г. Красноярск |
|
09 января 2017 г. |
Дело N А33-18467/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" января 2017 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Юдин Д.В.,
при секретаре судебного заседания Маланчик Д.Г.,
без вызова сторон,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общество "Красноярскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "08" ноября 2016 года по делу N А33-18467/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Щёлоковой О.С.,
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479, далее - агентство, ответчик) о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества за период с января по май 2016 года в сумме 9744 рубля 95 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "08" ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что взыскание задолженности за содержание и ремонт помещение с лица, не являющегося собственником, возможно в рамках заключенного договора с управляющей компанией, а в данном случае такой договор на 2016 год с Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю заключен не был, в связи с чем взыскание должно производиться с собственника помещения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласилось, в ее удовлетворении просило отказать.
Стороны уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 28.11.2016 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru). В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено без вызова сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между публичным акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Шарыпово, 1 мкр-н, 4, заключен договор управления многоквартирным домом от 01.01.2012.
На основании пункта 3.1 договора собственники и наймодатели, арендодатели поручают, а управляющая организация обязуется в течение срока действия договора за плату, предусмотренную настоящим договором оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоэтажном доме, предоставлять коммунальные услуги нанимателям и собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 26.08.2011, выписке из реестра федерального имущества от 26.08.2016 N 191/1, выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.08.2016 N 24/001/091/2016-5155 на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае нежилое помещение N 102 площадью 108,70 кв.м., расположенное по адресу: г. Шарыпово, 1 мкр-н, 4, передано на праве оперативного управления Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю.
Публичное акционерное обществом "Красноярскэнергосбыт", ссылаясь на то, что Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в Красноярском крае расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме за период с января по май 2016 года пропорционально площади нежилого помещения N 102, расположенного по адресу: г. Шарыпово, 1 микрорайон, 4, управляющей компании не возмещены, обратилось в суд с иском о взыскании 9744 рублей 95 копеек.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с положением статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из содержания статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. С учетом приведенного правового регулирования, расчет задолженности по содержанию общего имущества дома представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа, утвержденного решением собственников помещений либо органами местного самоуправления, на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Системное толкование вышеприведенных норм, закрепленных в статьях 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьях 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяет суду сделать вывод о том, что законом прямо установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22).
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 26.08.2011, выписке из реестра федерального имущества от 26.08.2016 N 191/1, выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.08.2016 N 24/001/091/2016-5155 на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае нежилое помещение N 102 площадью 108,70 кв.м., расположенное по адресу: г. Шарыпово, 1 мкр-н, 4, передано на праве оперативного управления Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю.
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьями 294, 295 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и предприятия в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в хозяйственное ведение, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
При таких обстоятельствах, в силу прямого указания закона, обладатели права оперативного управления обязаны нести расходы по содержанию общего имущества.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на отсутствие прямого договора с Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю, что согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.04.2011 N 16646/10, исключает взыскание с арендатора расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, отклоняется апелляционным судом, поскольку в отношении спорного помещения зарегистрировано право оперативного управления иного лица, арендный отношения между собственником и этим лицом в данном случае отсутствуют.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами первой инстанции об отсутствии у ответчика обязанности по несению расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в силу передачи спорного нежилого помещения в оперативное управление.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска является законным и обоснованным, в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменению или отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на истца, государственная пошлина при обращении с апелляционной жалобой уплачена истцом в установленном размере.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 ноября 2016 года по делу N А33-18467/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18467/2016
Истец: ПАО "КРАСНОЯРСКЭНЕРГОСБЫТ", ПАО "Красноярскэнергосбыт" Шарыповское межрайонное отделение, ПАО Представитель Красноярскэнергосбыт
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае
Хронология рассмотрения дела:
09.01.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7630/16