г. Красноярск |
|
30 декабря 2016 г. |
Дело N А33-8994/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "30"декабря 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.
при участии:
от истца - муниципального образования город Красноярск в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска: Аксаментова Д.М., представителя по доверенности от 24.05.2016 N 68, удостоверение N 3742 от 14.04.2016;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ ПЛЮС": Шугалей А.М., представителя по доверенности от 17.06.2016, т.1 л.д. 209, Леоненко Ю.М., представителя по доверенности от 20.05.2016, удостоверение адвоката N 1307 от 17.10.2008
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" октября 2016 года по делу N А33-8994/2016, принятое судьёй Куликовой Д.С.
установил:
муниципальное образование город Красноярск в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - истец) (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ ПЛЮС" (далее - ответчик, ООО "МОНОЛИТ ПЛЮС") (ИНН 2465095432, ОГРН 1052465129067) об обязании произвести снос самовольной постройки нежилого здания с кадастровым номером 24:50:0400413:210 общей площадью 5629,8 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400413:191 по адресу: Красноярский край, ул. Пограничников, 9, стр. 15 в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решением от 20.10.2016 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что зарегистрированные на праве собственности объекты определены в качестве вспомогательных. Вместе с тем, доказательств того, что данные объекты созданы для обслуживания какого-либо основного объекта, не представлено.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 29.12.2016.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы жалобы отклонены.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.07.2013 24ЕЛ 054305 за обществом с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ ПЛЮС" на праве собственности зарегистрирован объект вспомогательного назначения - склад, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 5 284 кв.м., адрес (местонахождение)объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 9, строение 15, кадастровый номер: 24-24-01/170/2013-129.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.01.2016 N 24/001/041/2015-2195, объект вспомогательного назначения - склад, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 5 629,8 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 9, строение 15, кадастровый номер: 24-24-01/170/2013-129 зарегистрирован за обществом с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ ПЛЮС" на праве собственности кадастровый номер: 24:50:0400413:210.
В отзыве на исковое заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю пояснила, что на основании заявления правообладателя в ЕГРП внесены изменения в части площади объекта вспомогательного назначения - склад, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 5 629,8 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 9, строение 15, с 5284 кв.м. на 5629,8 кв.м., в связи с перемером и пересчетом в результате выполнения кадастровых работ.
Во исполнение определения суда от 20.06.2016, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 05.07.2013, согласно которой, объект вспомогательного назначения - склад, общей площадью 5284 кв.м., по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 9, строение 15, расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400413:80.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.09.2016 N 24/16-735668, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400413:80 имеет предыдущий номер 24:50:0400413:5. Право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400413:5 зарегистрировано 11.02.2011 (договор от 28.01.2011 N 72).
Из представленных в материалы дела истцом и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", на основании определения от 14.09.2016, кадастровых паспортов от 25.12.2015 N 24/15-956130, от 23.09.2016 N 24/16-735665, от 23.09.2016 N 24/16-735669, в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400413:191, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 9, усматривается, что часть объекта вспомогательного назначения - склад, назначение: нежилое, 1 - этажный, кадастровый номер: 24:50:0400413:210, расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400413:191.
В соответствии с уведомлением от 11.01.2016 N 24/001/041/2015-2194, выданным Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400413:191, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 9.
Ответчик представил в материалы дела договор аренды земельного участка от 01.02.2016 N 101, подписанный между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) по условиям пункта 1.1. которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400413:191, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 9, (далее - Участок), для использования в целях строительства здания диспетчерскою пункта с открытой площадкой для временной парковки автотранспорта и инженерного обеспечения в границах, указанных в плане Участка, прилагаемом к настоящему Договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 8000 (восемь тысяч целых) кв.м., в том числе 3 837 кв. м - охранная зона инженерных сетей, 1 630 кв. м - участок ограниченного использования (откос дороги) (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи.
В соответствии с пунктом 2.1. договора, срок аренды участка устанавливается с 03.03.2015 по 02.03.2018.
Техническим заключением от 17.06.2016 N 1-447/1, выполненным ООО Институт "Красноярскпромгражданпроект" установлено, что объект обследования - нежилое 1-этажное строение сборно-разборного типа (склад площадью 5600.0 м. кв.), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400413:191 по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 9 является строением вспомогательного использования. Объект обследования по степени долговечности и эксплуатационным требованиям относится к 3 пониженному уровню ответственности, классу КС-1 - строения с минимальными эксплуатационными и архитектурными качествами (временное строение) (ГОСТ Р 54257-2010).
