г. Санкт-Петербург |
|
27 июня 2017 г. |
Дело N А56-80013/2016 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Сомова Е.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7453/2017) ООО "Омега Фарма" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2017 по делу N А56-80013/2016(судья Захаров В.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению ООО "Омега Фарма"
к Пулковской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА ФАРМА" (далее - заявитель, Общество, декларант) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пулковской таможни от 04.10.2016 по делу об административном правонарушении N 10221000-1122/2016.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 13.02.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на нарушение таможенным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности, кроме того, по мнению апеллянта действия Общества не образуют состава вмененного правонарушения. Более того, не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11.11.2014 ООО "Омега Фарма" в Пулковский таможенный пост в электронной форме подана декларация на товары N 10221010/111114/0049673 (далее - ДТ) для декларирования в соответствии с таможенной процедурой ИМ 40 "выпуск для внутреннего потребления" товаров, поступивших в адрес Общества.
Согласно сведений, заявленных ООО "Омега Фарма" в ДТ, товары представляют собой: "биологически активная добавка к пище "Тутти Фрутти Омега 3", сладкие жевательные капсулы по 500 мг, без содержания этилового спирта, не лекарственные препараты, не для медицинских целей, годен до 22.09.2016 года, упакованы в 36 мешков из полимерной пленки, в 36 картонных коробках, партия - Z365, изготовитель: Bioriginal EUROPE/ASIA B.V., товарный знак: отсутствует, количество: 496800 шт.".
В ходе проведения таможенного контроля в форме камеральной таможенной проверки должностным лицом отдела таможенного контроля после выпуска товаров Пулковской таможни установлено, что задекларированные товары подлежат обязательной оценке на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза (далее - ТС) "Пищевая продукция в части ее маркировки", утверждённого Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2012) и технического регламента ТС "О безопасности пищевой продукции", утверждённого Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011).
В качестве документа, подтверждающего соответствие товара требованиям ТР ТС, в гр. 44 ДТ заявлены сведения о свидетельстве о государственной регистрации (далее - СГР) N RU.77.99.11.003.E.002289.03.13 от 19.03.2013.
Согласно сведений из СГР, поименованная в нём продукция (биологически активная добавка к пище "Tutti Frutti Омега 3" (сладкие жевательные капсулы по 500 мг)) соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
В порядке выборочного контроля проведен таможенный досмотр партии товаров, задекларированных по ДТ N 10221010/111114/0049673.
В ходе таможенного досмотра (АТД N 10221010/121114/000546) установлено, что на товарах представляющих собой: "капсулы овальной формы желтого цвета однородной структуры, упакованы в пакет из полимерного материала навалом, не для розничной продажи, маркировка на пакете отсутствует, всего 36 пакетов с содержимым, расположенных в 36 картонных коробках по 1 пакету в каждом" не содержится маркировки, соответствующей требованиям, установленным ст. 4 ТР ТС 022/2011 и ст. 39 ТР ТС 021/2011.
Таким образом, свидетельство о государственной регистрации N RU.77.99.11.003.Е.002289.03.13 не может подтверждать соответствие вышеуказанных товаров требованиям ТР ТС 022/2011, ТР ТС 021/2011 и является неприменимым к декларируемым товарам.
Кроме того на мешках из полимерной пленки отсутствует информация о том, что в мешках содержится именно биологически активная добавка к пище "Tutti Frutti Омега 3" (сладкие жевательные капсулы по 500 мг.).
25.08.2016 - должностным лицом отдела таможенного контроля после выпуска товаров Пулковской таможни в отношении ООО "Омега Фарма" составлен протокол об АП N 10221000-1122/2016 по ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России).
25.08.2016 протокол с материалами дела об административном правонарушении в порядке ст. 28.8 КоАП РФ передан на рассмотрение.
Постановлением от 04.10.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10221000-1122/2016 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводам о доказанности таможней состава административного правонарушения в действиях Общества, об отсутствии существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и об отсутствии оснований для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного, суд первой инстанции оставил заявленные требования без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения принятого по делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества на основании следующего.
В соответствии со статьей 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 8 статьи 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При декларировании товаров представляются, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).
Статьей 189 ТК ТС установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП для целей применения главы 16 Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведений, документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Как следует из материалов дела, ввезенная Обществом продукция подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), и Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011).
Согласно пп. 3.1 п. 3 Решения N 880, ТР ТС 021/2011 вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Согласно пп. 3.3 п. 3 Решения допускается выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства - члена ТС, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу ТР, до 15 февраля 2015 года.
Согласно пп. 2.1 п. 2 Решения N 881, ТР ТС 022/2011 вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Согласно АТД N 10221010/131114/000546, на транспортной упаковке содержится маркировка: "OMEGA PHARMA, 9 th-line. 26А, 2Н, 199048 ST.PETERSBURG, RUSSIA, BIORIGINAL INNOVATIVE OMEGA SOLUTIONS; PRODUCT: CAPS CHEW BioPureDHA 500 mg tfr; PRODUCT CODE BIORIGINAL: 829050; Batch: Z365; PRODUCTION DATE: 22/09/2014; BEST BEFORE DATE: 22/09/2016/; NUMBER of capsules: 13.800; YOUR Reference: D- 11/14 of November 2014; NL 3666 EC; BIORIGINAL EUROPE/ASIA B.V.; BOSLAND 40, 3258 AC DEN BOMMEL, THE NETHERLANDS, www. Bioriginal.com". На индивидуальной упаковке товаров маркировки не содержится.
Согласно пп. 2.2 п. 2 Решения N 881 выпуск в обращение пищевой продукции в соответствии с обязательными требованиями к пищевой продукции в части ее маркировки, установленными нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства - члена ТС до дня вступления в силу (01.07.2013) ТР ТС 022/2011, допускается до 15 февраля 2015 года.
