Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2017 г. N Ф08-1284/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2016 г. |
дело N А32-25664/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Харченко В.Е.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономики Краснодарского края на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 по делу N А32-25664/2015 по заявлению государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС" об установлении требований кредитора и заявлению министерства экономики Краснодарского края об установлении требований кредитора, предъявленных в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "АРТ-Стройинвест" (ИНН 2308069136, ОГРН 1022301218390),
принятое в составе судьи Гордюка А.В.
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "АРТ-Стройинвест" (далее - ООО "АРТ-Стройинвест", должник) в Арбитражный суд Краснодарского края обратились государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС" и министерство экономики Краснодарского края с заявлениями об установлении требований кредитора.
Определением суда от 11.10.2016, с учетом исправительного определения от 03.11.16 включены требования государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС" в размере 36 077 рублей неосновательного обогащения, 3 996 рублей 47 копеек судебных расходов и отдельно 7 517 рублей 23 копейки процентов и 30 055 рублей 51 копеек неустойки в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "АРТ-Стройинвест". Отказано в удовлетворении требований министерства экономики Краснодарского края.
Министерство экономики Краснодарского края обжаловало определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить определение суда от 11.10.2016, отказать в удовлетворении заявления государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС" о включении требований в реестр требований кредиторов ООО "АРТ-Стройинвест". Включить в реестр требований кредиторов ООО "АРТ-Стройинвест" задолженность перед бюджетом Краснодарского края в лице министерства экономики Краснодарского края в размене 77 646 руб. 21 коп., в том числе: 36 077 руб. - неосновательное обогащение, 7 517 руб. 23 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, 30 055 руб. 51 коп. - неустойка, 3 806 руб. 47 коп. - расходы по оплате государственной пошлины, 190 руб. - расходы по оплате почтовых расходов.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что денежные средства, подлежащие взысканию с ООО "АРТ-Стройинвест" на основании решений Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2015 по делу N А32-31965/2015 и от 30.03.2016 по делу N А32-31412/2015, перечисляются в бюджет Краснодарского края и являются доходами краевого бюджета. В делах о банкротстве представлять требования Краснодарского края по денежным обязательствам уполномочено только министерство экономики Краснодарского края. Надлежащим заявителем требований о включении задолженности перед бюджетом Краснодарского края в размере 77 646 руб. 28 коп. в реестр требований кредиторов ООО "АРТ-Стройинвест" является министерство экономики Краснодарского края, а не государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС".
В отзыве на апелляционную жалобу государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС" просит определение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили.
От министерства экономики Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, которое удовлетворено протокольным определением.
От государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, которое удовлетворено протокольным определением.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Югстальмонтаж" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании ООО "АРТ-Стройинвест" несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2015 заявление принято к производству.
Определением от 28.09.2015 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждён Одинцов Николай Васильевич.
Решением от 11.05.2016 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении его введено конкурсное производство, исполняющим обязанности утверждён Одинцов Н.В.
Определением от 02.06.2016 конкурсным управляющим утверждена Никонорова Наталья Олеговна.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС" (далее - служба) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об установлении требований кредитора в размере 45 400 рублей 70 копеек.
Основанием требований послужило взыскание с должника в пользу службы 36 077 рублей неосновательного обогащения по государственному контракту от 27.06.2013 N 0318200063913001379-0263323-02 на Капитальный ремонт здания, Литер "Е", ГКУ КК "ККАСС "Кубань-СПАС" по ул. Демуса, 13 в г. Краснодаре, 7 517 рублей 23 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами и 1806 рублей 47 копеек государственной пошлины. Указанная сумма взыскана решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2016 по делу N А32-31412/2015.
Определением от 07.06.2016 заявление принято к производству в рамках обособленного спора 118-УТ.
Служба также обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о включении в реестр требований в размере 21 711 рублей 29 копеек неустойки за период с 13.08.2013 по 24.09.2013 по государственному контракту от 27.06.2013 N 0318200063913001379-0263323-02 и 8 344,29 руб. неустойки за период с 20.09.2013 по 29.10.2013 по государственному контракту от 05.08.2013 N 0318200063913002042-0263323-01, а также 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины и 190 руб. по оплате почтовых расходов. Указанная сумма взыскана решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2015 по делу N А32-31965/2015.
Определением от 06.07.2016 заявление принято к производству Арбитражного суда Краснодарского края в рамках обособленного спора N 135-УТ.
Министерство экономики Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о включении в реестр требований, которые возникли на основании неисполнения государственных контрактов от 05.08.2013 N 0318200063913002042-0263323-01 и от 27.06.2013 N 0318200063913001379-0263323-02, и которые взысканы судебными актами по делам N А32-31965/2015 и А32-31412/2015.
