г. Омск |
|
28 декабря 2016 г. |
Дело N А46-9218/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14426/2016) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 04.10.2016 по делу N А46-9218/2016 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройгрупп" (ИНН 5501230237, ОГРН 1105543039304) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (ИНН 5504098820, ОГРН 1055507005146) об оспаривании отказа Управления N 2780 от 26.05.2016 в согласовании проекта "Производство работ по рекультивации земель по реконструкции подземного трубопровода "38 км. ж/д переезд - Изюмовская птицефабрика" (Харламовское сельское поселение Таврического муниципального района Омской области), инвентарный номер в Росреестре по Омской области 17-0/32539 от 03.04.2015, возложении на Управление обязанности согласовать проект "Производство работ по рекультивации земель по реконструкции подземного трубопровода "38 км. ж/д переезд - Изюмовская птицефабрика" (Харламовское сельское поселение Таврического муниципального района Омской области), инвентарный номер в Росреестре по Омской области 17-0/32539 от 03.04.2015,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658), Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление Омскмелиоводхоз",
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области - Юрьев Василий Павлович по доверенности N 8 от 11.01.2016 сроком действия до 31.12.2016, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление Омскмелиоводхоз" - Филиппов Александр Петрович по доверенности N 25 от 21.12.2016 сроком действия на 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Стройгрупп" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройгрупп" (далее - заявитель, ООО "Стройгрупп") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее -Министерство), Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее - Управление Россельхознадзора по Омской области) с указанием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным отказа Управления Россельхознадзора по Омской области N 2780 от 26.054.2016 в согласовании проекта "Производство работ по рекультивации земель по реконструкции подземного трубопровода "38 км. ж/д переезд - Изюмовская птицефабрика" (Харламовское сельское поселение Таврического муниципального района Омской области), инвентарный номер в Росреестре по Омской области 17-О/32539 от 03.04.2015, о признании незаконным отказа Министерства N ИСХ-16/МСХ-3415 от 21.06.2016 в выдаче разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения, согласно проекту "Производство работ по рекультивации земель по реконструкции подземного трубопровода "38 км. ж/д переезд - Изюмовская птицефабрика" (Харламовское сельское поселение Таврического муниципального района Омской области), инвентарный номер в Росреестре по Омской области 17-О/32539 от 03.04.2015, об обязании Управление Россельхознадзора по Омской области согласовать проект, "Производство работ по рекультивации земель по реконструкции подземного трубопровода "38 км. ж/д переезд - Изюмовская птицефабрика" (Харламовское сельское поселение Таврического муниципального района Омской области), инвентарный номер в Росреестре по Омской области 17-О/32539 от 03.04.2015, об обязании Министерства выдать разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения, согласно проекту "Производство работ по рекультивации земель по реконструкции подземного трубопровода "38 км. ж/д переезд - Изюмовская птицефабрика" (Харламовское сельское поселение Таврического муниципального района Омской области), инвентарный номер в Росреестре по Омской области 17-О/32539 от 03.04.2015.
Определением Арбитражного суда Омской области от 14.07.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Определением Арбитражного суда Омской области от 09.08.2016 по настоящему делу требование к Министерству выделено в отдельное производство, которому присвоен номер дела А46-12245/2016.
В рамках настоящего дела рассматриваются требования заявителя к Управлению Россельхознадзора по Омской области об оспаривании отказа в согласовании проекта работ по рекультивации земель, об обязании Управления Россельхознадзора по Омской области согласовать проект, "Производство работ по рекультивации земель по реконструкции подземного трубопровода "38 км. ж/д переезд - Изюмовская птицефабрика" (Харламовское сельское поселение Таврического муниципального района Омской области), инвентарный номер в Росреестре по Омской области 17-О/32539 от 03.04.2015.
27.09.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление Омскмелиоводхоз" (далее - ФГБУ "Управление Омскмелиоводхоз").
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.10.2016 по делу N А46-9218/2016 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает на наличии у Управления Россельхознадзора по Омской области полномочий осуществлять согласование проектов рекультивации земельных участков, связанных с нарушением почвенного слоя земель сельскохозяйственного назначения, поскольку проект рекультивации предусматривает порядок восстановления земли именно сельскохозяйственного назначения, при этом одной из сфер Управления Россельхознадзора по Омской области является контроль за соблюдением законодательства в сфере земель сельскохозяйственного назначения. В обоснование своей позиции Министерство сослалось на Положение о порядке выдачи разрешений на на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области, утвержденное Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 18.09.2009 N 41-П.
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора по Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ФГБУ "Управление Омскмелиоводхоз" оставил разрешение апелляционной жалобы на усмотрение суда, пояснил, что не располагает информацией по существу рассматриваемого дела.
Министерство, ООО "Стройгрупп", Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
По заявлению Общества подготовлен проект "Производства работ по рекультивации земель при реконструкции подземного трубопровода "38 км. ж/д переезд - Изюмовская птицефабрика" (Харламовское сельское поселение Таврического муниципального района Омской области). Целью проекта является рекультивация нарушенных земель -восстановление продуктивности, их народнохозяйственной ценности, а также улучшение условий окружающей среды. Рекультивация земель предусмотрена в два этапа: технический и биологический.
Обозначенный проект был направлен на согласование в Управление Россельхознадзора по Омской области.
Рассмотрев представленный проект рекультивации в пределах возложенных полномочий, Управление Россельхознадзора по Омской области направило в адрес Общества ответ от 21.06.2016 N ИСХ-16/МСХ-3415 содержание которого, сводится к следующему:
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Кроме того, согласно Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области землеустроительная документация (в частности проект рекультивации нарушенных земель) согласованию с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области не подлежит.