Ссылаясь на то, что ответчику земельный участок для строительства нежилого здания в 2013 году не предоставлялся, разрешение на строительство объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400413:191 не выдавалось, истец обратился с настоящим иском в суд и просит обязать ответчика произвести снос самовольной постройки нежилого здания с кадастровым номером 24:50:0400413:210 общей площадью 5629,8 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400413:191 по адресу: Красноярский край, ул. Пограничников, 9, стр. 15 в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с положениями статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
По смыслу статей 1, 11, 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление заявления (иска) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Согласно пункту 2 части 1, пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.
Восстановление права собственника земельного участка путем сноса самовольно возведенного на земельном участке строения регулируется специальной нормой права - статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольным считается строительство объекта недвижимости при наличии любого из перечисленных нарушений: земельный участок, на котором была создана постройка, не был отведен для ее строительства в установленном законодательством порядке; на создание объекта не была получена необходимая разрешительная документация; самовольное строение было создано с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 Постановления N 10/22, наличие государственной регистрации права на недвижимое имущество, имеющее признаки самовольной постройки, не препятствует предъявлению требования о его сносе, а в мотивировочной части решения суда об удовлетворении иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой, и решение об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки служит основанием для внесения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
Исходя из изложенных положений законодательства и разъяснений высших судебных инстанций в предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входит установление следующих фактов:
1) наличие у спорного объекта признаков самовольной постройки;
2) наличие у истца вещного права или законного владения земельным участком, на котором возведена постройка, либо нарушение прав и законных интересов истца сохранением самовольной постройки.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцу необходимо доказать наличие оснований для отнесения спорного объекта к самовольным, и наличие у него права на иск, а ответчику - представить доказательства соблюдения при возведении этого объекта требований градостроительного и земельного законодательства.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на отсутствие правового основания размещения ответчиком заявленного о сносе объекта на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400413:191.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что объект недвижимого имущества, о сносе которого заявлено истцом, является строением вспомогательного использования, не может быть признан самовольным строением, поскольку частично расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400413:191 по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 9, представленном ООО "МОНОЛИТ ПЛЮС" (арендатору), для использования в целях строительства здания диспетчерскою пункта с открытой площадкой для временной парковки автоспорта и инженерного обеспечения, а частично на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400413:80, который имеет предыдущий номер 24:50:0400413:5, право собственности ответчика, на который зарегистрировано 11.02.2011 (договор от 28.01.2011 N 72).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 10 статьи 3, статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ органы местного самоуправления имеют право распоряжения земельными участками, относящимися к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 N 110-р, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска. Пунктом 25 раздела III указанного Положения среди функций департамента закреплена функция управления и распоряжения земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно положениям пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации к землям, государственная собственность на которые не разграничена, относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, Российской Федерации или ее субъектов.
Доказательств разграничения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400413:210, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 9, стр. 15 в материалы дела не представлено.
Таким образом, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска вправе требовать сноса сооружений при условии доказанного факта их размещения на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.07.2013 24ЕЛ 054305 за обществом с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ ПЛЮС" на праве собственности зарегистрирован объект вспомогательного назначения - склад, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 5 284 кв.м., адрес (местонахождение)объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 9, строение 15, кадастровый номер: 24-24-01/170/2013-129.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.01.2016 N 24/001/041/2015-2195, объект вспомогательного назначения - склад, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 5 629,8 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 9, строение 15, кадастровый номер: 24-24-01/170/2013-129 зарегистрирован за обществом с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ ПЛЮС" на праве собственности кадастровый номер: 24:50:0400413:210.
В отзыве на исковое заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю пояснило, что на основании заявления правообладателя в ЕГРП внесены изменения в части изменения площади объекта вспомогательного назначения - склад, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 5 629,8 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 9, строение 15, с 5284 кв.м. на 5629,8 кв.м., в связи с перемером и пересчетом в результате выполнения кадастровых работ.
Во исполнение определения суда от 20.06.2016, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 05.07.2013, согласно которой, объект вспомогательного назначения - склад, общей площадью 5284 кв.м., по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 9, строение 15, расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400413:80.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.09.2016 N 24/16-735668, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400413:80 имеет предыдущий номер 24:50:0400413:5. Право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400413:5 зарегистрировано 11.02.2011 (договор от 28.01.2011 N 72).
Как указано в пункте 23 Постановления N 10/22 в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой.
Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которой наличие государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении иска о сносе этого объекта как самовольной постройки. Сама по себе регистрация не влечет возникновения права собственности на объект недвижимости, если отсутствуют предусмотренные гражданским законодательством основания возникновения этого права.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (пункт 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правоустанавливающим документом, подтверждающим факт создания объекта в отношении объектов недвижимого имущества, для строительства и реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи соответствующего разрешения, является декларация.
