.07.2015 N 152, со ссылкой на пункт 16. статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "19" ноября 2015 года исковое заявление истца удовлетворено, на администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района возложена обязанность в двухмесячный срок со дня принятия настоящего решения принять и направить в адрес Товарищества собственников недвижимости Дачного некоммерческого товарищества "Дружба" решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению, поданному в Администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края 07.07.2015, зарегистрированному с входящим номером 207.
Согласно представленным в материалах дела постановления от 19.08.2016 N 933/1 Администрацией Элитовского сельсовета Емельяновского района утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 10804.0 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, 400 метров на северо-восток относительно ориентира д. Бугачево, ул. Центральная, 4а с видом разрешенного использования - ведение дачного хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Территориальная зона - СХ.1 зона садоводства и дачного хозяйства (л.д.108-109), что свидетельствует об исполнения решения Арбитражного суда Красноярского края от "19" ноября 2015 года.
Лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и (или) резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
При этом наличие у лица какой-либо заинтересованности в исходе дела само по себе не предоставляет этому лицу права оспаривать судебный акт, поскольку по смыслу статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такое право появляется только у лица, о правах и обязанностях которого суд уже принял решение. Лицами, не участвовавшими в деле, должны быть представлены доказательства наличия нарушенных прав и законных интересов.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 разъяснено, что после принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 270 Кодекса, и о привлечении заявителя к участию в деле. Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
Суд апелляционной инстанции, оценив доводы заявителей, пришел к выводу о том, что обжалуемое им в апелляционном порядке решение не принималось непосредственно о правах заявителей или о возложении на них каких-либо обязанностей.
Как следует из оспариваемого решения суд не возлагал на администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района обязанности по аннулированию кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:17251 и 24:11:0000000:17252, суд первой инстанции лишь обязал ответчика в двухмесячный срок со дня принятия настоящего решения принять и направить в адрес товарищества решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению.
Судом первой инстанции при принятии решения оценивались основания отказа администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенного в письме от 23.07.2015 N 152, которые были связаны с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка с целями использования, заявленными товариществом.
Обстоятельства, связанные с наложением испрашиваемого по настоящему спору земельного участка с земельными участками заявителей не были предметом судебного исследования, об их наличии ни одной из сторон не заявлено, администрацией при принятии оспоренного отказа не учитывались.
Таким образом, обжалуемое решение непосредственно не затрагивает права заявителей апелляционной жалобы.
Из приложенных к отзыву на апелляционную жалобу ответов администрации от 24.03.2016 следует, что отказ в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:00000000:17251 и 24:11:00000000:17252 обусловлен их расположением в зоне пастбищ, следовательно, не связан с утверждением схемы расположения испрашиваемого по настоящему делу земельного участка.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что заявители не доказали, что обжалуемым судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, создаются препятствия для реализации их субъективных прав или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 упомянутого Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя, производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Мазуровой Жанне Львовне, Тороповой Станиславе Михайловне следует возвратить из федерального бюджета по 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по чекам-ордерам от 10.11.2016.
Руководствуясь статьями 150, 184, 185, 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
прекратить производство по апелляционной жалобе Мазуровой Жанны Львовны и Тороповой Станиславы Михайловны на решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" ноября 2015 года по делу N А33-20509/2015.
Возвратить Мазуровой Жанне Львовне из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 10.11.2016.
Возвратить Тороповой Станиславе Михайловне из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 10.11.2016.
Настоящее определение может быть обжаловано в течение месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.