Вместе с тем заинтересованное лицо отметило, что общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанные с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, обязательные для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами установлены Положением о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67. Мероприятия по рекультивации земель сельскохозяйственного назначения выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации. При производстве работ необходимо обеспечить выполнение полного комплекса мероприятий по технической и биологической рекультивации земель в сроки согласно проектной документации. В случае невыполнения или некачественного выполнения обязательств по рекультивации нарушенных земель в сроки указанные в проектной документации, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
Общество, получив указанное выше письмо от 21.06.2016 N ИСХ-16/МСХ-3415, в свою очередь направило проект рекультивации с заключением Управления Россельхознадзора по Омской области в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
Рассмотрев указанный проект, Министерство в письме от 21.06.2016 N ИСХ-16/МСХ-3415 сообщило Обществу об отказе в выдаче разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения Омской области, мотивировав отказ наличием следующих обстоятельств.
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 18.09.2009 N 41-п "Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области" (далее - Положение), проект рекультивации должен быть согласован, в том числе, с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области. Из представленного письма Россельхознадзора не следует, что проект рекультивации согласован в части вопросов, установленных для согласования подпунктом 1 пункта 3 Положения. Таким образом, в соответствии с подпунктом 5 пункта 8 Положения, разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения Омской области, Обществу не может быть выдано.
Полагая, что отказ Управления Россельхознадзора по Омской области в согласовании проекта работ по рекультивации земель является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
04.10.2016 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование ООО "Стройгрупп" об оспаривании отказа Управления Россельхознадзора по Омской области в согласовании проекта "Производство работ по рекультивации земель по реконструкции подземного трубопровода "38 км. ж/д переезд - Изюмовская птицефабрика" (Харламовское сельское поселение Таврического муниципального района Омской области), инвентарный номер в Росреестре по Омской области 17-О/32539 от 03.04.2015, подлежит удовлетворению при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного отказа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим отказом прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 19 Федерального закона Российской Федерации от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее Закон N 78-ФЗ) к видам землеустроительной документации относятся, в том числе, проекты рекультивации нарушенных земель. При этом, в соответствии со статьей 1 указанного закона под землеустройством понимаются мероприятия, в том числе, по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
В соответствии со статьей 4 Закона N 78-ФЗ землеустройство проводится на основании решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, а также на основании договоров о проведении землеустройства и судебных решений.
Согласно пункту 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 указанного выше Положения Роскадастр и его территориальные органы обеспечивают проведение согласования в том числе, документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответствии с решениями органов государственной власти; документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности. Согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.
В настоящее время вопросы восстановления нарушенных земель регулируются Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N 525, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22.12.1995 (далее - Основные положения).
В соответствии с пунктом 4 Основных положений рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова (абзац 3 пункта 5 Основных положений).
Согласно пункту 6 Основных положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Проект рекультивации нарушенных земель, согласованный с местными органами Минприроды России и Роскомземом (в настоящее время - Росреестр), включен в (рекомендуемый) Перечень материалов, представляемых при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, утвержденный Приказом Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Проекты рекультивации нарушенных земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, согласуются в порядке, который должен устанавливаться органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, при этом, если проектируются работы, не связанные с изъятием земель, такие проекты должны быть согласованы с собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами земель. При этом, обязательного согласования проекта рекультивации с указанными выше органами государственной власти при его предоставлении в уполномоченный орган для выдачи разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения, действующим законодательством не предусмотрено.
В силу подпункта 1 пункта 3 Положения о порядке выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 18.09.2009 N 41-п, вместе с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ в Министерство заявителями представляется схема (проект) рекультивации нарушенных земель, утвержденная собственником земельного участка, на котором планируется проведение работ (далее - земельный участок), землепользователем или землевладельцем земельного участка (далее - схема). Представленная схема (проект) рекультивации нарушенных земель должна быть согласована:
1) с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области в части мероприятий, необходимых для восстановления нарушенного плодородного слоя почвы.
2) с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в части:
- наличия у заявителя права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды, ограниченного пользования (сервитута) на земельный участок;
- соответствия схемы (проекта) рекультивации нарушенных земель исходным данным и требованиям проведения землеустройства (за исключением вопросов, отнесенных к предмету согласования с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области).
Как усматривается из материалов дела, позиция Министерства о наличии у Управления Россельхознадзора по Омской области полномочий по согласованию представленного заявителем проекта производства работ по рекультивации земель обоснована исключительно ссылкой на подзаконные ведомственные акты, которые по своему содержанию и статусу не могут служить источником таких полномочий.
В свою очередь, федеральным законом норм, устанавливающих порядок обязательного согласования землеустроительной документации (в том числе проекта рекультивации земель) Управлением Россельхознадзора по Омской области, не предусмотрено.
Таким образом, соглашаясь с доводами Управления Россельхознадзора по Омской области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ, изложенный в письме от 21.06.2016 N ИСХ-16/МСХ-3415, не препятствует Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области в рассмотрении просьбы ООО "Стройгрупп" о выдаче разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения, согласно проекту "Производство работ по рекультивации земель про реконструкции подземного трубопровода "38 км. ж/д переезд - Изюмовская птицефабрика (Харламовское сельское поселение Таврического муниципального района Омской области), а также не создает препятствий для выдачи Обществу названого разрешения, а потому - не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В связи с тем, что оспариваемый отказ в согласовании проекта рекультивации не нарушает прав и законных интересов заявителя на право получения разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения, совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания его недействительным, отсутствует.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Министерства в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Министерством, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.10.2016 по делу N А46-9218/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9218/2016
Истец: ООО "СТРОЙГРУПП"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ "Управление Омскмелиоводхоз"