По смыслу указанных норм, объект вспомогательного использования должен, во-первых, возводиться на отведенном застройщику под строительство земельном участке, во-вторых, иметь вспомогательное назначение по отношению к основному объекту капитального строительства.
Из представленных в материалы дела истцом и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", на основании определения от 14.09.2016, кадастровых паспортов от 25.12.2015 N 24/15-956130, от 23.09.2016 N 24/16-735665, от 23.09.2016 N 24/16-735669, в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400413:191, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 9, усматривается, что часть объекта вспомогательного назначения - склад, назначение: нежилое, 1 - этажный, кадастровый номер: 24:50:0400413:210, расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400413:191.
В соответствии с уведомлением от 11.01.2016 N 24/001/041/2015-2194, выданным Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400413:191, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 9.
Техническим заключением от 17.06.2016 N 1-447/1, выполненным ООО Институт "Красноярскпромгражданпроект" установлено, что объект обследования - нежилое 1-этажное строение сборно-разборного типа (склад площадью 5600.0 м. кв.), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400413:191 по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 9 является строением вспомогательного использования. Объект обследования по степени долговечности и эксплуатационным требованиям относится к 3 пониженному уровню ответственности, классу КС-1 - строения с минимальными эксплуатационными и архитектурными качествами (временное строение) (ГОСТ Р 54257-2010).
Из представленного ответчиком в материалы дела договора аренды земельного участка от 01.02.2016 N 101, усматривается, что земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:04 00 413:191, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 9, предоставлен истцом (арендодателем) обществу с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ ПЛЮС" (арендатору), для использования в целях строительства здания диспетчерскою пункта с открытой площадкой для временной парковки автоспорта и инженерного обеспечения в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 8000 (восемь тысяч) кв.м., в том числе 3 837 кв. м - охранная зона инженерных сетей, 1 630 кв. м - участок ограниченного использования (откос дороги) (приложение 1). В соответствии с пунктом 2.1. договора, срок аренды участка устанавливается с 03.03.2015 по 02.03.2018.
Перечень объектов недвижимости, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство, установлен частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 3 которой, в частности, предусматривает, что получение разрешения на строительство не требуется при строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Пунктом 26 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" дано определение уровню ответственности, как характеристике здания или сооружения, определяемой в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ 'Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" ограничивает круг сооружений вспомогательного использования, указывая уточняющий признак: связь здания и сооружения вспомогательного использования с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения.
Учитывая, что объект недвижимого имущества, о сносе которого заявлено истцом, является строением вспомогательного использования, не может быть признан самовольным строением, поскольку частично расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400413:191 по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 9, представленном обществу с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ ПЛЮС" (арендатору), для использования в целях строительства здания диспетчерскою пункта с открытой площадкой для временной парковки автоспорта и инженерного обеспечения, а частично на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400413:80, который имеет предыдущий номер 24:50:0400413:5, право собственности ответчика на который зарегистрировано 11.02.2011 (договор от 28.01.2011 N 72), у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленного истцом требования.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, истец указал, что зарегистрированные на праве собственности объекты определены в качестве вспомогательных. Вместе с тем, доказательств того, что данные объекты созданы для обслуживания какого-либо основного объекта, не представлено.
Указанные доводы не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Действующее законодательство не содержит определения объекта вспомогательного использования. Вместе с тем, исходя из анализа положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования могут являться: принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности; отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство; наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объекты являются вспомогательными.
В рамках настоящего дела имеет существенное значение правильная квалификация объектов в качестве строений и сооружений вспомогательного использования, поскольку неверная квалификация судом спорного объекта как вспомогательного (невспомогательного) влечет ошибочное применение (либо неприменение) к нему нормы пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В материалах дела имеется техническое заключение от 17.06.2016 N 1-447/1, выполненное ООО Институт "Красноярскпромгражданпроект", согласно которому объект обследования, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400413:191 является строением вспомогательного использования, в связи с чем, имеются основания для применения пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом. Статья 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет собственнику земельного участка право на возведение на земельном участке зданий и сооружений, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика пояснил, что спорное вспомогательное здание необходимо для постройки диспетчерского пункта, для строительства которого арендован земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400413:191.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что объект, о сносе которого просит истец, возведен на принадлежащем ООО "МОНОЛИТ ПЛЮС" на праве собственности земельном участке и на земельном участке, предоставленном на праве аренды, и, как объект вспомогательного назначения, не является самовольной постройкой по смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении заявленного истцом требования.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" октября 2016 года по делу N А33-8994/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8994/2016
Истец: Муниципальное образование город Красноярск в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
Ответчик: ООО "МОНОЛИТ ПЛЮС"
Третье лицо: Росреестр, Федеральная кадастровая палата
Хронология рассмотрения дела:
30.12.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7533/16