Определением от 08.07.2016 заявление принято к производству в рамках обособленного спора N 140-УТ.
С учетом мнения участвующих в деле лиц Арбитражный суд Краснодарского края протокольным определением объединил рассмотрение вышеуказанных заявлений в одно производство.
Служба просила удовлетворить свои требования и отказать в удовлетворении заявления министерства, полагая, что спор возник в связи с неисполнением контрактов, стороной которых являлась служба.
Министерство просило учесть, что служба является ненадлежащим заявителем, поскольку все доходы от деятельности казенного учреждения поступают в бюджет Краснодарского края, а министерство является уполномоченным органом по требованиям денежных обязательств Краснодарского края.
Арбитражный суд Краснодарского края, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что заявление государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС" является обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку размер требований к должнику определен решениями Арбитражного суда Краснодарского края по делам N А32-31965/2015 и N А32-31412/2015, значимым для правильного рассмотрения спора является определение лица, компетентного обратиться в Арбитражный суд Краснодарского края в рамках дела о несостоятельности для включения установленных судом требований в реестр.
В силу статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из буквального толкования нормы, содержащейся в абзаце девятом статьи 2 Закона о банкротстве следует, что правом на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам субъекта Российской Федерации обладает не любой орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а только наделенный для этого специальным полномочием.
Данная норма права направлена на объединение требований по обязательствам перед субъектом Российской Федерации и представление интересов специально уполномоченным на то лицом - уполномоченным органом, который должен быть определен на уровне субъекта Российской Федерации.
Указанные положения обеспечивают проведение единой политики субъекта Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Уполномоченный орган в установленном порядке консолидирует информацию о наличии неисполненных требований к должнику об уплате обязательных платежей или по денежным обязательствам для целей предъявления в порядке, предусмотренном ст. 71, 100, 142 Закона о банкротстве, требований Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона о банкротстве могут определять собственные органы государственного управления либо местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственного субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 755 утверждено Положение о министерстве экономики Краснодарского края, в соответствии с которым за министерством закреплена функция уполномоченного органа Краснодарского края по представлению требований Краснодарского края по денежным обязательствам в делах о банкротстве (пункт 3.17 Положения).
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС" в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации является некоммерческой организацией - государственным учреждением.
На основании пункта 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В силу пункта 8 названной статьи особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.
В силу пункта 1 статьи 9.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 3 данного закона некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
На основании статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При этом пунктом 8 названной статьи определено, что казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
Из анализа вышеуказанных норм в их совокупности и системной связи следует, что обязательства должника перед службой, установленные судебными актами по делам N А32-31965/2015 и А32-31412/2015, не являются денежными обязательствами Краснодарского края как субъекта Российской Федерации, поскольку они возникли на основании гражданско-правовых сделок, заключенных службой от своего имени в качестве самостоятельного юридического лица.
То обстоятельство, что доходы казенного учреждения поступают в соответствующий бюджет (в данном случае бюджет Краснодарского края), не меняет правовой природы денежных обязательств, поскольку они не могут считаться возникшими непосредственно у Краснодарского края. Идея создания уполномоченного органа по денежным обязательствам (требованиям) государства или муниципалитета в делах о банкротстве состоит в определении органа, который бы представлял государство или муниципалитет в качестве непосредственного кредитора в порядке статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках банкротных правоотношений.
Так как непосредственной стороной в государственных контрактах от 05.08.2013 N 0318200063913002042-0263323-01 и от 27.06.2013 N 0318200063913001379-0263323-02 выступал не Краснодарский край, а государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС", суд пришел к правильному выводу о том, что конкурсным кредитором в данном деле является служба.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно установил, что в реестр требований кредиторов надлежит включить требования службы и отказал в удовлетворении требования министерства экономики Краснодарского края.
Доводы подателя жалобы, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведенным последним в суде первой инстанции, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку. Апелляционный суд считает, что оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 по делу N А32-25664/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25664/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2017 г. N Ф08-1284/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: ООО "АРТ-СТРОЙИНВЕСТ", ООО АРТ-Стройинвест
Кредитор: ГКУ КК " Кубань Спас, ГКУ КК "Кубань-СПАС", ГСКО учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии школа-интернат 1-2 вила Кр кр, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ООО "Южстальмонтаж"
Третье лицо: НП КМ СРО АУ "Единство", ООО "АРТ-Стройинвест", УФНС по Краснодарскому краю, ИФНС России N 1 по г. Краснодару, Никонорова Н. О., Одинцов Николай Васильевич, ООО Конкурсный управляющий "Арт-Стройинвест" Никонорова Наталья Олеговна, УФРС по КК
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25664/15
16.03.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1284/17
28.12.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19015/16
11.05.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25664/15
28.09.2015 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25664/15