Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2017 г. N Ф06-19907/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
29 декабря 2016 г. |
Дело N А65-20878/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" - представитель не явился, извещено,
от государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 декабря 2016 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 ноября 2016 года по делу N А65-20878/2016 (судья Мазитов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" (ОГРН 1081650020121, ИНН 1650186989), Республика Татарстан, г.Набережные Челны, к государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании недействительным п.24 предписания N НЧ-12814/25 от 18 июля 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" (далее - ООО УК "Электротехников", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным п.24 предписания государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - жилищная инспекция), выданного должностным лицом государственной жилищной инспекции Республики Татарстан N НЧ-12814/25 от 18 июля 2016 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 ноября 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО УК "Электротехников" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что заявитель не является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, поэтому отсутствуют основания для применения в отношении него положений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, с 01 по 18 июля 2016 года жилищная инспекция провела в отношении заявителя плановую проверку, согласовав ее проведение с прокуратурой Республики Татарстан. В ходе проверки выявлены нарушения в деятельности заявителя по обслуживанию, проверке вентиляционных систем для обеспечения технически исправного состояния вентиляционных каналов, конструкций систем, нормативного уровня температурно-влажностного режима и кратности воздухообмена для различных помещений жилых домов. В частности, установлено, что для проведения работ договора на оказание услуг по обслуживанию вентиляционных каналов жилых домов заявителем не привлекаются специализированные организации. В соответствующих подрядных организациях работы по обслуживанию вентиляционных каналов проводятся собственными работниками организации, прошедшими обучение и получившими сертификат соответствия требованиям должностной инструкции: специалист по ремонту и обслуживанию систем вентиляции, выданный региональной системой добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере "ЖКХ-Качество" ООО "РИТЦ-инжиниринг". Отсутствуют акты (не предоставлены) акты проверки и прочистки вентиляционных каналов жилых домов, составленные с привлечением специализированной организацией, допущенной к выполнению соответствующих работ на основании лицензии.
По результатам проверки жилищной инспекцией составлен акт проверки N НЧ-12814 от 18 июля 2016 года и выдано предписание N НЧ-12814/25 от 18 июля 2016 года, согласно которому заявителю предписано в п.24 устранить нарушение - предоставить акты проверки вентиляционных каналов с привлечением специализированной организацией в соответствии с законодательством РФ.
В силу п.5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (далее - Положение) органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами. Органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением, давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Пунктом 2 данного Положения предусмотрено, что система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).
Согласно п.5 Правил N 410 обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Подпункт "а" пункта 11 Правил N 410 предусматривает, что надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии у них лицензии, предусмотренной пунктом 14 Правил), либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в пункте 14 Правил.
Пунктом 12 Правил N 410 предусмотрено, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится: в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона) (подпункт "в").
Согласно п.14 Правил N 410 договор о проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте дымовых и вентиляционных каналов заключается с организацией, допущенной к выполнению соответствующих работ на основании лицензии, выданной в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1225 (далее - Положение N 1225), и исполняется в порядке, предусмотренном статьями 730 - 739 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (приложение к Положению N 1225) входят монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (п.4).
Таким образом, в силу приведенных положений пунктов 5, 11, 12, 14 Правил проверка вентиляционных каналов многоквартирного дома должна проводится организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Заявителем указанные Правила соблюдены не были, договор о проводке дымовых и вентиляционных каналов с такой организацией заключен не был, проверка вентиляционных и дымовых каналов в управляемых (обслуживаемых) заявителем многоквартирных домах такой организацией не осуществлялась.
Часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что предписание в оспариваемой части соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель не является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, отклоняются. Данное обстоятельство не освобождает заявителя как управляющую организацию от соблюдения возложенных на него обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в обслуживаемом многоквартирном жилом доме, к которому в числе прочего относятся системы (элементы систем) дымоудаления и противодымной вентиляции. При этом в отношении данного имущества требуется выполнение требований, установленных Правилами N 410, предъявляемых к обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о законности оспоренного предписания жилищной инспекции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 10 ноября 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вместе с тем надлежит возвратить ООО УК "Электротехников" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 21 ноября 2016 года N 2253 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 ноября 2016 года по делу N А65-20878/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 21 ноября 2016 года N 2253 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20878/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2017 г. N Ф06-19907/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Управляющая компания "Электротехников", г.Набережные Челны
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, г.Казань