Российская Федерация является членом Таможенного союза с 06.07.2010 года. Следовательно, для производства и выпуска в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами, Заявитель обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, как члена таможенного союза.
В данном случае требования к маркировке биологически активным добавкам установлены Разделом 1 "Требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" Главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утверждённых Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 (далее - Раздел).
Пунктом 18 Раздела установлены обязательные сведения, подлежащие указанию для отдельных видов пищевых продуктов, в том числе биологически активных добавок (далее - БАД), в том числе:
- область применения (для продуктов детского, диетического и специализированного питания, пищевых добавок, ароматизаторов, биологически активных добавок к пище);
- наименование ингредиентов, входящих в состав пищевого продукта, пищевые добавки, микробные культуры, закваски и вещества, используемые для обогащения пищевых продуктов; в БАД к пище и обогащенных продуктах для биологически активных компонентов указывают также проценты от суточной физиологической потребности, установленной законодательством государств- членов, если такая потребность установлена;
- рекомендации по использованию, применению, при необходимости, - противопоказания к их использованию;
- для биологически активных добавок к пище обязательна информация: "Не является лекарством";
- для пищевых продуктов, полученных с применением ГМО, в том числе не содержащих дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) и белок, обязательна информация: "генетически модифицированная продукция", или "продукция, полученная из генно-инженерно-модифицированных организмов" или "продукция содержит компоненты генно-инженерно-модифицированных
- организмов" (содержание в пищевых продуктах 0,9% и менее компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически неустранимой примесью и пищевые продукты, содержащие указанное количество компонентов ГМО, не относятся к категории пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО);
- для пищевых продуктов, полученных из/или с использованием генно- инженерно-модифицированных микроорганизмов (бактерий, дрожжей мицелиальных грибов, генетический материал которых изменен с использованием методов генной инженерии) (далее - ГММ), обязательна информация:
- для содержащих живые ГММ - "Продукт содержит живые генно- инженерно-модифицированные микроорганизмы";
- для содержащих нежизнеспособные ГММ - "Продукт получен с использованием генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов";
- для освобожденных от технологических ГММ или для полученных с использованием компонентов, освобожденных от ГММ, - "Продукт содержит компоненты, полученные с использованием генно-инженерно- модифицированных микроорганизмов";
- для пищевых продуктов, произведенных с использованием технологий, обеспечивающих их изготовление из сырья, полученного без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения и в соответствии с законодательством государств- членов, указывается информация: "органический продукт";
- при маркировке пищевой и энергетической ценности продовольственного сырья и пищевых продуктов сведения о содержании белков, жиров, углеводов и энергетической ценности приводятся в случае, если их количество в 100 г (мл) продовольственного сырья или пищевого продукта превышает 2%, минеральных веществ и витаминов - 5% от рекомендуемой физиологической - суточной потребности, установленной законодательством государств-членов. Для вкусовых продуктов (кофе, чай, уксус, специи, поваренная соль и другие) маркировка пищевой и энергетической ценности не требуется;
- другая информация согласно национальному законодательству государств - членов ТС.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 50 введен в действие СанПиН 2.3.2.1290-03 "2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН).
В соответствии с п. 1.2 СанПиНа он устанавливает обязательные требования к БАД, в том числе при их ввозе на территорию РФ.
Пунктом 4.4 СанПиНа установлено, что информация о БАД должна содержать:
- наименования БАД, и в частности:
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- состав БАД с указанием ингредиентного состава в порядке, соответствующем их убыванию в весовом или процентном выражении;
- сведения об основных потребительских свойствах БАД;
- сведения о весе или объеме БАД в единице потребительской упаковки и весе или объеме единицы продукта;
- сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний;
- указание, что БАД не является лекарством;
- дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;
- условия хранения;
- информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты;
- место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.
Также п. 4.3 СанПиНа установлено, что требования к информации, нанесенной на этикетку БАД, устанавливаются в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, регламентирующими вынесение на этикетку информации для потребителя.
Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством РФ о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке:
- о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
- о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок);
- о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);
- об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения);
- о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.
АТД зафиксировано отсутствие на товарах маркировки, предусмотренной п. 18 Раздела, а именно:
- наименования БАД, и в частности:
- сведения об основных потребительских свойствах БАД;
- сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний;
- указание, что БАД не является лекарством;
- условия хранения;
- информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты;
- наименование ингредиентов, входящих в состав пищевого продукта, пищевые добавки, микробные культуры, закваски и вещества, используемые для обогащения пищевых продуктов; в БАД к пище и обогащенных продуктах для биологически активных компонентов указывают также проценты от суточной физиологической потребности, установленной законодательством государств - членов, если такая потребность установлена.
Как верно установлено судом первой инстанции, представленное СГР N RU.77.99.11.003.Е.002289.03.13 от 19.03.2013 не может служить документом, подтверждающим соответствие товара единым санитарно- эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, так как маркировка товара не соответствует установленным требованиям.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт представления Обществом недействительного документа, что в свою очередь образует в его действиях событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований таможенного законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.
Подавая в таможенный орган соответствующие сведения и документы, Общество, исходя из положений статьи 189 ТК ТС, обязано было убедиться в их достоверности, что в свою очередь не было сделано последним.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение таможней процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, штраф назначен в пределах санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, не имелось у суда первой инстанции и оснований для освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку Общество не приводит подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
С учетом вышеприведенного, а также принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2017 по делу N А56-80013/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80013/2016
Истец: ООО "ОМЕГА ФАРМА"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Северо-Западное таможенное управление Пулковская таможня